Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Семь кругов суда:

Семь кругов суда: слушание уголовного дела ставропольского атеиста Виктора Краснова уперлось в фразу «овцы Христовы»

Второй год в одном из ставропольских судов слушается дело атеиста Виктора Краснова, обвиняемого по статье 148 ч. 1 УК РФ - "Оскорбление чувств верующих". Уголовное дело было возбуждено по заявлению двух местных жителей, Дмитрия Бурняшева и Александра Кравцова, в октябре 2014 года вступивших с Виктором в спор на религиозную тему в одном из развлекательных сообществ социальной сети «ВКонтакте». По окончании спора они решили, что комментарии Виктора оскорбили их религиозные чувства, и обратились в полицию.

В основу обвинения легли фразы из комментариев Виктора Краснова, вырванные из контекста и собранные без учета того, что обсуждение представляло собой диалог многочисленных собеседников. Не учли обвинители и того, что некоторые из этих собеседников, включая и оскорбленных потерпевших, впоследствии удалили из злополучного обсуждения все свои комментарии.

Среди комментариев, признанных экспертами-лингвистами минюста РФ оскорбительными, присутствуют такие фразы как "Боха нет", "Библия - сборник еврейских сказок", и даже словосочетание "овцы Христовы", которое является прямой цитатой из Евангелия от Иоанна.

Некоторые возразят, что в комментариях содержалась, кроме этих фраз, и ненормативная лексика. Действительно, она присутствовала, но так как для экспертизы были отобраны только реплики Виктора Краснова без учета сообщений его оппонентов, невозможно однозначно определить, насколько она стилистическим соответствовала оскорблениям и угрозам его собеседников.

Два независимых эксперта заключили, что экспертиза была проведена с нарушениями, является бездоказательной и неубедительной, в связи с чем судом была назначена дополнительная психолого-лингвистическая экспертиза, результаты которой были представлены и проанализированы на заседании суда 2 февраля нынешнего года.

В суде были допрошены эксперты минюста, проводившие дополнительную экспертизу. Речь шла о том, является ли оскорбительным пресловутое выражение "Овцы Христовы", а также о том, насколько неприличны использовавшиеся в переписке слова "хер" и "нахер". Как известно, первоначально слово "хер" обозначает букву из церковнославянской азбуки, а также косой крест, на который эта буква похожа, и в этих значениях широко используется в литературе, например, в исторических романах. Эвфемизмом это слово стало уже с середины двадцатого века, и как эвфемизм оно встречается в современной литературе - в прозе Венедикта Ерофеева и Юза Алешковского, к примеру.

Допустимо ли было использовать такое «литературное» слово в неформальном общении, происходившем в светском развлекательном сообществе? Было бы логичнее поставить вопрос о допустимости в таком сообществе дискуссий на религиозные темы с цитированием Священного Писания: как может истинно верующий христианин размещать священные для него цитаты из Нового Завета рядом с бранными словами, не является ли это оскорблением его святынь? И еще один вопрос возникает: могли ли быть среди подписчиков этого сообщества истинно верующие христиане, ведь бранная лексика довольно часто использовалась администраторами сообщества в исходных постах, да и сами эти посты нередко были пошлыми и балансировали на грани приличия.

К сожалению, библейская метафора "овцы Христовы" так и осталась оскорбительной с точки зрения суда - а ведь само слово "овца" более четырёхсот раз используется в Библии, причем в большинстве случаев применительно к человеку. Эксперты-лингвисты настаивали на том, что эта зоосемантическая метафора оскорбительна, если используется в одном тексте со словом "стадо". Но ведь именно так, в сочетании со словом "стадо", она используется в 10-й главе Евангелия от Иоанна, а также в многочисленных произведениях русской литературы. Например, митрополит Иларион Киевский называет в "Слове о законе и благодати" весь русский народ стадом Христовым, а Иосиф Волоцкий в "Степенной книге" называет тот же народ "словесным стадом Христовых овец", а его правителей - добрыми пастырями. Даже А.С. Пушкин в стихотворении "Свободы сеятель пустынный" сравнивает русский народ с мирно пасущимися стадами овец, и никто почему-то не видит в этом ничего оскорбительного.

В конце заседания суд ещё раз объявил о приглашении в качестве свидетеля защиты представителя Ставропольской и Невинномысской епархии РПЦ МП. На два прошедших заседания представители епархии не явились по неизвестной причине. С одной стороны, нежелание епархии участвовать в судебных заседаниях понятно - Церковь не инициировала этот процесс и не заявляла о причинённом ей вреде. К тому же, на одном из заседаний по делу, куда были доставлены приводом потерпевшие, выяснилось, что они не воцерковлены и написали заявление на своего обидчика по собственной инициативе, без совета и благословения священника. С другой стороны, в зале суда защищаются христианские ценности и заповеди Нового Завета - о прощении врагов, любви к ближнему, о недопустимости мести за нанесённые обиды...

Следующее заседание по делу состоится 10 февраля в 14.30. Адвокат обвиняемого Виктора Краснова Андрей Сабинин намерен подать ходатайство с просьбой назначить психологическую экспертизу потерпевших и степени нанесённого им морального вреда. Кроме того, все ещё ожидается представитель епархии. Придёт ли?

Елена Большакова,
Tags: Ставрополь оскорбление чувств верующих В
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments