Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Кому принадлежит искусство Ч.1.

Когда говоришь о богатстве и бедности, то люди очень часто возражают: не было б богатых, не было бы прекрасных произведений искусства, роскошных дворцов, замков, красивых украшений и мебели. Придется защитников богатства немного разочаровать.
Первые начатки изобразительного искусства, а затем развитие всех его видов берут свое начало не во врожденной потребности в роскоши, приводящей к богатству, а от врожденной эстетической потребности мыслящего человеческого существа. Все виды народного творчества являются ярчайшим примером того, что эти эстетические потребности существуют в человеческом обществе независимо от богатства или бедности отдельного человека. И именно они позднее перешли на службу идеологии. Анимизм и магия привели к созданию ритуальной посуды, ритуальных украшений, одежды, магических рисунков и песен-заклинаний с ритуальной музыкой. Дальнейшее развитие религии дало толчок к созданию храмов и множества художественных изделий, призванных служить религиозному ритуалу.
Люди, в своей яге к прекрасному, очень рано обнаружили, что произведения искусства могут создавать в душе гармонию покоя или наоборот, способствовать всплеску энергии и активности. Что музыкальный ритм возбуждает или убаюкивает, что изобразительное искусство может сохранить образ как реальность. И эстетическое чувство стало знаком божественного совершенства.
Все виды изобразительного искусства: скульптура, архитектура, графика, декоративно –прикладное искусство, родились и развивались не для удовольствия и роскоши богатых, а для служения богам. Даже декоративно-прикладное искусство: посуда, женские украшения, вышивки, нашивки на одежде, - носили ритуальный сакральный характер.
Наилучшим примером высокой эстетической культуры служит античная Греция. Здесь не было роскошных царских дворцов и, ведущих расточительный образ жизни, царей. Все искусство древней Греции – это служение идеалам прекрасного и величественного – греческим богам и героям. Даже Египет, даже восточные деспотии, народ которых создавал великолепные дворцы фараонам и царям, украшал их жизнь роскошью и красотой, в конечном итоге, являли собой пример развития всех видов искусств как дань человека богам. Ведь и фараон, и цари Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона считали себя происходящими из божественных родов, воплощением бога на земле. Это богам, а не смертным богачам, воздавались почести. Это жизнь богов окружалась роскошью и великолепием.
Итак, вдохновителем человека на создание прекрасного изобразительного и музыкального искусства всегда служит идеология, на ранних этапах в виде религии, а позднее – в виде гуманистических идей. Вершиной служения искусства великим идеалам гуманизма явился социализм. Как и в древней Греции, в СССР создавались дворцы, дома творчества, библиотеки, театры. Я ни в коем случае не пытаюсь идеализировать Советский Союз. Речь идет только о направлении, которое позволило привести народ к равенству, а искусство и творчество направить на эстетическое воспитание и культурное развитие общества.
Когда же в обществе господствует имущественное и сословное разделение, то искусство неизбежно превращается в товар. Здесь уже не общенародное и общенациональное эстетическое начало становится главным, а его ценностная составляющая. Все, что только может не просто улучшить образ жизни, но придать ему отличительную особенность, которой не владеет пока больше никто, становится предметом роскоши и обретает материальную стоимость, цену.

Когда-то за луковицу цветка тюльпана отдавали состояния, считая тюльпан образцом красоты и совершенства. Не меньшую цену платили за индийские пряности. И в древности, и сейчас платят огромные деньги за драгоценные камни, особенно за брильянты, хотя они не имеют никакой товарно-денежной единицы измерения в отличие от золота, являющегося денежным эквивалентом материальных ценностей.

Так родились мода, (на художников и архитекторов в том числе), бренды, престиж, создание ложных ценностей из предметов, заведомо не имеющих никакого исключительного художественного значения. Все, за что бы ни бралась нынешняя богатая элита, будь то произведения Фаберже, реставрация памятников, создание музеев, - все это не просто является завышением их ценности, но прямым расчетом на извлечение прибыли и умножением личной славы, легко переводимой в материальную выгоду.
Tags: Искусство религия роскошь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments