Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Православие и социализм

Жизнь человеческая многообразна и неповторима. У каждого человека свои горести и свои радости, свой жизненный путь и свое предназначение. И тем не менее, есть определенные жизненные системы, к которым так или иначе привязан человек и его судьба. Это только на первый взгляд. Читая романы прошлого, мы полагаем, что герой и мы – одно и то же возможное развитие событий. Но, увы. То, что было сто лет назад привязано совсем к иной системе ценностей, чем наша сегодняшняя жизнь. И когда мало развитые критики пытаются дерзостно судить о недостатках советской системы, они совершенно забывают не только о сегодняшнем дне, но, что еще печальнее, о дне прошедшем, разрушив который, советская система пыталась вывести человека к новому пониманию мира и бытия, дав ему осмысленное, целенаправленное существование.
Мы забываем, что во все века смыслом человеческого бытия было лишь одно-единственное назначение: выжить и выжить по возможности с комфортом. Все остальное прикладывалось в зависимости от степени развития культуры, сосредоточенной в религиозном восприятии мира.
Древние религии повсеместно констатировали факт бытия как системы борьбы, страданий и смерти, закрепляя в сознании человека незыблемость существующих морально-нравственных, правовых норм. Но в то же время все религии пытались восполнить ущербность человеческого бытия надеждой на чудо или будущее воздаяние. Не ушло от этих традиций и христианство. Оно утвердило существующее неравенство и страдание как норму и плату за грехи, обещав вознаграждение на небе. Покаяние призналось высшей добродетелью, открывающей путь к загробному царству справедливости. Кайся и смиряй себя – вот суть христианства. Но есть еще любовь, говорят нам, любовь к Богу и любовь к ближнему. Да, любовь, но никто не сказал, что любовь-радость, но всегда фигурирует любовь-жертва, т.е. тоже самое покаяние и смирение в угоду Богу и ближнему, поскольку любовь не самоцель, а всего лишь способ обрести Царствие Божие на небе.
Почитайте М.Е. Салтыкава-Щедрина «Мелочи жизни» и у вас не останется сомнений в том, что система, а не собственная воля создают и диктуют человеку условия жизни. Любой слой общества, богатство или бедность, радость или страдание не делали жизнь человека осмысленной, целеустремленной, богатой надеждой на творчество и пользу. Скука, борьба за существование и тупое продолжение рода в муках и горестях-вот все, что давали человечеству века жизни, осененной религиозным пафосом и добропорядочным служением государству.
Запад внес новую идею в создание смысла бытия человека: жизнь – уникальна, и прожить ее надо в свое удовольствие. Идея не нова. Ее развивали еще античные греки. Но гедонизм доступен далеко не всем. Есть государственные законы, уголовный кодекс, но главное- есть великая разница в возможностях. Есть богатые и бедные, причем богатые обладают такими богатствами, что всему населению некоторых стран, считая суммарно, никогда не приблизиться к их уровню. Более того, простой подсчет всех богатств и населения Земли, опровергает примитивные рассуждения богатых: трудись, умей быть бизнесменом и станешь сам миллионером.
Сейчас идея жизни ради счастливого времяпровождения усиленно внедряется и у нас. Но как быть счастливыми тем, кто думает только о том, как свести концы с концами? Все та же убогая действительность, все то же отсутствие смысла жизни. Ведь если нет денег, то и радость от ежедневной тупой рутины получить очень трудно. Все уныние и пустота: школьные занятия, не имеющие продолжения, работа ради куска хлеба, без надежды на осуществления мечты о творчестве, специальности, востребованные бизнесом по деланию прибыли, семья по расчету или с вечным недовольством неосуществленных запросов любви и свободы… Что еще может предложить действительность? Работу в торговом центре или корпоративном офисе? Участие за большие деньги в шоу-программах или попытки сделать карьеру фотомодели? И вся эта суета, все мельтешение, все усилия совершаются с одной целью: заработать, чтобы пожить в удовольствие или хотя бы свести концы с концами.
И напрасно православная церковь пытается предложить свои духовные ценности для наполнения смыслом человеческой жизни. Смысл ее так же убог и примитивен, каким был на заре человечества смысл любой религии: не прогневать Бога или богов и получить лучшую участь, если не здесь и сейчас, то где-то на небесах в неизведанном будущем.
Отчего творчество превратилось в перфоманс, шоу, постмодерн, означающий отсутствие образа и универсализма? Да потому, что человечеству, прошедшему долгий путь в поисках смысла жизни, стремившегося к высотам духа, любви и взаимопонимания, вернуться к примитивному выживанию ради куска хлеба, с борьбой за более сладкий кусок, без надежды на то, что твой труд, твои мысли и чувства могут стать важны и необходимы будущему, может расцениваться только как катастрофа.
Мир давно должен был понять, что только освобождение от диктата частной собственности, от неравенства социального, а соответственно психологического и духовного, может позволить человеку обрести смысл жизни. Только в условиях свободы от капитала и частной собственности на средства производства возможна настоящая духовная свобода, развитие личностных талантов, движение мысли и идей, не обремененных вопросами выживания и борьбой за кусок хлеба.
Советский период – это единственный период в существовании человечества, когда у людей появился подлинный смысл жизни. Жить будущим и ради будущего, творить ради радости и счастья вне сословий, богатства и карьеры. Да, путь осознанного бытия тернист и не всем первоначально понятен. Но нужно было время. Нужно было воспитание человека свободного и творческого. Нужно было ценить то, что уже существовало, а не страдать завистью к джинсам и колбасе.
И слова мои прекрасно подтверждаются нашим же советским кино, живописью и литературой, когда одни творили под влиянием идеологии, а другие – по собственному умозрению, в соответствии с собственными интересами и поисками, совершенно не заботясь ни о зрителе, ни о доходах государства. Разве давали выручку фильмы «Пять вечеров», «Полеты во сне и наяву», «Дворянское гнездо» Кончаловского, книги А.Маканина, А.Битова, Б.Окуджавы? Все это творилось и воспринималось как творческий поиск, психологическое осмысление образов, все, что угодно но только не шоу и не бизнес.
Творческая элита искала самое себя и была недовольна тем, что ее заставляли быть мастерами, профессионалами и не опускаться до пошлости, ничтожества и безвкусицы ради потакания собственным примитивным инстинктам. Ведь вот, что странно. Не ради народа и его развлечения опустили планку наши метры, новые и старые, а из собственных примитивных интересов, потому, что быть профессионалом и мастером трудно, а быть дешевым пошляком очень легко. Ну, а публика всегда найдется. И подобное падение, как ни что другое, выдает пустоту нынешней жизни. Никого не интересует твое творчество, твои духовные искания, везде проглядывает наглая потребительская сущность сиюминутного успеха, дающего сладкий кусок пирога. А те, кто не захотел или не смог продать свое тело и душу пусть довольствуются трудом ради сведения конца с концами. Что их будущее, что их настоящее? Скучно, уныло, убого? Для тех, кому скучно и уныло есть церковь. Кайся и плач о грехах своих. Бог даст, сведешь концы с концами, а нет- будешь ждать Царствия небесного.
Человечество совершило восхождение на вершины знаний, творчества и красоты, чтобы низвергнуться с этой вершины во мрак бессмысленного и бесцельного выживания даже в условиях интернета и айфонов. Человечество не смогло расстаться с мифом блага частной собственности. Или ему не дали прозреть? И теперь всеми силами те, кто разумеет собственное благо законом бытия, порочат единственно достойный период в существовании человеческой цивилизации, период борьбы за социализм и попытки осуществить его строительство.
Более того, не желая вспоминать свое недалекое прошлое, новые мыслители единогласно утверждают, что между православием и социализмом нет ничего общего, хотя яркая плеяда христианских философов в начале 20 века утверждала обратное.
Что же изменилось с тех пор? Православие? Философия? Увы, изменился подход к частной собственности. И раз социализм, вслед за Прудоном считает частную собственность кражей, то лучше похерить все идеи православного социализма и утвердиться в тайном желании: роскошь и богатство – это награда божия тем, кто Ему служит. Достоинство патриарха и митрополитов меряется теперь не праведностью и аскетизмом, а роскошью, vip-охраной, государственными спецрейсами, виллами, бизнес-проектами.
И если посмотреть на церковное устройство как социальный институт, а не как соответствие Евангелию и Христу, то так и должно быть. Ведь заповедь главная -возлюби Господа Бога своего. А Бог может требовать себе и роскоши, и запретов на свободу мысли и чувств человека, может требовать роскоши слугам своим в ущерб тем, кто только молится ему, служа в душе. Роскошь, помпезность, торжество в словах и делах, все это вполне законное состояние церкви. Бог должен быть возвеличен и вознесен над смертными во всем: и в молитве, и в формах служения Ему. Все, что представляла собой тихая, умилительная советская церковь было лишь временным состоянием ее, вызванным бесправием и бедностью. Свое исконное место она заняла в настоящем. И бессмысленно говорить о социализме и православии как едином направлении ума. Общего между ними нет ничего. Даже смешно читать, как некоторые изощряются доказать, что красная звезда – знак бесовский, противоположный кресту (хотя человек вполне вписывается в звезду гораздо органичнее, чем в крест)
В лице церкви в России утверждается новый смысл человеческого бытия: молитва, покаяние и награда на небесах. И не верьте, когда вам будут говорить о том, что церковь проповедует нравственность, любовь, милосердие, взаимопомощь. Все эти добродетели – часть человеческой личности, независимо от религии и господствующей политической системы. Главное для церкви – ввести человека в определенные рамки нравственного закона, где высшая добродетель – исполнение закона Божия, не считаясь ни с личностью, ни с ее запросами, ни с ее поисками истины и знаний, ни с ее свободой.
Куда деться бедному, сводящему материальные концы с концами, труженику? Пойти в храм Божий. И храм этот должен быть величественен и богат, духовенство в золоченых облачениях, с иконами в богатых окладах, с пением лучших хоров. И тогда труженик умилится, осознает свое ничтожество, смирится с разорванными и не сходящимися концами собственной нищеты, и признает, что мир Божий имеет незыблемый закон: богатство и бедность на земле, и ожидание Рая на небе.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В День Победы

    Подборка из 35 знаменитых снимков Великой Отечественной Войны, которые как нельзя лучше рассказывают о победе, доставшейся нам с…

  • Какими были советские женщины?

    Для большинства современных молодых людей советские женщины – это их мамы и бабушки. А то даже и прабабушки. И, порой, глядя…

  • Паранойя ирреальности.

    Человек тем и отличается от всей объективной реальности в виде флоры, фауны, законов физики или математики, что однажды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments