Топ-10 «сакральных и таинственных» мест России


«Множество красноречивых примет и знаковых событий, даже персональные визиты высоких сущностей… — все это не раз случалось в сакральных «местах силы», об этом существуют многочисленные свидетельства».

Л.Л. Штуден, доктор культурологии, профессор кафедры философии НГУЭУ, г. Новосибирск

Лежбище моржей в Чукотском районе

Лежбище моржей в селе Инчоун на побережье Чукотского моря — одно из крупнейших на Чукотке, оно почитается как священное.

Морзверобои считают, что во время охоты они убивают только тело животного, а его дух при этом не умирает, а освобождается. Спустя некоторое время он должен вновь обрести тело.

Культовые ритуалы морзверобоев основаны на понимании того, что дух животного, взятого на охоте, нуждается в уважении и благодарности со стороны охотника. Если дух будет обижен, то потом, когда ему вновь удастся обрести тело, он никогда не приблизится ни к охотнику, ни к его потомкам. Если нарушить эту поддерживаемую ритуалом связь, то обиженные непочтительным отношением духи моржей могут вообще увести все стадо.

Якутские Кигиляхи в Республике Саха (Якутия)

Вся территория Верхоянского хребта считается сакральной. Якуты верят, что Верхоянские горы связывают мир человека с богами Верхнего мира, и те посылают людям счастье и детей.

Кигиляхи — это останцы (изолированные горные массивы), состоящие из пород интрузивного происхождения, в Верхоянских горах. Они обладают причудливой формой, нередко напоминающей образ человека или животного. Сейчас эти места стали объектами массового туризма.

Местные охотники верят, что творцами сооружений были «шаманские боги», а не природные стихии, трудившиеся здесь веками.

Многие туристы считают, что священные камни могут дать им силу и помочь открыть необычные способности или по крайней мере улучшить судьбу.

Баргузинская долина в Республике Бурятия

Баргузинская долина c древнейших времен почитается коренными жителями этого региона — эвенками и бурятами. На ее территории — огромное количество природных и культовых памятников, имеющих сакральное значение.

Изначально эти места были шаманскими. Обряд почитания священных гор предполагает сосуществование шаманской и буддийской религиозных практик.

В религиозном смысле магическая деятельность шаманов заключается в общении с богами и духами, в общественных и семейных жертвоприношениях, магической помощи в случае болезни, падежа скота, пожара, удара молнии, неприятностей на работе и т. д.

Культовые места как элементы ландшафта выступают в качестве ритуальных, символических объектов поклонения. Они служат созданию образа божества: духа — хозяина местности, которому посвящаются обращения и жертвоприношения в виде ритуальной пищи.

Петроглифический комплекс Калбак-Таш в Республике Алтай

Петроглифический комплекс Калбак-Таш — место древнего святилища. Название Калбак-Таш переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора».

Комплекс наскальных изображений включает более 500 композиций и содержит свыше пяти тысяч рисунков, а также более 30 рунических надписей. Это своеобразная наскальная книга, запечатленная в камне.

Искусно высечены изображения людей, животных и неведомых фантастических существ. Часть из них легко соотносится с конкретными сюжетами алтайской мифологии, другие связаны с ритуальными действами.

Святилище создавалось в несколько этапов, датировка рисунков охватывает не одну тысячу лет (от неолита, то есть VI–IV тысячелетий до н. э., до древнетюркской эпохи — VII–X веков до н. э.).

Шаман-дерево в Республике Саха (Якутия)

Деревьев, связанных с шаманскими практиками, в Якутии очень много. Самое известное из них расположено возле трассы Магадан — Якутск, на 1460-м километре от Магадана, не доезжая до поселка Хандыги. Считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства после смерти самого шамана и рядом с ними творится «неладное».

Для якутов сакральное дерево имеет и позитивное значение: его связывают с духами растительности, от которых зависит благополучие человека.

По традиции шаман-дерево надо обойти вокруг по часовой стрелке три раза — это принесет счастье, деньги и богатство.

История почитания шаман-дерева на Колымском тракте не ясна. Никто не может с определенностью сказать, было ли оно когда-либо выбрано шаманом в качестве посредника с другими мирами или нет. Однако дерево стало культовым, и этот культ поддерживается не только якутами, но и другими людьми, проезжающими по трассе.

Болванский Нос в Ненецком автономном округе

В 1556 году на мысе Болванский Нос английский капитан Стивен Барроу обнаружил ненецкие святилища и около 300 идолов. Самые примитивные из них представляли собой палки с нарезками, обозначающими глаза и рот. У всех идолов глаза и рты были вымазаны кровью.

Сакральный статус острова нашел отражение в его ненецком названии — Хэбидя Я, что в переводе означает «священная земля».

Многие находки в культурном слое святилища Болванский Нос относятся к Позднему Средневековью и Новому времени. Среди них большое количество костей северного оленя, морских животных, белого медведя, птиц, реже — рыб. А в нижних горизонтах — многочисленные изделия из бронзы и серебра X–XIII веков: шумящие подвески, бубенчики, бляшки, изображения животных и птиц, фрагменты браслетов и других украшений.

В последнее время ненцы возобновили совершение ритуальных действий и жертвоприношений на святилищах Болванского Носа.

Айдашинская пещера (Девичья Яма) в Красноярском крае

С середины XIX века ходили слухи о том, что Айдашинская пещера таит несметные сокровища. Это привело к многократным проникновениям и грабительским раскопкам. Найденные костяные и бронзовые вещи продавались любителям древностей.

Пещера представляет собой карстовую воронку с основной вертикальной и боковыми шахтами. Имеет два входа: один естественный, другой был пробит людьми со стороны озера. Глубина пещеры составляет около 70 метров. В рыхлых отложениях встречены многочисленные находки, в том числе — уникальные высокохудожественные изделия из бронзы, предметы вооружения, прежде всего наконечники стрел.

Судя по составу и характеру залегания инвентаря, на протяжении нескольких тысячелетий (с перерывами) пещера являлась святилищем и использовалась для совершения ритуалов и жертвоприношений. Во время их проведения в вертикальный штрек помещались разнообразные предметы и мясная пища, о чем свидетельствуют найденные кости животных. Также велась стрельба из лука специальными стрелами в чрево пещеры.

Марийские священные рощи в Республике Марий Эл

Марийские священные рощи находятся в Республике Марий Эл, Горномарийском районе. В сознании верующих марийцев они выступают посредниками людей в общении с божествами и символизируют устремленность народа к миру вышнему. Марийцы почитают священные рощи и рассматривают их как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с богом.

Обычно рощи огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления.

В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), сделанные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; там же разводится огонь.

Сердце священной рощи — онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.

Скалы Ленские столбы в Республике Саха (Якутия)

Комплекс вертикально вытянутых скал Ленские столбы растянулся на многие километры вдоль берега реки Лены. Эти геологические образования введены в систему особо охраняемых природных территорий в качестве национального природного парка.

Издавна для якутов и эвенков это место было священным. Рядовым людям путь туда был закрыт: они страшились гнева духов скал.

Многие считали, что столбы — это застывшие изваяния людей, созданные неведомыми потусторонними силами. Лишь избранные, старейшины или всемогущие шаманы, решались приблизиться к этим таинственным скалам.

Ленские столбы являются сакральной территорией и почитаются как место предков жителями Хангаласского улуса.

«Китовая аллея» (Сиклюк) в Чукотском автономном округе

«Китовая аллея» расположена неподалеку от маршрутов миграции китов и лежбищ моржей. Она представляет собой уникальный хозяйственный и сакральный комплекс морских зверобоев Берингова пролива, совершавших здесь обряды перед открытием сезона охоты.

Комплекс протянулся на песчаной косе с юго-запада на северо-восток на расстояние более полукилометра. Он включает конструкции из черепов и челюстей гренландских китов, вкопанных по периметру ям для хранения китового и моржового мяса.

Вертикально установленные челюсти более чем на четыре метра возвышаются над поверхностью земли. Часть из них спилена жителями поселка Сиклюк для строительных нужд. В юго-западной части комплекса, под склоном, располагались группы жертвенников в виде прямоугольных ям, дно и стенки которых выложены галечником.

«Сиклюк» переводится как «место для хранения мяса» — «Китовой аллеей» памятник назвал М.А. Членов, который открыл его в 1976 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic