Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Об истоках современного капитализма.

Когда мы говорим о современном российском капитализме, мы почему-то сравниваем его с Западом. Но правильно было бы сравнивать наше нынешнее состояние с периодом предреволюционным, т. е с поздним периодом царской России.
Французская буржуазная революция произошла в конце 18 в., у нас же только во второй половине 19 в. освободили крестьян от крепостной зависимости. Можно много говорить о благе крепостничества, о благе крестьянской общины, о самобытности русской крестьянской натуры. Но слова всегда останутся только словами, если не приводить в их подтверждение фактов. А факты, к сожалению, говорят о том, что крепостное право задержало развитие страны и ее народа на все пятьсот лет этого самого крепостного права.
Достаточно почитать русскую классику, чтобы понять все зло, причиненное России крепостным правом. Я не буду пространно описывать общеизвестные факты. Достаточно отметить только три момента: Бесправие лишало крестьянина возможности обрести знания. Отсутствие грамотности понижало самооценку личности и ее эстетические запросы. Низкий культурный уровень препятствовал стремлению улучшить свой быт и выступить на равных с городским населением.
У нас наши эстеты-интеллигенты любят обзывать население совками, любят бесконечно нудно приписывать обывателю черты Шарикова из Булгаковского «Собачьего сердца». Но ведь Шариков -это наше собственное недалекое прошлое. Почитайте Зощенко, а еще раньше, Чехова. Чеховский мещанин-обыватель в «Хирургии», «Злоумышленнике», «Индейском петухе», «Свадьбе» - это тот образ, который был так ненавистен Булгакову. Но Чехов писал с любовью и состраданием к этим жалким полуграмотным обывателям. Он видел их, но они сидели смирно и знали свое место. Во времена Зощенко и Булгакова эти жалкие обыватели вдруг обрели понимание того, что и им позволено стать людьми. Но как долго надо было образовывать и приучать к культуре этих «героев». Откуда они взялись, откуда пришли? А пришли они из русской безграмотной лапотной деревни, из жалких провинциальных городишек. И оказалось, что их почти вся Россия. Но это – обыватель. А русский капиталист? А он тоже пришел из русской полуграмотной крепостной деревни. Чумазый, как назвал его Салтыков-Щедрин никогда не испытывал ни сострадания, ни уважения к своему брату-крестьянину. А крестьянин никогда не чувствовал себя равным богатому, никогда не смел постоять за себя и заявить о своих правах. Вот на этой почве бесправия, неуважения к труду и личности, на подкупе и произволе, на подобострастии и пресмыкательстве перед сильными мира сего рождался и процветал русский капитализм. И вы хотите, чтобы возродившись в 90-е годы, он обрел законность и культуру западных деловых кругов? Увы, чудес не бывает. 70 лет - слишком короткий срок, чтобы культура вошла в плоть и кровь поколений. Потому и появились в 80-х годах «Маленькая Вера» и «Интердевочка», что Чумазый почуял грядущие перемены и заблаговременно оправдал будущих дельцов тем, что де русский мужик как был хамом и Шариковым, так им и остался.
Не знаю, есть ли русский характер и русская самобытность, но то, что крепостное право явилось слишком тяжким и губительным моментом в истории Руси, остается непреложным фактом. И когда сейчас наша церковь вдруг начинает обвинять права человека и гуманизм в еретичестве, мне становится очень грустно. Западные ценности и западные права человека – это их, отдельный разговор. Что же касается нас, то нет высшей ценности на земле, чем знания, познание мира ради блага ближнего и свободы в передаче этих знаний будущим поколениям. У нас все эти дары Духа Святого отобрали когда-то с установлением крепостного права и 500 лет продержали в невежестве, самоуничижении и бесправии. И теперь вновь пытаются навязать нам бескультурье, безграмотность и холопство вместе с Чумазым хозяином – капиталистом.
Все эти бесконечные блогерские перепалки по поводу советского периода, о пустых полках, о колбасных электричках, о том, что колхозник – это тот же крепостной, имеют своей целью не допустить понимания того, что революция была попыткой вырвать Россию из невежества, отсталости и убогости быта. И смотреть на советский период надо не в сравнении с Западом или нынешним экономическим прогрессом человечества, а в сравнении с тем, что представляла собой Россия в 19-м веке, чем и какой была накануне революции. И не по статистике о выплавке чугуна или длине ж/дорог, нужно судить, а по уровню культуры отношений, по уровню образования и материального достатка. И тогда не будет Шариков синонимом личности русского человека, а будет олицетворением тех условий быта, культуры и образования, которые стремились в царской России к нулю. Почему-то на Западе ни во Французскую революцию, ни в период Парижской коммуны никто не обозвал свой народ, подобно Мережковскому, «Грядущим Хамом». А сегодня лже-эстеты презрительно клеймят свой же народ новым именем: «совок», не понимая того, что тем самым подтверждают дикость и бескультурье правящей элиты, вчерашних Шариковых, вдруг почувствовавших себя вновь хозяевами положения.
Subscribe

  • Зимняя Москва 1959 года

    Я люблю смотреть старые фотографии. Это как машина времени. Люди, лица, обстоятельства. Может это потому, что в то время фото…

  • Какие книги читали пионеры в 1930-е годы

    1920-е и 1930-е годы стали периодом становления СССР. Одновременно с подъемом экономики страны проводилась активная…

  • Лакомства из детства

    Попробуйте сейчас спросить у современного ребенка: «Будешь батон с сахаром?» Он наверняка посмотрит на вас как на мамонта и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments