Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Иметь или знать

Недавно развернулась в сетях интернета полемика по поводу дилеммы: «Иметь или знать»
Прямо скажу, противопоставление не совсем удачное, казалось бы. Но для нашего времени на самом деле весьма актуальное.
Никогда во все исторические эпохи человечество не встречалось с таким агрессивным стремлением уничтожить знания. И подвести под это научное или какое-либо иное объяснение просто невозможно. Это и не заговор элит, это и не тайные общества. Развитие человеческого общества через потребления и удобства материальные при условии частного присвоения благ неизбежно приходит к такому финалу.
Да, были времена, когда знания принадлежали элите и считались даром богов. Знания охраняли и копили, чтобы иметь возможность управлять народом, чтобы явить себя в ореоле великих жрецов, служителей богов. Этот ореол настолько гипнотизировал несведущих потомков, что до сих пор его отсветы пронизывают различного рода мистические кружки и секты. До сих пор находятся люди, которые верят в Гермеса Трисмегиста, в тайнознание египетских жрецов, в откровения всякого рода пророческих книг и прочую тайну. Но формирование этого отношения берет начало в самом обычном утилитарном и идеологическом расчете: не допускать, чтобы знания превратились в доступный для всех предмет, чтобы каждый человек мог стать равным с избранными.

Египетский бог Тот, учитель тайнознания

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист. Средневековое изображение
И все же античная Греция сделала знания общедоступными, почитаемыми всеми гражданами и желанными. И знания не остались в долгу. Они проникли во все области древней жизни, во все умы народа и завоевали заслуженное уважение, поскольку наглядно продемонстрировали собственную ценность.

Афинская Академия. Рафаэль Санти
Но пришли времена, когда знания должны были ограничиться верой. Нет, от самой системы знаний как важной вещи не отказались. Перестроено было сознание населения. Оно должно было принимать только те открытия и сведения, которые не противоречили бы вере. И снова знания стали богатством для избранных. Правда, те, кто пытался сделать знания общедоступными, правы они были или нет в своих теориях, становились объектом преследования. Важно было не то, что сказал Джордано Бруно или Галилей, а то, что они сказали во всеуслышание. И напрасно верующие христиане пытаются сказать: «Сам такой. Еретик». За несогласие с чьими-то взглядами не убивают. Убивают, когда боятся конкуренции, когда боятся потерять власть и расстаться с идеей вечного господства.

Сожжение Джордано Бруно
Сколько времени должно было пройти, сколько трагедий свершиться ради того, чтобы знания, а вместе с ними наука и ее поиск стали доступны и понятны всем. Более того, знания стали высшей ценностью и капиталом уже в силу своей значимости. Иметь или знать слилось в единое целое. Любой дворянин, любой клирик обязаны были для поддержания своего статуса иметь кроме сословных привилегий еще и знания. К знаниям стремились и низшие сословия, разумно полагая, что через них они вырвутся в иной, более удобный для жизни мир.
Вот яркое описание того, почему знания, дающие работу мысли, имеют неоспоримую ценность:

«И я понял, что милость или дар мыслить широко и свободно, со множеством разветвлений, что этот великолепный, единственно верный способ видеть мир не с одной, а со многих сторон дается в удел лишь тому, кто сверх собственного опыта впитал опыт многих стран, народов и времен, собранный и хранимый книгами, и я ужаснулся тому, каким ограниченным должен казаться мир человеку, лишенному книг. Но самой своей способностью все это продумать и так остро почувствовать, как убог бедный Джованни без высокой радости мироприятия, этим неповторимым даром потрясаться чужими, случайными судьбами, не обязан ли я своей близости к книге? Ибо что делаем мы, читая, как не живем жизнью чужих людей, смотрим на мир их глазами, мыслим их мозгом? И одно это благодатное и одухотворенное мгновение наполнило меня горячей признательностью при мысли о неисчислимых мигах счастья, дарованных мне книгами; пример за примером всплывал из глубин памяти; они роились, словно звезды над моей головой, я вспоминал те случаи, которые исторгали мою жизнь из узости неведения, учили меня истинным ценностям и посылали мне, маленькому мальчику, опыт и знания, во многом превосходившие мои тогда еще ничтожные физические силы. Именно потому - и теперь я понял это - у ребенка сказочно ширилась душа, когда он читал жизнеописания Плутарха, о приключениях мичмана Изи или о подвигах Кожаного Чулка , ибо с ними в городскую квартиру врывался мир необузданных страстей и вместе с тем уносил меня из этих четырех стен; книги впервые показали мне беспредельность нашего мира и блаженство погружения в него. Большую часть наших душевных движений, желание раздвинуть границы своего "я", лучшую часть нашего существа, всю эту священную жажду даровала нам соль книг, понуждающая нас снова и снова испить свежих впечатлений. Я вспоминал знаменательные решения, принятые благодаря книгам, встречи с давно умершими писателями, порою более для меня важные, чем встреча с женщиной или другом, ночи любви, проведенные с книгами, когда забываешь о сне ради высокого блаженства; и чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как из миллионов монад, из отдельных впечатлений, коих наименьшую часть составляет лично увиденное и пережитое, а всем прочим основной массой - мы обязаны книгам, прочитанному, воспринятому, изученному.
«Книга, как врата в мир» С. Цвейг


Да, знания – это не только собственный опыт. Это опыт, откровений и истории поколений. Передаются они книгой. Письменность – это величайшее открытие человечества, а способность читать – это исключительное богатство, которое когда-то существовало лишь для избранных, а теперь стало общедоступной вещью. И, к сожалению, эта общедоступность не просто нивелировала знание, она стала началом дискредитации самого знания.
Знания должны приносить радость и удовлетворение. Они должны побуждать человека к самосовершенствованию, к стремлению познать мир ради улучшения жизни людей. Грамотный знающий человек – это культурный, эстетически развитый человек. Но что мы видим вокруг? Знание стало предметом торговли. Из объекта идеального оно превратилось в объект меркантильный, более того, его низвели на уровень потребительских услуг, где ценность его не только не проверяется, но чаще всего подменяется суррогатом, поскольку суррогат не требует ни полноты, ни широты, ни скрупулезности познания.
Вместо расцвета культуры и эстетизма грамотное общество низверглось в хамство, вседозволенность, наглость и полное отрицание эстетики. Знания стали источником раздражения, возмущения, фальсификаций и мистификаций. Знания настолько превратились в предмет низкого качества, что даже заговорили о ненужности высшего образования. Есть специальность и достаточно. Зачем людям лишние знания? Но ведь высшее образование никогда не считалось необходимым только для получения специальности. На то оно и высшее, что должно было формировать общий культурный уровень человека, его способность к аналитическому мышлению. Оно давало мировоззренческую установку и свободу в отношении познания.
Дошло до того, что каждый умеющий читать и писать возомнил себя творцом новых идей и открытий. «Карамзин сочинил фальшивую историю России!» «Летописцы фальсифицировали все в угоду правителя». Такие заключения может сделать либо профан без всякого, даже среднего образования, либо проплаченный провокатор. Те, кто выдвигают всякие новые истории, развенчивают историю как науку, попросту никогда не занимались никакими исследованиями, никогда не писали даже дипломов, иначе знали бы, что никогда, ни один историк не ограничивался только «Повестью временных лет» или житиями святых. Есть латинская фраза: «Amicus Plato, sed magis amica Veritas. Вот на такой основе работали все ученые до сего времени. Впрочем, настоящие исследователи так и продолжают работать. Но лавры ученых не дают покоя дилетантам. Вот и пытаются завоевать дешевую популярность на бесконечных раскрытиях «заговоров элит», фальсификаций истории, сомнений в подлинности творческого труда древних. Дошли уже до того, что мраморные скульптуры, которые с величайшим художественным мастерством умели создавать еще в античные времена, стали вызывать у современников недоумение, неверие и очередной примитивный домысел: а не полимеры ли это? Хотя, если становиться на их уровень, то, конечно, трудно поверить что человек мог быть мастером во все времена и эпохи. Они-то сами вырезать картинку, пожалуй, не смогут.
Но не было бы так горько, если бы не было так страшно. Подобное системное разрушение ценности знаний, бесконечные сомнения в их честности, приводят общество в беспокойное состояние неудовлетворенности, страха перед будущим, страха перед соседом, к забвению всего, что было в другие времена, к непониманию эпох и соответственно, нежеланию видеть реальность. Все это превращает радость знаний в источник сомнений. Люди запутаны и дезориентированы. Они становятся стихийными циниками и отрицателями всего, что составляет основу культуры. Отсюда их вечное раздражение, недовольство, перерастающие в хамство и наглость. Но есть и еще один фактор, способствующей исчезновению знаний как источника прогресса и развития человечества. Это возврат религий. На место науки теперь ставится вера. Вера не требует ни знаний, ни культуры. Она спокойно уживается с безграмотностью и невежеством. Вере не нужны ни высшее образование, ни книга, ни созданная человеком красота. Не есть ли это первый сигнал того, что человечество готово вернуться на тот путь, с которого начало восхождение к процветанию? Не для того ли информация настолько заполнила жизнь людей, что они не только теряют ориентиры и здравомыслие, но и тонут в море бесполезных и бессмысленных сведений, забывая о жизни как таковой? И кого обвинишь в этом? Тайные силы, заговор элит? Но информация – хороший товар. Прибыль от ее продажи очень велика. Под нее изобретаются технические приспособления, готовые тиражировать любое слово в невероятных количествах. И они тоже хорошо продаются.
Следующий шаг? Превращение населения в безграмотное стадо. Возможности уже существуют. Аудиоинформация гораздо популярней зрительной, через чтение. Все гаджеты, все устройства готовы перейти на аудио уровень. Компьютерные игры, видеофильмы, зрелища, зрелища, зрелища. А тут подоспеет платное образование. Знания и наука станут доступны только элите. Населению достаточно будет церквей и мечетей с синагогами. Благо, там тоже все службы и молитвы воспринимаются на слух. Грамотность молящимся не обязательна.
Нет, информация не исчезнет. Не будет только знаний, потому что они – плод единого человеческого организма, идущего по дороге познания. И для получения истинных знаний человек должен кроме их доступности иметь еще и свободу выбора. А свобода достигается грамотностью и образованностью. Замкнутый круг.
Все, что можно прозреть в будущем, это то, что ценность знаний была и останется неоспоримой. Но вот приобрести это богатство смогут лишь избранные. Знания становятся ценностью, недоступной большинству. И глядя в будущее, никак нельзя сказать, что ИМЕТЬ важнее, чем ЗНАТЬ.










Tags: Знания герменевтика конспирология
Subscribe

  • Вишенка с американского пирога.

    Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию в поддержку народа Белоруссии. В тексте указано, что режим Александра…

  • Потерянная память.

    Какие интересные события происходят в нашей жизни. Здесь и послание президента Путина Федеральному собранию, считай народу.…

  • Пять отравлений, которых не было

    Яд с момента появления первых государств стал популярным средством политической борьбы. Стремясь завладеть властью и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments