Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Теофраст

Жил в Древней Греции замечательный ученый, философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, родоначальник истории философии и психологии. Звали его Теофраст или Феофраст. Родился он около 370г до н. э. на острове Лесбос, в городе Эрес.
Он изучал ботанику и географию, наблюдал за своими современниками. И в отличие от нынешних фальсификаторов и болтунов от науки, был честен и беспристрастен.
Теофраст как ученый и философ, хорошо понял, что нравственные черты людей - доброта, злобность, лицемерие и другие, распространенные в современном ему афинском обществе,( а на самом деле и у нас) сформировались под влиянием окружающей социальной среды, а не родились вместе с человеком, как нас последнее время пытаются убедить малограмотные психологи и богословы.
Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» ( Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется.
Мы склонны считать себя самыми умными и высокоразвитыми. Наши историки ради самоутверждения и спеси, постоянно пытаются ниспровергнуть авторитеты, доказать несостоятельность всех прошлых достижений, не задумываясь над тем, что новая история ничего не дает в понимании ни особенностей развития общества, ни понимания в особенностях человеческой психики. По-моему, подобное отношение к науке свойственно одним лишь дилетантам и свидетельствует об огромном культурном падении нашего общества.
Стоит оглянуться назад и сравнить себя с теми типами, которые описывает Теофраст. Намного ли мы улучшились в нравах и поведении?
Например, скупой. « Когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание.
Крохоборство – это мелочное корыстолюбие. « Крохобор – вот какой человек.
Еще до истечения месячного срока он требует уплаты процентов, являясь на дом к должнику.
За обедом в складчину он считает, кто, сколько выпил кубков.
Оброни только его жена медяк, готов отодвинуть всю утварь, кровати и сундуки в доме и обшарить весь пол.
Если пойдет на рынок за покупками, то возвращается, ничего не купив.
И вообще, у таких людей ржавеют ключи к денежным сундукам.»
Бестактность. Это неумение выбрать подходящий момент в общении, в результате чего причиняется неприятность людям. «Бестактный – вот какой человек.
В собрании, когда все уже знают и поняли сущность дела, он встает и начинает рассказывать все сначала.
Человека, который только что пришел домой усталый, он приглашает на прогулку.
Когда предстоит выступать свидетелем, является в суд по окончании дела.
К занятому человеку приходит за советом, а к своей возлюбленной врывается в дом с толпой бражников, когда та лежит в Лихорадке».
Льстец обыкновенно поступает таким образом: как скоро он кого завидит, то не преминет поздравствоваться, потом подходит к нему, называет его преизрядным человеком и удивляется его благополучию. Он, схватив обеими руками, держит, дабы он от него не ушел, и, провожая его, несколько раз спрашивает, когда он с ним увидится, напоследок не расстается, пока не осыплет его похвалами».
«Суеверие кажется быть не иное что, как неосновательный страх, дабы не раздражать против себя божества. Ежели горностай перебежит через дорогу, то он, остановясь, ждет, пока кто-нибудь наперед, не пройдет по этому месту, где бежал зверь, или пока он не бросит три камешка на дорогу для отвращения от себя сего худого предзнаменования»
«Тщеславие - есть старание клонящегося к приобретению похвалы посредством маловажных вещей и к снисканию чести и славы через малые дела».
Гордость, согласно Теофрасту, есть такая страсть, которая, пренебрегая всем на свете, вселяет в человека о самом себе великое мнение.
Злословием он называет тайную склонность души думать худо обо всех людях и изъявлять ее на словах.
«Болтовня долгий и пустой разговор. Болтун подсядет к тебе и заведет свои россказни, хотя ты незнаком с ним. Сперва он хвастается женою, затем расскажет свой сон в последнюю ночь, далее перечтет по порядку свои обеденные блюда; потом делает неожиданный переход: нынешние люди куда хуже прежних; хлеб на рынке падает в цене; в столице наплыв иностранцев.
Удирай от таких господ во все лопатки, коли не хочешь схватить лихорадки: нелегко хладнокровно слушать тех, кто не различает труда от праздности».

Кроме отрицательных черт, свойственных характерам отдельных людей, Теофраст выделяет пороки, присущие сильным мира сего. В резких тонах он отзывается о вельможах в республике. Они обладают многими пороками, притесняют народ, пытаются узурпировать власть в своих руках. «Сильнейшая страсть занимающих первые достоинства в вольном обществе стремится не к приобретению корысти или к принуждению доходов, но они нетерпеливо желают возвыситься, и на основании народной власти, если можно, утвердить себе самодержавство. Они не хвалят разделенную между многими власть и твердят: счастливы народы, управляемые по воле единого. Они всегда повторяют сии речи. Ежели они возымеют гнев на человека простого состояния, от которого почитают себя несколько обиженными, то говорят они: либо он, либо я должен оставить город».

Опыт древних, их отличное знание человеческой психологии – это превосходный помощник в понимании настоящего. Не слушайте тех, кто кричит: « ничего этого не было. Это масоны и англичане придумали». Вспомните Теофраста и еще раз перечитайте, кто такие болтуны.
Tags: "о свойствах нрава человеческого", Древняя Греция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments