Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

Categories:

О конце «эпохи манипуляций» или еще к теме завершения «длинных 1990 годов».

Оригинал взят у anlazz в О конце «эпохи манипуляций» или еще к теме завершения «длинных 1990 годов».
Если пытаться сформулировать то, какая тема была одной из самых актуальных предыдущие два десятилетия, то придется признать, что это была тема «манипуляции». Именно она, вместе с концепцией IT (под которыми в данный момент понимались достижения микроэлектроники и вычислительной техники), а так же с пресловутой частной инициативой (она же «креативность», о которой надо говорить отдельно), составляет – как это можно сказать – «костяк эпохи». Наверное никогда больше в истории этот самый эвфемизм «базарного обмана» не возносился настолько высоко – причем, во всем мире. Достаточно вспомнить, с каким высокомерием говорилось о всем, не касающемся данной области, в культовых книгах конца 1990 годов (вроде пресловутого «Идеи-вируса»). Маркетологи, специалисты по рекламе, разнообразные «гуру пиара» - все они не просто забирались на вершину общественного Олимпа, но и собирались там оставаться навечно. Наконец, нельзя не упомянуть о многочисленных представителях СМИ, в данный период расплодившихся похлеще клопов в гнилом диване (расплодились и «представители», и сами СМИ). А так же стоит вспомнить загадочных личностей, именующие себя «политологами» или «политтехнологами» - и требующие на этом основании фантастических гонораров…

В общем, весь этот бестиарий в первое десятилетие после гибели СССР буквально вытолкал остальных представителей человечества с его вершины. «Манипуляция» объявлялась альфой и омегой всего и вся. От бизнеса – где любое производство низвергалось в пучину ненужности: заявлялось, что не важно, чего и как производить, главное – грамотно отрекламировать. До политики, где считалось, что на любой пост можно «возвести» любого дебила - главное, чтобы у него была хорошая «пиар-команда». Впрочем, если честно, то так тогда и было: политика рассматривалась исключительно, как разновидность медиа-шоу, кандидаты на те или иные места выглядели, как некие (злые) клоуны, а «жириновский-стайл», с поливанием соком друг друга и публичными драками выглядели нормой. В этом зловещем цирке единственные качеством, недопустимым для политика, объявлялась серьезность. Хоть на голове ходи, хоть горшки разбивай– ну, и разумеется, ври как сивый мерин, обещая каждой бабе по мужику а каждому мужику по ящику водки… Главное, не думая о том, что все это придется выполнять – собственно, единственно важным фактом выступал факт выборов: главное – чтобы правильно поставили галку в бюллетень. А потом – хоть потоп.

Хотя смешно – но, ИМХО, именно на серьезности и «вылез» еще в 1996 Зюганов, очевидно, по своей природной тупости не смогщий усвоить «современные тенденции», и, судя по всему, -подготавливаемый в качестве «публичного мальчика для битья». Думаю, вплоть до июня 1996 года пресловутые политтехнологи приятно потирали руки, представляя, как уделают этого лоха – пока, внезапно, не оказалось, что данный «лошара», похоже, обходит их героя, несмотря на его публичные пляски, разбивание горшков и, простите, писанье на колесо самолета. Пришлось идти на откровенные подтасовки в совокупности с прямым подкупом должностных лиц. Но общей убежденности в эквивалентности общества и шоу этот момент не поколебал. Да, собственно, и не мог поколебать – поскольку что значит один кандидат в президенты в какой-то там Папуасии, при том, что победил-то именно клоун. Да что там Борис Николаевич, если в самом, что ни на есть, «граде сияющем на холме», в самой цитадели демократии и центре мировой экономики в это самое время «на троне» воссел такой же «шоумен», чьим главным достоинством было умение играть на саксофоне да развлекаться со стажерками на рабочем месте.

Поэтому вакханалия «политтехнологив» в политике продолжилась – в совокупности с вакханалией маркетологов в бизнесе. Производственники – как тогда казалось – навсегда были «загнаны под шконку», а пресловутый «гуманитарный дискурс» предлагался, как единственно допустимая область деятельности для индивида. Причем, чем более высокий уровень отрыва этого дискурса от реальности предполагался, тем более престижным и высокооплачиваемым выглядел человек, работавший с ним. Вышедший в 1997 году фильм «Хвост виляет собакой», известный у нас, как «Плутовство», показывал эту самую вершину – политтехнологов, творивших никогда не существовавшие политические события в качестве реальности. В фильме это была «виртуальная» война в Албании, «созданная» для того, чтобы отвлечь внимание от секс-скандала с президентом. (Отсылка к только что произошедшему в Белом Дому скандалу.) Особенную пикантность тут придавала реально вскоре начавшаяся операция НАТО в Югославии 1999 (с участием Албании), что надолго сделало указанное произведение не только культовым, но и «пророческим».

* * *

Правда, при внимательном рассмотрении югославского конфликта становится понятным, что он «заваривался», по крайней мере, лет за десять до указанной даты. (Да и вообще, если честно - то похоже, что за десятилетия до самого рождения Моники Левински.) И что участие НАТО в нем было так же практически «запрограммированным» самим ходом достаточно фундаментальных событий, происходящих в Восточной Европе. (И если честно, то тут не только Югославия, но и Россия оказывается «побоку» от основных целей. ИМХО, именно во время бомбардировок Югославии была навсегда «обломлены» «геополитические амбиции» Германии, и эта страна была окончательно возвращена в «проамериканское стойло». Однако и эта «геополитика» так же представляет собой лишь «верхнюю часть» реально важных процессов – основной причиной агрессии послужила сама динамика «декоммунизации», начатая еще в 1980 годы. Впрочем, понятно, что данная тема требует отдельного разговора.)

В общем, как бы то ни было, но «Плутовство» может рассматриваться всего лишь как занятное художественное произведение – один из элементов, формирующих образ эпохи. То же самое можно сказать и про все остальную массу посвященных данной теме книг, фильмов и статей – ярким примером которых выступает «отечественный» Пелевин. В свое время они казались практически «Откровением», неким допуском к глубинным тайнам Мироздания, их читали, будто репортаж из-за кулис реальности – не задумываясь даже, откуда авторы подобных произведений могли узнать все это. Как они смогли проникнуть в глубины тайных обществ, в самое сердце государственных и планетарных заговоров, узнать мысли «сильных мира сего» и проведать иные секретные способы управления реальностью. (Особенно забавно –на взгляд разумного человека – должны были смотреться книги типа: «Как стать богатым», «Как подчинять себе людей» и т.д. , подписанные вовсе не Ротшильдами и Рокфеллерами.) Впрочем, в 1990 годы, да и в следующее десятилетие, над подобными вещами задумываться было не принято – именно в этом и состоит Zeitgeist, Дух Времени.

Смеяться над указанным выше парадоксом начали уже позднее, в конце 2000 годов. А до этого времени усомниться в истинности всевозможных «секретных методов» и «тайных знаний» мало кому приходило в голову. Напротив, читатели и зрители старательно пытались вникнуть в глубины всего предлагаемого им, желая почерпнуть для себя способы самим «оказаться наверху». Говорить о бессмысленности и бесполезности данного стремления, думаю, не нужно – поскольку сейчас оно очевидно. Правда, не для всех. Даже в настоящее время количество псевдопсихологических книг, фильмов, статей и сайтов зашкаливает – очевидно есть спрос. Более того, пресловутые «тренинги» и «коучи», несмотря на всю массу насмешек и издевательств над ними, все еще прекрасно продаются. Причина этого проста, хотя и не очевидна: а именно, лица, принимающие решения – в том числе, и об заключении договоров с тренерами – как правило, являются и наиболее «завязанными» на указанный Zeitgeist.

Почему – надо говорить отдельно, тут же можно упомянуть только то, что именно это качество выступает необходимым условием для попадания на вершины иерархической пирамиды. А значит – «начальство» всегда и везде является самым главным «проповедником» господствующей парадигмы – даже тогда, когда ее неверность становится очевидной. И единственным способом избавиться от подобной поддержки последней выступает вовсе не «сомнение в верности» или даже не ее очевидная неверность – но полный крах. (Как это произошло в 1991 году.)
Впрочем, то, что начальство всегда и везде радостно ведет всех остальных к катастрофе – это не повод придерживаться концепций, которые уже давно доказали свою несостоятельность. А именно это можно сказать про идею о том, что лишь манипуляция и связанные с ней виды деятельности выступают единственно важной вещью в современном мире. На самом деле, более двух десятилетий господства подобных идей привели ни к чему-нибудь, а к глубокому кризису еще недавно казавшейся непоколебимой «Западной цивилизации». Причем, вместе со всеми «стремящимися к ней» сателлитами, вроде современно РФ и прочих государств бывшего СССР. (Впрочем, о последних говорить вообще неприлично – вся постсоветская история есть совокупность непрерывного и неотвратимого распада и деградации.) Поскольку в течение всего этого времени именно области деятельности, связанные с «подчинением воли» и «управлением желаниями» оказывались наиболее привлекательными для самых активных и развитых личностей – ну, а о деньгах можно даже не говорить.

* * *

В итоге инвестиции – и финансовые и «человеческие» непосредственно в производственный процесс падали, а об инфраструктуре лучше вообще не говорить. Скажем, средний возраст оборудования на ТЭС или ГЭС во флагмане Западного Мира – США – составляет … около 40 лет. В Европе ситуация чуть получше – где то на десять лет меньше. Такая же ситуация во всех инфраструктурных отраслях – железных дорогах, ЛЭП, водопроводных и канализационных сетях и т.д. Забавно – но в Нью-Йорке, практически центре мира, в некоторых местах сохранились еще бамбуковые водопроводные трубу, проложенные там еще в конце позапрошлого (!) века. Разумеется, их немного – основные магистрали там стальные, но имеющие возраст более чем полувека. Причем, подобное состояние периодически приводит к прорывам, не говоря уж о снижении качества воды – и это при том, что в данном государстве не было пресловутой «Шоковой терапии» и всевозможных «Гайдаро-Чубайсов». А был, наоборот, необычайный экономический подъем, буквально, «нашествие халявных денег».

Но весь этот бум буквально «вылетел в свисток», ушел в «пиршество манипуляторов», убежденных в своей единственной важности. То же самое можно сказать и про все остальные отрасли – не даром все «долгие 1990» шел непрерывный процесс закрытия разного рода «национальной промышленности» через вынос ее в страны «Третьего мира», и непрерывного возрастания паразитических, по сути, отраслей – вроде всевозможных спекуляций с ценными бумагами. И все это «приправлялось» ростом пресловутой «креативности», объявляющейся альфой и омегой любого успеха – при том, что из нее все больше исключались любые элементы НИОКР, и все больше упор делался на «способность к нешаблонному мышлению». Которое, разумеется, полностью подчинялось указанному Zeitgeist. (Поэтому забавно наблюдать, как у большинства «нешаблонно мыслящих людей», начиная с художников и заканчивая «менеджерами среднего звена», результаты работы оказываются практически идентичными. Эта потрясающая похожесть «нонконформистов», впрочем, давно уже стала «притчей во языцех».)

Впрочем, как уже не раз говорилось, до определенного времени все это легко сходило с рук. Построенное предками «здание Цивилизации» казалось настолько фундаментальным и незыблемым, что оно мыслилось, как естественное положение вещей. Поскольку, как так же уже не раз говорилось, изначально все это строилось для несколько более высоких целей, нежели непрерывный «праздник раздербана» всего этого «манипуляторами» и «креативщиками». Но, разумеется, говорить о том, зачем все это создавалось, надо отдельно. Тут же достаточно только сказать, что для человека конца 1980 исходные цели давно уже потеряли всякий смысл – в период, когда господствовала концепция «конца Истории» никакие задачи, кроме как «все это должно быть потреблено мною, причем как можно быстрее – пока другие не «пронюхали»», ставиться не могли.

И, в принципе, можно было бы даже сказать, что как раз подобное представление было наиболее оптимальным – действительно, пока ты стараешься что-то сделать для будущего, более «ловкие» и «сообразительные» прихватывали все себе, и лишали тебя малейшего шанса на успех. Но есть тут одна тонкость, которая все кардинально меняла. А именно – в то же самое время, когда в большей части «цивилизованного мира» происходили указанные процессы, в одной достаточно большой стране можно было увидеть является абсолютно противоположные. Тогда, когда в Европе, США, не говоря уж о странах бывшего Восточного Блока, всевозможные пиарщики, маркетологи и политологи с «креативщиками» радостно растаскивали себе самые жирные куски «экономического пирога», постепенно учась наращивать свой аппетит, тут тупо учились вкладывать средства в абсолютно неинтересные и малопривлекательные вещи, вроде железных дорог (фу-у, XIX век!), электростанции, заводы, мосты и трубопроводы – а главное, в развитие образования. Причем, именно образования в «классической форме» - не как «развитие креативности» и «умения нешаблонно мыслить», а как получения неких знаний и умений. Причем, в достаточно авторитарной форме, от которого любого «современного педагога» хватил бы удар.

Разумеется, мало кто придавал данным фактам хоть какое-то значение – удивительно, но разнообразные «гуманитарные тигры» были уверены, что насквозь могут видеть «натуру» любого человека. В том числе и представителя совершенно иного социума. В качестве доказательств последнего они постоянно приводили разнообразные концепции «национальных менталитетов», доказывая – что жители этой самой страны, несмотря на их многочисленность, никогда не смогут догнать «благословенный Запад», а уж тем более, представлять для него какую-либо угрозу. Так что пускай строят свои заводы и изучают свой сопромат, вместо того, чтобы «раскрывать дорогу своего воображения». Поколебать основы мира они не смогут…

* * *

Ну, говорить о том, что было дальше, нет особого смысла. Как-то неожиданно оказалось, что в 2012 году экономика упомянутой выше страны вышла на первое место в мире. А в 2016 году показала, что способна создавать тяжелую ракету или космическую станцию – на что еще недавно способными были лишь сверхдержавы. Ну, или, например, построить собственный термоядерный реактор, авианосец или разработать собственный микропроцессор. Все это еще лет десять назад казалось невозможным. (Особенно пикантно все это смотрится после заявлений аналитиков о том, что «ограничение Интернета», предпринятое в указанной стране, окажет отрицательное воздействие на «креативные возможности». Видимо, в разработке микропроцессоров, смартфонов, самолетов и ракет, эти самые «возможности» не участвуют.)

Но оказалось, что граница «возможного/невозможного» находится вовсе не там, где ее предполагали «властители дум» последних десятилетий. Неожиданное восхождение Китая показало, насколько наивными, бессмысленными и бесполезными были все популярные идеи последних времен. Более того, насколько вредными они оказались. И пускай, как сказано выше, изменить подобное положение вряд ли представляется возможным, понимание того, что истинное движение возможно лишь за границами «длинных 1990 годов» выступает явным свидетельством того, что их время подходит к концу.
А вот что будет там, за этим самым «концом» - вопрос крайне интересный…


Tags: капитализм "декоммунизация"
Subscribe

  • Дилетанты нынешнего дня.

    Когда мы говорим об упадке культуры в Европе, то не стоит думать, что речь идет только о тех пропагандистских моментах , которые…

  • КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛАСЬ КОЛБАСА?

    Большое количество новых рецептов мясных продуктов появилось в XVIII веке, при Петре I. Колбасы люди готовили еще в древности.…

  • Властные качели

    Ликвидация Трампа "Глубинным государством" поможет пропагандистам Путина Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments