Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

Особенности русского характера

У русских людей есть две особенности, которые вы не найдете у западных народов. Одна из них - обилие религиозных сект. Вторая, менее броская, но очень хорошо отражающая тот же свободный вариативный менталитет - язык, многообразие словообразований и заимствования .
Вернемся к сектам. Вроде бы они вырастали из христианства, как и на Западе. Но виды и формы они принимали самые невероятные.
Почему? Да потому что особенности русской психологии формировались в соответствии с особенностями образа жизни. А жизнь у нас зависела от климата и пространства. Климат холодный, пространства в основном лесные, т.е. почти не обитаемые и свободные для мирной колонизации. Что это дало? С одной стороны необходимость тесного коллективного труда или хотя бы тесной кооперации и взаимопомощи. А с другой - необходимость свободы в реализации личностных особенностей. Как это ни парадоксально, но именно возможность уйти от того круга людей, которые не соответствуют твоим личным качествам и собрать новую общину похожих на тебя или понимающих тебя людей, возможно только в условиях больших свободных пространств и необходимости коллектива или общины.
В отличие от русского европейский менталитет – это менталитет рационалиста. Европеец формировался в условиях освоенных пространств и культурных цивилизаторских достижений Римской империи. Попытаться освободить себе место, подняться над обществом, уже привыкших к устоявшимся правилам жизни, людей, в границах заселенных и освоенных пространств, довольно сложная задача. И эмоции или свободолюбие здесь не слишком большие помощники. Чтобы выжить среди равных мало вести войны. Они не всегда разумны и плодотворны. Нужно еще привлекать сторонников не по схожести психологии или интересов, а увлекать их какой-то рациональной идеей, которая может показаться многим перспективной и полезной.
Все секты восточные и западные, начиная с Ария, Нестория и дальше до альбигойцев-катаров, исходили из разных трактовок одного и того же учения Христа иными словами являлись еретиками. Это позднее , уже вместе с капитализмом, внесшим атеистическую струю в общество, стали создаваться секты не на основе христианства, а уже на самых невероятных, щекочущих нервы, фантазиях (сатанисты и пр.) То, что европейцы (западные и восточные) все первые века христианства созывали Вселенские Соборы и утверждали догматы и единообразие в учении о Боге, свидетельствует о вполне рациональном подходе к религии. Здесь нет места эмоциям, но только строгое следование букве учения и попытка рационального его осмысления в наиболее оптимальных понятиях. Отклонение от общей линии именовалось ересью и строго преследовалось всеми церковными официальными иерархами.
Что происходило в России? В условиях отсутствия комфортной жизни, отсутствия культурного воспитания и просвещения, в условиях, где преобладал труд крестьянина, прикрепленного к земле и разделенного принадлежностью к разным собственникам, простор для выхода творческого начала, эмоций и фантазии предоставляла только религия. И не ереси господствовали на Руси, а именно секты, где Христос признавался Богом, но ничего из учения Его не сохранялось, а сочинялось самое невероятное новое учение (молокане, хлысты)
Христологические споры шли в Европе с самых первых веков христианства. Арий, Несторий, Евтихий, Ориген были богословами и философами, что давало им возможность по-своему рассматривать вопросы сущности Бога-отца, Христа, Святой Троицы. (1)

Все эти учения, хоть и осужденные официально на Вселенских Соборах, явились базой для создания всевозможных сект и еретических учений, особенно процветавших на Востоке Византийской империи.

Что же касается русских сект, то в них вряд ли можно найти ученые рассуждения о природе Христа или о природе самого Бога. Это даже не ереси, а совершенно особое состояние души и нежелание принадлежать официальной церкви.(2)
Пожалуй, единственная ересь, попавшая на Русь это ересь жидовствующих. Она проникла в круг русской знати и купечества в XYI в. В ней излагается именно богословское понимание учения Христа. Все остальные секты на Руси особенно пышно разрослись после церковной реформы патриарха Никона. Раскол на никониан и старообрядцев дал толчок не столько христологическим учениям, сколько протестному настроению народных масс. Большая часть сект – это явно выраженное сопротивление официальной власти и официальной церкви. Как правило, это беспоповские общины, не признающие государственной администрации и связанных с ней порядков. Например, непризнание паспортов, гербовых печатей, даже денег (бумажных). Их именовали печатью антихриста. Десятки сект, свободно гуляющих по Руси, привлекали неграмотный люд своей тайной, непохожестью на официальную церковь, независимостью и свободой от законов.
Кроме фантастического религиозного мировоззрения у нас существует не менее фантастическое и своевольное обращение с родным языком.
У нас в языке масса суффиксов - префиксов, причастий – деепричастий, уменьшительно-ласкательных слов, превосходных степеней, уничижительных оборотов, что только знай, сочиняй подобно Маяковскому, новояз. Народное словотворчество всегда шло от желания усилить эмоциональную сторону сказанного, а не только уточнить значимость слова. Здесь речь не о литературном языке, а о способности русского человека придавать словам собственное, сугубо личное значение, и изобретать новые. Например, в иностранных языках когда просят прикурить, употребляют слово «огонь» (дай огонька), а у нас - спички, зажигалка, т.е. уточняющие слова. Это уточнение очень интересно в отношении слова «дом». Во многих языках дом будет означать и собачью будку, курятник, и телятник и даже очешник, т.е. дом для собаки, дом для овец. Дом для собаки, дом для овец, дом для коров и дом для очков.
Не знаю, что происходит с Россией сейчас, но некогда родившиеся особенности в русском характере, призванные восполнить недостаток знаний, юридической свободы и художественного творчества, в настоящее время являют собой полную противоположность.
Странно, но апокалиптические настроения и поиски антихриста из глубины веков вдруг захватили души и разум современных православных, хлынувших в церковь с началом перестройки. Особенно интересно находить следы прежних сект в нынешних суевериях. Например, отказ от паспортов, от печатей (некоторые благочестивые православные не покупают продукты со штрих-кодом). Но в отличие от старого времени наши верующие не стремятся создать свою секту или обойтись без попов. Внутри самой православной церкви буйным цветом цветут все эти суеверия, слухи и верования, казалось бы, канувшие в лету с отделением церкви от государства. Но видимо, психология русского человека имеет очень мало общего с западным рационализмом. Русскому человеку нужна тайна, а через нее уход в иную страну, далекую от официального порядка. Вот и возвратились все былые суеверия. От избытка ли веры, от наивного упования на чудо или просто являясь манипуляцией сознания, суеверия помогают управлять массой, делая людей послушными и боязливыми.

То же самое происходит и с языком. Уж, не знаю, от любви к свободе или от избытка не находящих выхода творческих инициатив, русский человек любит не только заимствовать чужие слова, знаменующие собой достижения западной экономической мощи, как было в эпоху Петра. Но непременно хочет порисоваться иностранными словечками там, где в них нет никакой необходимости. Вот, например, стало популярно новое слово: « лайфхаки». Ну, были у нас в советских журналах разделы «Полезные советы», была передача «Очумелые ручки (очень умелые ручки) тоже с массой полезных советов. Но то были наши родные, вполне себе в нормах русского языка и в соответствии с содержанием, русские слова, всем понятные, обычные. А вот не хотите ли нечто зачаровывающе-чужое и непонятное? Вот вам лайфхаки. А вот есть «теги» или «хештеги». Особенно умиляет это слово в поликлинике на плакате, призывающем больных граждан сообщать в медучреждение о каких-либо случаях по хештегу… Пенсионерам это, конечно, очень понятно и интересно. Написать слово «ссылка», а вместо «тега» «метка» - это как-то просто и всем понятно.
Засилье менеджеров, мерчендайзеров и логистиков просто поражает воображение. В них намерено спрятана суть самого занятия ради того, чтобы не компрометировать работников, чтобы простой продавец или товаровед чувствовали себя сложно определяемой служебной единицей. Менеджер по залу, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам, менеджер по заказам. И все они всего - навсего: продавец, снабженец, товаровед. Менеджер в офисе, менеджер в банке, менеджер на госслужбах, в туризме, менеджеры повсюду. «Одной из главных особенностей менеджера является его универсальность, которая позволяет выпускникам учебных заведений с данной специализацией быть востребованными в организациях всех форм собственности». Вот так простенько и со вкусом – универсальный специалист, т. е. « и швец, и жнец, и на дуде игрец». А потом мы удивляемся, что у нас нет специалистов.

Искажение правописания русских слов, вставка латинской буквы в русский текст, включение обязательно импортного варианта взамен существующего родного, - это все из той же психологии детсадовского протеста. Осмыслить что-то рационально с выводом и смысловой нагрузкой требует работы ума и обладания знаниями. А вот что-то исказить, взять жаргонное слово вместо литературного, или выдать сленг за достижение свободного творческого изложения события или факта – это как бы поднимает тебя над другими людьми, делает тебя особым, избранным.
Вообще, жажда избранничества и вызова общепринятому не является творческим элементом. Это не признак исключительности личности, а признак отсутствия в ней самодостаточности.
Есть коллектив, есть община, а есть стадо. Два первых объединения основаны на взаимном интересе и рационально- эмоциональном подходе. Третье – на подражании. Какую бы чушь не провозгласил вожак, куда бы ни повел, стадо бездумно следует и во всем подражает ему.

Очень грустно, но наше общество почему-то забыло о коллективе, но зато дружно превращается в стадо потребителей. Все эти молодежные «тусовки», увлечения, групповые времяпрепровождения, которые даже занятиями или мероприятиями не назовешь, постоянно пропагандируются и популяризируются. То, что было когда-то признаком независимости и свободы русского народа, в условиях отхода от здравомыслия и просвещения, превращается в признак деградации, творческого бессилия и невежества.

Стало очень православно и благочестиво купаться в проруби на Крещение. Почему это благо, никто не ответит. Купаться ради закалки, как моржевание - это не только обычно, но еще пахнет атеизмом. А вот Крещение – это что-то особое. Чем-нибудь истинно благочестивым ( бесплатными столами для бедных, подарками в детдома, стардома) отметить праздник никто не спешит. А вот влезть в морозную ночь в прорубь – это, конечно, очень добродетельно и по-христиански.

Впрочем, я слишком идеально трактую увлеченность наших людей крещенскими купаниями и велосипедным отдыхом. Все гораздо проще и со старыми русскими обычаями не имеет ничего общего. Крещенские купания – это развлечение с милицейской охраной, санитарами, с водочкой и горячим чайком с медом. Почему бы и не искупаться на халяву и с селфи для instagram. Бесплатно и у всех на виду. А благотворительность на карман давит. Не к чему она. То же самое и с увлечениями велосипедом. Велосипеды – бесплатно, оплата времени – льготная, всякого рода акции для самолюбия и instagram.
Да, у русского народа были национальные особенности, связанные со свободолюбивой натурой, жаждущей простора и чуждающейся строгих рамок рационализма. Только сейчас чаще побеждает даже не рационализм, а примитивное желание получить все бесплатно и заявит о себе хотя бы в соцсетях.
-------------------------------------------------------------------------------

1. Ариане, вслед за александрийским священником Арием, считали, что Бог-сын не равен Богу-отцу, что Христос сотворен Богом-отцом.
Несториане, последователи архиепископа Констанипольского Нестория, по учению которого Христос является Богочеловеком. Две сущности в Нем соединены неразрывно, но воля действует одна – Божественная. В принципе учение Нестория мало отличается от принятого символа веры и от учения Католической и Греческой церквей.
Наиболее поздним было учение христианского теолога Оригена. Он учил о предсуществовании душ. Но самое главное в его доктрине – это учение о спасении всего сущего (апокатастасис) т.е. и ад, и рай – это только промежуточные состояния, и Бог по милости своей в конечном итого спасет всех людей, и грешников и праведников и даже самого Сатану.
В учении римо-католической и греко – православных церквях утвердилось учение монофелитства, т.е. учение о двух единых волях в Христе: Божественной и человеческой.
Учение Ария было осуждено на Никейском соборе в 325 г., Нестория – на Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г., Евтихия – на Халкидонском соборе в 451 г., Оригена - на Пятом Вселенском соборе в 553г.

2. ААРОНОВО согласие, или ОНУФРИЕВЩИНА Это согласие беспоповщинской секты основано неким Симеоном Протопоповым, в пострижении Онуфрием. Последователи этого согласия признают истинным брак, совершенный лицом неосвященным, отвергают законность брака староженов, венчанных в Православной Церкви, отвергают запись в раскольнические списки, называя паспорта печатью антихриста; принимают приходящих в их согласие через перекрещивание. Аароновым это согласие названо по имени вологодского купца Андрея Жукова ( 1798 г.), который прозывался Аароновым; а по имени своего основателя оно называется онуфриевщиной. Это согласие более распространено в Архангельской и Вологодской губерниях.

АДАМАНТОВЫХ секта произошла от беспоповщинского поморского толка. Основной принцип поморского толка это наступление в мире царства антихриста. Но поморцы, проповедуя о наступлении царства антихристова и признавая необходимостъ сопротивляться ему, не проводили, однако ж, своего учения в жизнь. Признавая такое суровое учение, они, однако же, не гнушались благами мира и пользовались всем тем, что, по их мнению, было изображением антихриста, на чем была его печать и чего, следовательно, они должны были избегать. Так, разъезжая по делам торговым, они не отказывались от паспортов, брали деньги и различные документы с казенной печатью и государственным гербом. Строгие же ревнители поморского толка не могли не признавать это изменою вере, потому что, по их мнению, на всех этих предметах, в виде государственного герба, была изображена печать антихристова; вследствие этого они восстали против поморцев и образовали особую секту. Во главе недовольных стал пастух или скотник Выговского скита, которого обыкновенно и считают основателем этой секты, называя и сам толк этот Пастуховым.
АРИСТОВЦЫ. Эта секта выродилась из беспоповщинской секты федосеевцев; но, будучи сходна с нею в основных началах своего учения, аристовщина имеет свои особенности, которые характеризуют ее как- особую, отличную от федосеевщины, секту. Аристовщина возникла в начале прошлого столетия. Основателем ее был с.-петербургский купец Василий Кузьмин Аристов. Будучи фанатичным последователем секты федосеевцев, он в 1800 г. подверг самому строгому обсуждению два вопроса этого толка: первый вопрос о браке, второй - об отношении федосеевцев к властям
АФИНОГЕНОВЩИНА - согласие поповщинской секты, названное так по имени основателя своего, старообрядческого лжеепископа Афиногена. Афиноген явился в полном виде епископа и свободно. С торжеством приняли простаки самозванца, и он свободно начал ставить мужиков в попы и дьяконы. Впоследствии Афиноген бежал в Польшу и вступил там в военную службу, но приверженцы его, хотя и немногие, упорно продолжали считать его действительным епископом и образовали из себя особое согласие.
БАБУШКИНЫ, или САМОКРЕЩЕНЦЫ,- согласие беспоповщинской перекрещенской секты, последователи которого, порицая прочих перекрещенцев за то, что они избирают наставников и предоставляют им право совершать крещение с отречением сатаны и обещанием Христу, с чтением Апостола и Евангелия, говорят, что это могут действовать только священники и что ныне подобает только плач, а не соборное пение, да и крещение ныне нужно совершать так, как его в нужном случае совершают повивальные бабки (бабушки): они, если умеют, прочитав Символ веры, крестят в три погружения, без отречения сатаны, без чтения Апостола и Евангелия. Отсюда это согласие в беспоповщине и называется "бабушкиным". А так как они предков, т. е. начальных расколоучителей со времени патр. Никона, не имеют, а крещением прочих сект возгнушались и первые из них совершали крещение сами над собой, то их называют еще "самокрещенцами". Всех, переходящих и в их секту, как православных, так и раскольников, они перекрещивают.
БАШКИНА и КОСОГО ересь явилась в Москве в 1553 г. Последователи ее не признавали Божества Сына и равенства его с Отцом, евхаристию считали простым хлебом и вином, иконы звали идолами, отрицали покаяние, утверждая, что как перестанет человек грешить, хотя бы и не покаялся пред священником, так и нет ему греха, отрицали отеческие писания, жития святых и постановления соборов, толковали неправильно Св. Писание, наконец, говорили, что церковь есть собрание верных, а созданные церкви - ничто. На допросах Башкин высказал, что его учение похваляли белозерские старцы. Из Кириллова монастыря вызвали жившего там монаха Феодосия Косого, который прежде был холопом в Москве, потом, обокрав своего господина, бежал от него на Белоозеро, постригся в монахи и зашел в еретичестве еще дальше Башкина. Его учение есть не что иное, как ересь жидовствующих, только дополненная некоторыми новыми пунктами. Против еретиков собран был собор в 1553 -1554 гг., на котором определили сослать Башкина и его сообщников на Соловки и в самое строгое заточение. Но Феодосий Косой успел бежать в Литву, где и проповедовал свою ересь.
БЕСПОПОВЦЫ. - См. Поповцы. БЕССМЕРТНИКИ, или ВОСКРЕСНИКИ. Эта секта, выродившаяся из пашковщины, была образована в начале восьмидесятых годов прошлого столетия бывшим в Москве книгоношею "Общества распространения Св. Писания в России", неким М. И. Ивановым, родом из Тверской губ., сосланным в 1893 г. в Эривань. Впоследствии во главе бессмертников стал Евдоким Михайлов Черноног, содержатель каретчиков. "Грех прародительский состоял в том, - говорят бессмертники, - что они поверили смертности своей и потому умерли. Но Христос не убоялся смерти - Он и воскрес, и мы, если поверим в свое бессмертие, - не умрем". Веря, вопреки очевидной неизбежности смерти для каждого, что тело не умрет и не подлежит тлению", и упорно утверждая о себе: "Мы - бессмертники", - эти сектанты служат ярким примером того, до чего может изуродоваться религиозное самосознание у людей, порвавших связь со св. Церковью.
БЕСЕДНИКИ. Некоторые из хлыстов, отвергнув радения, заменили их на своих собраниях молитвословиями, чтением книг Св. Писания и религиозно-нравственными собеседованиями, стали называть свои собрания не радениями, а беседами или "беседками" и образовали таким образом особую секту "беседников" или "беседчиков". Беседники питают особую любовь к книгам Св. Писания, особенно к Евангелию и посланиям апостолов, но изъясняют их только аллегорически, или, как говорят они, "духовно". "Евангелие, - учат они, - писано духом и для духа, а потому и понимать его нужно духовно". Объясняя его аллегорически, беседники отвергли не только Богочеловечество Господа Иисуса Христа, но Его историческое существование, а следовательно, и все христианство с Церковью и ее таинствами. "Христос, - учат они, - рождался, рождается и всегда будет рождаться так: ты грешил прежде, значит ты был мертв, разлагался, смердел; теперь ты перестал грешить, вот это и значит, что в тебе Христос".

И дальше по алфавиту. Кто хочет ознакомиться, читайте «Настольную книгу священнослужителя» прот. С.Булгакова в 2-х тт.

• 3. Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
• В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.
• В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
• Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).
• В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
• Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
• Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
• В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.
• Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
• Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.
• До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
• В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.
• В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.
• Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).
• Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
• Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).
• Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарем.
• Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
• Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.
• В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
• Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».




Tags: секты ереси суеверия русский язык словоб
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Российская история в православном свете

    ПОСЛЕ ТОГО, КАК НИКОЛАЙ II ВОЗГЛАВИЛ АРМИЮ, РОССИЯ НЕ ОТДАЛА ВРАГУ НИ ПЯДИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ Тихон (Георгий Александрович…

  • А вас предупреждали

    или почему веганство так популяризируется. Принц Чарльз говорит о сокращении потребления мяса, прекращении промышленного фермерства и Грете…

  • Всенародная радость.

    Девять московских ресторанов получили звезды «Мишлен» В концертном зале «Зарядья» звезды «Мишлен» вручили девяти московским ресторанам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment