ansari75

Categories:

Что мы приобрели и что потеряли.

Когда-то человек хотел жить поближе к центру или работе, чтобы не пользоваться транспортом. Он предпочитал пешие прогулки, а не дальние поездки на своем автомобиле. Он гулял в своем парке, слушал по выходным духовой оркестр, ходил в ближний лес по грибы и купался в родной речке или городском озере или пруду, созданных специально для отдыха горожан.

Студенты в летнюю сессию загорали и готовились к экзаменам на склонах Ленинских , ныне Воробьевых гор и даже кое-где рисковали окунуться в воду.

1975 год Ленгоры.
1975 год Ленгоры.

Фотографии и селфи на фоне университетского шпиля или на канатке не были целью. Целью был отдых, а услужливая память сохраняла не фото, а радость и свободу.

Теперь человек едет на другой конец города не ради цветущей сирени, а ради фото, которые может выложить в инет, рисуясь своими развлечениями.

Когда-то люди ехали на море, чтобы купаться и загорать, а не сидеть в отеле у бассейна. Уходили в поход , чтобы жить в палатках и разводить костры, а не искать комфортный отельчик в горах или лесах.

Даже в повести  «Трое в лодке»  англичанина Джерома К. Джерома три молодых джентльмена решили плыть на лодке по реке, терпя неудобства и трудясь на веслах или с бичевой ради особого отдыха, где три главные части: лодка, воздух и вода. 

А теперь ни море, ни воздух, ни природа не являются важными. Важен пятизвездочный отель, напитки без ограничений, еда целый день и бассейн с хлорированной водой.

Раньше человек был рад тому, что у него есть крыша над головой в хорошем городе рядом с хорошей работой. Теперь все равно где и как далеко лишь бы побольше комнат и подороже дом.

Раньше дача была выездом небогатых петербургских семейств на лето из душных столиц. Потом стала местом выращивания особых сортов помидоров, цветов,  овощей и фруктов ради удовольствия и возможности украсить зимний стол дарами природы со своей дачи. «Крыжовник» Чехова несколько в ином виде. Чужие города и тем более страны были ненужной для большинства экзотикой, потому что обычные люди  знали из книг, фильмов, фотоальбомов, а в остальном отдых им нужен был простой и полезный.

Теперь чем больше ты посетишь городов, достопримечательностей, стран, тем круче будут твои фото в инстаграме, тем  сильнее вера в себя: ты это видел, ты там был. А ради чего? Что тебе дало созерцание того или иного памятника? Что ты знаешь об их истории и архитектуре? Это ненужные заботы. Смысл жизни обрела суета и неугомонность в поисках неведомого удовольствия.

Раньше в школы ходили родители без всяких преград. Кто- за первоклассником, кто — к классному руководителю, кто — о кружках узнать.

То, что было доступно родителям, было запрещено детям. Например,детям запрещалось свободно болтаться  по школе в неурочное время, ходить на вечерние сеансы в кино, в театры или рестораны даже с родителями. Вечерние заведения были не для них.

Младенцы катались с мамами по ближайшему скверу и спали в колясках во дворе, а не в колясках, бороздящих супермаркеты или торговые центры.

А если мама заходила в универсам, то взяв ребенка на руки, оставляла коляску на улице, иногда и с ребенком.

Теперь детей не оставляют даже на детских площадках в собственном дворе.

Запреты куда-то зайти существуют только для родителей. Им нельзя заходить в школу, им нельзя в музыкальной школе посидеть на уроке специальности в классе с ребенком. Они не имеют права даже пересечь турникет и должны томиться часами на улице в дождь и мороз.

Зато все можно детям. У них теперь все права, даже право жаловаться в органы опеки на родителей. Кто называл Павлика Морозова предателем? Либералы-антисоветчики? А добропорядочные граждане теперь считаются именно те, кто учит детей куда и как жаловаться на отца с матерью или учителя в школе.

Дети теперь свободно в любом возрасте могут пойти на вечерний сеанс в кино, в вечернее время в ресторан или театр.  Все для детей-пожалуйста. Ребенок имеет право. Он — личность.

Ну и что, что эта личность в кафе или ресторане, устав начинает бегать по залам и орать взахлеб, играя со сверстниками и заглушая не только разговор, но и музыку. Запрещать теперь ничего нельзя. 

Только нынешняя администрация в Икее игрушки, помещавшиеся раньше на креслах и диванах экспозиции, или привязывают их бечевкой, чтобы свободные от дисциплины дети не таскали их и не уносили с собой. 

Только в супермаркетах стараются не ставить на нижние полки, доступные для детей, дорогие , бьющиеся и сыпучие предметы. Кто их знает, этих детей. У них — права, и у родителей, а менеджер зала потом платит штрафы.

Раньше как писал Распутин, в деревне не было мусора и отходов. Все люди умели превратить в удобрения, в нужное подспорье. Воду носили из колодцев. Огороды поливали лишь в засуху. Бочки с дождевой водой копили влагу на случай жары.

В советское время в села провели водопровод, леса и поля опрыскивали от вредителей и назойливых насекомых. Никто не знал кто такие клещи, малярийные комары и мухи в умеренных количествах мешали жить только летом.

Теперь деревня – это экзотика, а экзотика – это экология. И никто уже не проводит по всей деревне водопровод, уже не ездят золотари со своими бочками, уже никто не ставит русских печей и не делает двойные сени.

Теперь прогресс и в образе жизни, и в материалах, и в строительной технике. Но поскольку в сельском доме или большом особняке живут ради престижа, то и неудобства становятся своего рода визитной карточкой нового времени. Мух, комаров и слепней плодится в таком количестве, что невольно вспоминаешь Пушкина:

«Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.» Или Гоголя и его «Старосветские помещики»:

На стеклах окон звенело страшное множество мух, которых всех покрывал толстый бас шмеля, иногда сопровождаемый пронзительными визжаниями ос; но как только подавали свечи, вся эта ватага отправлялась на ночлег и покрывала черною тучею весь потолок.»

Вода теперь есть в каждом новом доме, благодаря новым технологиям рытья скважин. И пользуются этой водой как в городе: без меры и ограничений, в результате чего скважины мелеют, а колодцы высыхают. Но это не беда, сделаем новую.

Раньше отдыхали на дачах за работой в огороде или на клумбах,  выращивали цветы, невиданные овощи в климатических зонах,где раньше росли только огурцы и картошка. И угощали своими летними салатами, компотами и вареньем.

Теперь строят дом ради сауны и бильярда. Чтобы пригласить друзей не на прогулку на природе, а ради сауны и камина в гостиной.

Раньше в селах держали живность от коров до кур, чтобы и на рынке продать, и для себя натуральные  продукты сохранить. Все магазинное, фабричное считалось чуть ли не искусственным, не качественным, хотя изготавливалось по ГОСТам и при контроле качества.

Теперь живность не держат даже для продажи на рынке. Приедешь в какой-нибудь Юрьев Польский на рынок  в рыночный день, а там только бабульки с укропчиком и петрушкой сидят, да яблоки в сезон с одного дерева продают. 

Все остальное — стандартное производство  частного мясного цеха, со всеми недостатками экономической экономики без ГОСТов и контроля качества.

Пройдешь по сельской улице: можно ли у кого купить молочка и сливок свежих или десяток яиц? А у кого и зачем? Вон Пятерочка рядом. Там и покупаем. Самим держать дороже будет: и труд, и корма, и время  — все дорого.

Раньше держали собак и кошек по необходимости, охранять дом, ловить мышей и крыс, ходить на охоту. Собаки ради удовольствия были роскошью, доступной богатым. Ведь с собакой нужно не только пройтись по улице, держа ее под мышкой как ридикюль, но и ухаживать за ней.  И уход этот, к сожалению, не столь приятное занятие, как прогулка. Многие владельцы экзотических животных расскажут вам, чего стоит уход за ними и физический,  и материальный. 

Но теперь все хотят пользоваться жизнью как богатые и заводят редких дорогих собак ради моды и престижа. Ради этих моды и престижа, как и ради окупаемости затраченных денег, эти граждане готовы ухаживать за животными так, как не ухаживают за родными и близкими. Они лечат и холят собаку, но отдают в дома престарелых родителей. И то, и другое теперь стало образом жизни, потому что прагматизм и желание свободы от обязанностей и жажда престижа уравняли в мыслях дом престарелых и отказ от ухода за родителями с уходом за животным и оплатой его лечения у ветеринаров.  И выбирают то, что приятней: собаку, а не стариков.

Но разве можно упрекнуть людей в том, что они наконец-то получили возможность жить так, как когда-то жили богатые? За стариками ухаживают нянечки и медсестры. А дети могут жить в свое удовольствие. Ведь когда-то богатые тоже нанимали прислугу и сиделок, а не трудились сами.

Когда-то люди брали справки ради подтверждения их социального статуса.

Теперь ваш статус никому не нужен. Никто о ваших социальных правах не заботится.  А справки, согласия и бесконечные условия и ознакомления с правилами нужны уже не для вас, а для тех, кто их вам представляет. Эти организации и производители заботятся не о вас и вашей безопасности, а о снятия с себя ответственности и от судебных исков со штрафами. 

Полеты в космос когда-то были научными ради расширения человеческих возможностей, а теперь — туристическим круизом ради хороших денег.

То, что писали когда-то легисты о человеке является всего лишь результатом их нетерпимого отношения к бедным., которые обязаны работать, а не развращаться сытой жизнью.. Естественно, что глядя на роскошь избранных, бедняк мечтал о богатстве, безделье, отдыхе и наслаждении. Естественно, что все религии мира обещали в загробном царстве каждому райское существование богатых. 

Прогресс позволил человеку забыть о труде как о радости. Теперь труд вновь стал наказанием, потому  что он требует усилий, а усилия, даже несущие радость исполненного долга, никому теперь не желанны. 

Но стоит ли винить современного человека и считать, что это деградация, лень, невежество, вырождение? 

Посмотрите на праздный образ жизни всех тех, кто по воле рождения и социальному статусу относился к классу заведомых бездельников: помещиков, аристократов, миллионеров и нынешних миллиардеров.

Для праздной и роскошной жизни  этого небольшого  по численности слоя трудилась масса простого народа. Потребление с пресыщением  было доступно лишь этому слою избранных. Они имели возможность хорошо питаться, пить в удовольствие, одеваться, жить не в избах и хибарах, а в теплых больших домах и ходить не пешком и не в автобусах тарантасах, а в своих каретах.

И чем занимались они на досуге? Да тем же самым, что и нынешняя молодежь: праздностью и пустым времяпрепровождением, которое представляется только в качестве позиционирования себя в качестве цвета общества. себя свободным и успешным. Ходили в гости, в театры и концерты, на балы и журфиксы, путешествовали и жили в усадьбах типа дач.

И никого этот образ жизни не возмущал. Только кое-кто из их среды начинал заболевать скукой, сплином и считать себя лишними людьми.

К чести нынешней молодежи она не считает себя лишней, не болеет скукой, но свято верит в свою свободу, свою важность и совершенную непохожесть на своих предков. необходимость побольше увидеть, побольше попробовать, побольше засветиться в скандалах или вызовах традициям, чтобы запомниться и набрать подписчиков.

Некоторые наши мыслители и политологи пытаются нас уверить: «Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все.» 

Цифровая реальность рождает «новый вид» человека. «Я называю это „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“. Этот „хомо конфузус“ еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какую опасность мы уже попали. 

Наступает цивилизация праздности, к которой мы тоже, в общем, не готовы. «Что собираются делать все те люди, которых заменят цифровые системы? Когда мне говорят: „освобождается простор для творчества“, это вызывает у меня саркастическую улыбку. Вы что, правда считаете, что несметные тысячи, на самом деле — миллионы людей, в освободившееся от тяжелой работы время начнут писать мадригалы и играть на лютне? Вы это всерьез? Произойдет совершенно противоположное. И мы не можем делать вид, что это не так», — подчеркнула она.

Интересно,  что когда-то древние римляне, разгромленные варварами, думали и писали? То же Апокалипсис им мерещился?

А какие ужасные картины рисовали нам все белоэмигранты от Мережковского с его «Восставшим Хамом» до философа Ильина?

И теперь то же самое, то есть  бедным простым людям нельзя жить как богатые, нельзя получать незаслуженно блага и пользоваться всеми достижениями прогресса.

Да, мир изменился, да он стал более подвижным, стремительным и более внушаемым.Он потерял этику и эстетику. Но люди хотят быть  счастливыми. Они сыты, они свободны и безответственны. Разве это не счастье?  Но нет, счастья нет и не  может быть, потому что им  в этом переменчивом мире  мешает  одна вещь: жизнь ради престижа, статуса и амбиций,продиктованных деньгами. Беда человечества как раз и состоит в том, что новый мир застал нас в состоянии далеко не демократическом и далеко не гуманистическом. Мы забыли все, что учили в советской школе и решили, что жизнь – это только то, что дают деньги.  А раз знания и культура не дают денег, то о них можно забыть. Вот и вся наша проблема, вопреки страшилкам от Черниговской.

Все беды не от цифровизации или новых технологий. Все беды от обмана, который несут нам ангажированные капиталом политологи и мыслители. Они пытаются уверить нас, что плохо все, что дает благополучие и свободу большинству населения. Плохи ай ти технологии, цифризация, глобальное потепление, старые способы получения энергии, деньги и вакцинация. Да, плохи, потому что направляются в заведомо ложное русло неравенства и несправедливости этими самыми политологами и законодателями мод.

Весь этот пропагандистский обман пытается оправдать наличие сверхбогатых и их планы по приведению населения в нужное состояние рабов. Не цифризация и не глобальное потепление виноваты в том, что человек вновь вернется к статусы трудящегося в поте лица своего. Виновато неправильное несправедливое перераспределение богатств созданных общим трудом, виновато классовое общество и тот путь на который оно толкает человечество.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic