Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

О покаянии

Слушаю профессора Осипова, которого обожают очень многие православные. Речь идет о самоанализе, т.е. христианину предлагается постоянно говорить себе, что «я грешный, я самый грешный, мне нужно сопоставлять свою жизнь с заповедями Божьими, нужно помнить о покаянии». Своего рода: «я самая обаятельная и привлекательная» со знаком минус.
Пример радостных слез покаяния – Андрей Критский, мытарь в притче о мытаре и фарисее, слова некого старца об Иуде и о нас самих: «Иуда предал Христа один раз, а мы предаем Христа много раз».
Слушаю, вникаю, и вдруг вникнув, начинаю понимать, что ведь подобное поведение, зацикленное на себе любимом, пусть грешном и кающемся, но только на себе, как не крути, есть сто процентный, ничем не оправданный эгоизм. Тебе предлагают не смотреть вокруг, не воспринимать себя, таким как ты есть, не улучшать себя через труд, через самоотверженное служение выбранной цели, забыть о борьбе за правду и справедливость, а сокрушаться о своих грехах. Подобный подход к жизни противоречит даже проповеди самого Христа: «Кто положит душу за друзи своя»
Вот Осипов вспоминает мемуаристов. Они, мол, всегда пишут больше всего о себе и восхваляют себя. И так любой человек. Он всегда считает себя правым и не видит своих недостатков. Верно, но это один из способов личности утвердиться на жизненном пути, достичь поставленной цели, стать творцом, отдавая свои знания и понимание мира в обмен на возможность быть самим собой. О преступниках, нарушителях законов государственных и общежитских, речь не идет. Просто человек должен стать личностью, непохожей ни на одну другую. Мир, даже если его создал Бог, уникален и неповторим. В природе нет одинаковых снежинок или листьев на деревьях, что уж говорить о более сложных организмах. Неповторимость и уникальность – это высшая ценность мира. Но если все мы дружно начнем аутотренинг на тему: «гадкий я», то так сразу попадем в царствие небесное? А как же притча о талантах? Уж если начинать каяться и сознавать свою греховность, то пустить в оборот полученный талант, чтобы приумножить его, будет очень трудно. Покаяние лишает человека воли, делает его слабым, уступчивым не способным на критическое отношение к миру и людям с их поступками, а значит человек лишается творческой дерзости ради познания и улучшения жизни людей.
Есть у меня одна знакомая, очень верующая православная. Когда монахи ее любимого монастыря проходили мимо нее, не замечая ее поклонов и униженных просьб благословить, она видела не их равнодушие, спесь и самодовольство, а собственный грех. Вывод у нее бывал один: Бог меня не допустил, значит, я грешная, недостойная.

Она страшно боится негативной информации. Заходит ли речь о повышении цен, об ухудшении качества жизни, об уровне образования, она всегда скажет: «Не нужно думать о плохом. Мы все равно ничего изменить не можем. А критика – это осуждение. Мы осуждаем и тем согрешаем.». А если ей укажешь на то, что она молитвой к Богу, в которого она верит безапелляционно, можно заступиться за несправедливо обиженных, она снова пугается и говорит, что всегда за всех молится.
И в чем состоит ее молитва? А чтобы Бог простил всем их грехи, и они попали бы в Царствие небесное. Беды ближнего ее не интересуют, вступиться за кого-нибудь она не имеет права, так как не знает, их ли правда или нет. Иными словами, она боится согрешить. И в этом суть ее веры.
Но дело в том, что не вера сделала ее такой, а собственный эгоизм. Она любит только то, что ей удобно и комфортно. И в принципе, так поступает большинство тех самых верующих, которые считают себя праведниками. Если б молитва, стояние в церкви, пост были им в тягость или угрожали какими-нибудь репрессиями на службе и в жизни, они бы давно ушли и от веры, и от церкви. Ведь и многие ныне верующие, в советское время обходили храмы стороной, боясь повредить своей карьере. По их мнению, вникать в житейские проблемы, видеть недостатки общества, вступиться за несправедливо обиженного значит стать неугодным начальству, власти, тревожить себя болью за ближнего, ощущать дискомфорт. Легче на законном основании отвернуться от всех.
Да, конечно, мы не в состоянии так сразу ринуться в борьбу за счастье человеческое. Но если отгораживаться от мира подобно страусу, то вряд ли мир станет лучше. Каждое слово и самый маленький поступок сливаются в единый поток борьбы за будущее. Эмоциональный настрой в обществе является показателем готовности людей на преобразования и улучшения. И этот настрой формируется от того, насколько честно мы оцениваем настоящее и честно говорим о нем, какие видим ошибки и к чему призываем своего соседа.
Покаяние – очень удобная форма существования для тех, кто не хочет бороться за будущее, за блага для ближнего, кто не хочет задумываться над смыслом жизни и ставит себе только одну, очень удобную для себя цель – Царствие Небесное.
Человек думающий, должен сомневаться и признавать ошибки, именно ошибки, а не грехи своей натуры, чтобы не повторять их. Кающийся же признает все свое существование ошибкой и грехом, оправдать которые можно только вечным покаянием, молитвой и сокрушенным сердцем: «Боже, очисти мя грешного»
Tags: Осипов, грех покаяние покорность
Subscribe

  • Вещи-убийцы

    Мы привыкли думать, что пренебрежение своим здоровьем ради красоты – тенденция XXI века. У женщин примерно до середины…

  • Как карта ляжет…

    Много раз говорено: не садитесь играть в азартные игры с шулерами. И все равно — соблазн велик. Страсть к игре у многих в…

  • Кто бы мог подумать!

    ПОТАНИН УСТАНОВИЛ РЕКОРД ПО БОГАТСТВУ СРЕДИ РОССИЯН Его состояние достигло 30 миллиардов долларов. «Совершенно секретно»:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments