ИСКУССТВО В МЕТРО

Шедевры архитектуры и скульптуры в столичной подземке

Александр Дейнека и Матвей Манизер, Алексей Щусев и Алексей Душкин — эти и другие знаменитые художники, скульпторы, архитекторы работали над оформлением станций Московского метрополитена. Портал «Культура.РФ», Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева и Центр профориентации Московского метрополитена рассказывают, какие шедевры архитектуры и скульптуры можно увидеть в подземке, если не торопиться на следующий поезд.

Первая очередь строительства:
1933–1935 годы

Проекты станций первой очереди утвердили в 1933 году. Путь ветки — от «Сокольников» до «Парка культуры» — повторял самые загруженные маршруты московских трамваев. Поскольку станции не выходили на поверхность, особое внимание архитекторы уделяли их оформлению и декору, чтобы пассажиры чувствовали себя посетителями настоящих подземных дворцов, а не пленниками мрачных лабиринтов.

Май 1935 года

Станция «Комсомольская» Сокольнической линииД.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов. Проект станции «Комсомольская площадь» («Комсомольская»). 1935. Перронный зал

МоскваСтанцию «Комсомольская» открыли одной из первых — 15 мая 1935 года. Первоначально она должна была называться «Каланчевской площадью», но в 1933 году площадь, к которой вели выходы из метро, переименовали в Комсомольскую — изменили, соответственно, и название станции.
Оформление платформы посвятили комсомольцам-метростроевцам. На «Комсомольской» впервые в истории отечественного метрополитена использовали майоликовое панно, созданное из покрытой глазурью керамики. Над его эскизом работал художник Евгений Лансере, и, чтобы правдоподобно изобразить на панно строителей, он хранил в своей мастерской настоящие брезентовые робы рабочих.


       Архитектор станции Дмитрий Чечулин спроектировал над путями галереи-балконы, благодаря которым на станции не образовывались заторы из посетителей. В 1937 году макет станции, украшенной майоликовым панно и облицованными мрамором колоннами, представили на Международной выставке в Париже, а в 1941-м Чечулин получил за свой проект Сталинскую премию первой степени.

Станция «Кропоткинская» Сокольнической линииА.Н. Душкин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»). 1934. Перронный зал. Перспектива

До 1957 года станция «Кропоткинская» называлась «Дворцом Советов». По задумке авторов проекта, она должна была стать подземным вестибюлем Дворца Советов — грандиозного административного здания, которое планировали возвести на месте храма Христа Спасителя. Однако его строительство прервалось с началом войны, а позже котлован, вырытый под Дворец, превратился в бассейн «Москва».
Будущую «Кропоткинскую» архитектор Алексей Душкин проектировал как подземный дворец. В интерьере он попытался объединить стиль древнеегипетского храма Амона в Карнаке и советскую символику. Например, колонны станции, сделанные по образу и подобию колонн из египетского храма, венчали пятиконечные советские звезды. По легенде, ответственный за строительство метрополитена Лазарь Каганович, сподвижник Сталина, возмутился, узнав об этой параллели. Как писал сам Душкин, «последовало замечание и сомнение, не будет ли выражена идея деспотии, присущая династиям фараонов». На что архитектор ответил: «У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа». В итоге высшее руководство идею «станции-дворца» поддержало, а Душкин позже получил за свой проект Сталинскую премию.
Так во внутреннем вестибюле станции появились расширяющиеся кверху колонны с новаторской системой освещения. Мощные лампы вмонтировали прямо в столбы, за счет этого по всей платформе разливался мягкий свет. Поначалу на «Кропоткинской» даже установили кадки с живыми пальмами, как в настоящем египетском дворце, но растения под землей чувствовали себя неважно, и вскоре их убрали.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic