Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Дела церковные

Попался на глаза околоцерковный дискурс. Подобные проблемы в нашем обществе обычно не освещаются ни в печати, ни в интернете. Только отдельные блогеры, именующие себя православными вникают в суть их. Но проблемы есть и очень серьезные проблемы. Это только на первый взгляд у нас в церкви процветает роскошь, мерседесы, брегеты и виллы на побережье. А на самом деле разочарование бытом духовенства не со стороны, а изнутри, разочарование самого духовенства, растут день ото дня. И на то есть причины. Но вначале обсуждение отправки за штат двух клириков РПЦ.



Welloffmen "Я вам скажу (по секрету), как все было. Первый, - свящ.Терехин (стаж 3 года), тупо не захотел гемороя для своей семьи, и не стал перевозить ее в глухомань. Все его преступление.
Второй же, - прот. Писаренко (без году митрофорный, с 4 несоверш. детьми), без видимых причин, но по чьей-то злой воле, будучи переведен из Богородска в деревню под начальство своего злокозненного врага, с окладом 5000р, тупо положил на всех с прибором, и пошел работать на нормальную работу.
Все просто - Система выдавила неугодных. Первый стал махать шашкой и кричать на всех углах о несправедливости Системы, а второй, опытно зная о бессмысленности подобных телодвижений, решил тихо начать жизнь с нуля".


(Анонимно): "Вот это уже похоже на правду.... Бытовуха.. А то раздули из мухи слона: "ацкий сОтона в виде РПЦ ополчился на двух святых, вставайте на их защиту, люди русские......"

(Анонимно): "Просто наш больной батя бросил свой приход и не то, что переезжать, даже служить перестал ездить по воскресным дням и праздникам. На звонки отвечать также перестал, от встреч отказывался, на совет не поехал. Какой тут может быть вывод? Правильно... приложенный к письму указ. Обратите внимание, совет состоялся 14 февраля, ещё до начала его козней в социальных сетях и ахилле. Браво Димон! Снимай Крест... кстати, про нательный в указе не сказано".

nefilogivanov "Простите, а что "непохоже на правду"? Это четкое, в 3 предложения, изложение того, о чем писал и говорил о. Димитрий Терехин. Но лаконичное описание ситуации не делает её менее трагичной. Это не "бытовуха", это полное попрание даже не евангельских, а просто человеческих норм. В армии, к примеру, офицера тоже могут кидать из конца в конец, но в законах прописаны все его права, льготы и соц.гарантии, а здесь, кроме произвола архиерея, ничего нет. Нас ждет жуткая, дичайшая маргинализация следующего поколения духовенства. Знаете, как в Советской армии непоступивших в РВВДКУ уговаривали пойти в какое-нибудь училище химзащиты, так скоро в провинциальные семинарии будут среди непоступивших в ПТУ агитировать...
deltaplann :"По своему жизненному опыту скажу, что более незащищённого слоя населения, чем духовенство, трудно найти. Мало где так разбрасываются кадрами, мало где так их не ценят. Знакомые девочки- певчие забросили хоры, устроились на светскую работу. Говорят, что да, конфликты на работе бывают. Но нигде при этом сразу же на дверь начальники не показывают. Ну нет такого отношения к подчинённым, нет! Надо что-то очень напортачить, чтобы лишили премии, сделали выговор (но всё равно не уволили).

Священник никогда не знает, что будет завтра, и где он будет завтра. Не знает и семья, которой надо как-то жить, оплачивать платёжки отовсюду, а доходы очень туманны. Постоянно не знаешь на что рассчитывать, и эта нестабильность положения большой семьи ненормальна.
Много лет назад моя свекровь допытывала меня: сколько в год мы получаем с треб? Каковы наши накопления? Я ничего конкретного не могла ей сказать, т.к. нет среднестатистической цифры доходов, и быть не может. А она в свою очередь никак не могла этого понять, "врубиться" в тему. Думала, что мы что-то скрываем... К примеру, в один Великий Пост мы смогли накопить 30 тыщ и поменять окна в доме. Но в другой год не отложили ничего. И это было ещё до кризиса, в более сытные времена".
Далее. Те же православные упрекают батюшек в том, что они не с народом, а собственными проблемами бытоустройства и «навара».



Неужели до кого-то дошло, что христианство – это не стояние со свечкой в церкви, и не выступления вальяжного протоирея Димитрия Смирнова с поучениями с экрана ТВ? Мало открыть семинарии и церкви, нужно подумать, как и за счет чего будет существовать и семинарист-будущий священник, и храм. Никогда, во все времена не было так, чтобы люди в одночасье переменили убеждения и более того ради этих убеждений ДОБРОВОЛЬНО стали отчислять часть своих доходов на содержание чужих им семей.
Ни разу не встретился мне человек, анализирующий себя, свои поступки и понимающий что и почему он делает. Новые верующие являют собой образец либо огромного лицемерия и конъюнктуры, либо восторженной ограниченности. Либо упертый фанатизм и нетерпимость по отношению к Советскому прошлому, либо исключительная утилитарность помыслов: если не мощи или пояса, которые исцеляют, если не купания в проруби и святая вода, либо спонсорская помощь ради обналичивания через церковь собственных банковских счетов без всякой отчетности. Не удивительно. Форма, внесенная в общество, общество грамотное, образованное, воспитанное на естествознании и соответственно, полностью материалистическое, не может наполниться в одночасье средневековым содержанием страха Божьего.
То, что в Европе именуют темными веками, явилось не просто следствием уничтожения языческой античной культуры, но непременным условием внедрения новой монотеистической религии.
Вспомните, какой народ просвещал и объединял пророк Мухаммед? Полудикие кочевые племена Аравийского полуострова, не имеющие даже цивилизованного язычества. На отсталую, непрсвещенную массу проповедь вечного блаженства как награда за земную юдоль, покровительство единого Бога, знающего нужды каждого без различия племенных и имущественных особенностей, явилось откровением.
С язычниками Рима, в отличие от арабов, вначале уверовавших, а потом получивших возможность приобщиться к античной культуре и философии, пришлось поступить иначе. Вначале уничтожить всю культуру и философию, чтобы темный народ без вопросов и критического переосмысления, принял Единого Бога и его служителей, а потом уже махнуть рукой на его растущий интерес к знаниям.
Точно так, как с античной Европой, пришлось поступить Владимиру со славянами. Но в силу того, что часть населения, в крупных городах, была грамотной, а часть, на периферии и в различных племенных союзах. Представляла нечто аналогичное арабам, то уничтожив культуру Киева и Новгорода, православным князьям уже не пришлось опасаться возрождения культуры и знаний.
Распаду первобытно-общинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны, он выражался в освоении славянами Восточно-Европейской равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским и финно-угорским населением. С другой стороны военных походах антов, склавен, руссов на страны более развитые, прежде чем на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Это способствовало расслоению восточнославянского общества, усилению роли дружины.
Местные князья имели военные дружины, свидетельствующие о появлении у восточных славян органов власти. Таким образом в результате социально-экономического и политического развития у восточнославянских племен начало складываться государство.
Два центра развития формируются у славян к этому времени. Это Новгород Великий, торговый экономический центр и Киев, тоже торговый центр на пути «из варяг в греки».
Причины крещения Руси и победы Киева над Новгородом не являются главными в понимании того, почему христианство утвердилось на Руси как некогда в Европе. То, что оно больше подходит монархической форме правления, не совсем верно. В античных Греции и Риме были и монархии, и олигархии, и республики. Дело в экономике и национальном единстве.
Иными словами, Русь находилась примерно в том же экономическо-социальном и культурном положении, что и германские народы на момент завоевания Рима и принятия христианства, арабские племена на момент проповеди Мухаммеда и завоевания Ближнего Востока.
Ведь славяне расселялись помимо Киева и Новгорода по всей территории Восточно-Европейской равнины и Севера. Карты, составленные на основе археологических и этнографических исследований, так называемое расселение восточно-европейских племен по височным кольцам, дают представление о территории, занимаемой славянскими племенами. Славянская общность прослеживается не только по наличию определенных рисунков одежды и украшений, но и в языке, в верованиях, в экономической структуре хозяйства.
Иными словами уровень развития культуры и знаний в Древней Руси не дает нам оснований предполагать активное сопротивление новой религии и идеологии со стороны населения. А грамотность Новгорода или Киева дает нам возможность полагать, что население этих центров хорошо было знакомо с самой христианской идеологией, поскольку находилось в торговых отношения с христианскими Европой и Византией. Нет оснований считать, что христианство на Руси утверждалось огнем и мечом на протяжении столетий, как пишут сейчас некоторые почитатели славянского язычества.
Крещение могло и скорее всего, было насильственным. Был и процесс перерождения языческих праздников в христианские. И принятие в святые местных богов. Также это делалось по всей Европе. Но преследовать ученых, жечь библиотеки и разрушать храмы на Руси не могло иметь места в силу их отсутствия.
И тем не менее, чем менее образован народ, тем крепче он держится за старину, обычаи, традиции. Так как же внедрялась и укреплялась новая религия в старые времена? Одно дело, силой загнать народ в Днепр, силой крестить знать, но совсем другое – заставить стоять на службах в новых храмах и отмечать новые праздники.
И оказывается, что не так уж это и трудно. Оглянитесь кругом. Не прошло и тридцати лет со дня разгрома Советского Союза, а уж повсеместно самые ярыми исповедниками и активными прихожанами, являющимися в храмы во все праздники со свечками и умилением, оказалось начальство из всех государственных и частных структур.
Именно они очень трепетно отнеслись к правам верующих, передали РПЦ все храмы, все епархиальные здания по городам и весям, не смущаясь необходимостью выселения клубов, школ, домов отдыха, поликлиник. Неужели все они в одночасье обратились из атеистов и индифферентных к вопросам религии граждан, в глубоко верующих христиан? Какое чудо им явил Бог, чтобы обратить в истинную веру? Вроде бы ни наград в денежном измерении, ни продвижения по службе их вера им не принесла. И будете неправы. Политическая активность в русле государственной политики и идеологии приносит очень большие и значимые дивиденды. Не только похвальную исполнительность они демонстрируют. Но и награды получают с прицелом на будущее продвижение, и средства капитализируют, и главное, в самую последнюю очередь будут заподозрены в нарушениях закона или нравственного «кодекса чести».
Так было всегда и везде. Первый помощник новой идеологии, необходимой лидеру, само его окружение и прочие знатные и богатые «уважаемые» люди.
Но почитание и уважение на словах – это одно, а материальная база – совсем другое.
В античные времена религиозные комплексы располагались при дворцах правителей. Очень удобное местонахождение. Мало того, что защита под рукой, так еще и рацион, выделяемый из казны, распространяется не только на обслугу дворца, но и на всех храмовых обитателей.
Кроме того, обращение к богам было весьма впечатляющим в материальном исчислении. Жертвоприношения были так обильны, что хватало не только жрецам, но и самому народу. Да и гадания всякого рода стоили не 5 руб. как нынешняя свечка.
Но христианство не практиковало материальных жертвоприношений. И требы не стоили населению так дорого как баран или голуби. Материальную базу для религии составляла сама власть. А народ включался в эту базу в качестве тягла. Кроме того, там, где строилась церковь, строился и приход, в обязанность которого входило содержание не только священника и его семьи, но и ремонт, обновление храма.
Что это значит? А значит это то, что без помощи государства никакая религия просуществовать не может. В лучшем случае ее ждут славянские веснянки, майское дерево или веночки по реке в день Ивана Купалы. Ну, в прорубь еще можно окунуться. А дальше: молиться Богу «в Духе и Истине»
Наши бедные православные священники очень хорошо почувствовали внезапно это расхождение слова с делом. Семинарий открыли много, священников выпустили больше, чем в родном Отечестве до революции, монастыри населили только молитвенниками, без надежды, что монахи и в самом деле внезапно полюбят крестьянский труд и начнут «зарабатывать хлеб свой в поте лица». В нищих селах, разрушенных упразднением колхозов, наивно ожидать добровольных отчислений от бедных селян на содержание храма. Они-то и в праздники в церковь редко заглядывают, а уж обяжи их содержать попа и его многодетную семью, так вообще атеистами сделаются. А Патриархия все уповает на традиционную систему контроля и учета: богатый приход, будешь богат, бедный – выкручивайся сам как знаешь. А централизованное финансирование и выделение зарплат священникам - где ж это видано на Руси великой. Это только гнилой Запад давно уже перешел к централизованному обеспечению приходов и упразднению всякого рода торговли в храмах. Только сувениры и не всегда от имени церкви.
И произошло то, что можно было предполагать еще в самом начале «православного возрождения»: переизбыток кадров, абсолютная индифферентность населения к вопросам религии, страх власти навязать на шею населению еще и церковную десятину. А капитализация патриархийных доходов на сей день столь мала, что выделять зарплату на каждый приход из центра – наивная утопия. Кстати, в одной реплике говорится о зарплате в 5000 руб, К всеобщему сведению, эта зарплата платится из средств храма, в котором священник служит. Кроме того, за ним остаются требы неучтенные, доход с которых полностью принадлежит ему. Но сейчас настоятели храмов, в которых числится по пять шесть священников, не считая дьяконов, регентов и администрации, стремятся все требы проводить только через кассу.
Вы думаете, что втискивая в школьную программу Закон Божий в виде ОПК, открывая теологические кафедры в ВУЗах или распределяя священников по всякого рода исправительным учреждениям, воинским частям и нарколечебницам, правительство думает о новой христианизации населения? Может быть и думает, но пока оно стремится распределить и благоустроить это избыточное священническое сословие, которое грозит крахом и самой РПЦ, и христианской идеологии среди населения.
Только дела у этого проекта очень уж плачевны: семинарское образование подкачало. Священник нынешний даже Священное Писание знает, но «неотчетливо», как герой Чехова в «Экзамене на чин». А больше, как рассказывать детям, откуда пошла радуга, он не в состоянии. Это дореволюционная семинария выпускала и филологов, и лингвистов, и специалистов по древним языкам. Революционные разночинцы, весьма грамотные и активные ребята, как раз и вышли из среды «лишнего бедного» духовенства.
Нет пути у нашей власти, кроме объявления Православия государственной религией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пусть на собственном горьком опыте убеждается, что не злокозненные Советы закрыли десятки православных храмов, а само сбежавшее духовенство, как в вышеприведенном обмене комментариями, после того, как государство отделило церковь от источника государственного финансирования. Вера, это как и любовь «не картошка, не выбросишь в окошко». К вере еще нужна и мудрая политика, и понимание того, в какой период истории мы живем, а не тупое отрицание 70 летнего опыта. Более того, не советская власть стала причиной материалистического мировоззрения и ухода от религии, а развитие общества по пути знаний.
Накануне революции в нашей России были те же проблемы. Прочтите рассказ А.П.Чехова «Кошмар» и очень многое вам станет понятно и в отношении нашей действительности.







Tags: Чехов священство православие государство
Subscribe

  • Единственный выход

    Государство, нацеленное на войну Об официальной исторической памяти. В истории СССР было два несомненных триумфа добра, два…

  • Зимняя Москва 1959 года

    Я люблю смотреть старые фотографии. Это как машина времени. Люди, лица, обстоятельства. Может это потому, что в то время фото…

  • Не только пенсии.

    Свежий взгляд на пенсионную реформу от казаков Митинги против пенсионной реформы проходили в десятках российских городов, собрав…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments