Categories:

Пересмотру подлежит

"Главный канонист" РПЦ МП допустил изменение жития св. митрополита Филиппа после слов Путина о том, что Малюта Скуратов не убивал священномученика

Житие св. священномученика Филиппа, митрополита Московского, может быть отредактировано РПЦ МП, если версия о его смерти от рук "прото-чекиста" Малюты Скуратова окажется неправдоподобной. Об этом 3 сентября сообщает РИА «Новости» (ria.ru) со ссылкой на члена синодальной комиссии по канонизации святых и Межсоборного присутствия РПЦ МП протоиерея Владислава Цыпина, имеющего неформальный статус "главного канониста" Московского патриархата.

«Дело, связанное с убийством митрополита Филиппа, может быть предметом изучения для историков и церковных историков. Что касается возможности внесения изменений в житие, то, разумеется, жития не являются Священным Писанием, которое не подлежит редактированию», — сказал Цыпин.

Он отметил, что при изучении событий далекого прошлого — такого как время правления Ивана Грозного — интерпретация зачастую зависит от личного отношения исследователя. «Если деятельность Ивана Грозного расценивается в позитивном плане — не то чтобы из этого вытекала необходимость отрицать его причастность к убийству, но отрицается намерение. И наоборот: при негативном отношении к Ивану Грозному на него возлагается ответственность за те убийства, которые представляются сомнительными», — объяснил протоиерей.

Ранее президент России Владимир Путин усомнился в версии убийства св. митрополита Филиппа опричником Скуратовым.

_____________________

P.S. С исторической точки зрения вопрос. конечно, может быть пересмотрен, тем более, что для историков никогда не была секретом причина конфликта между Иваном Грозным и митрополитом Филиппом (Колычевым). Извечные столкновения боярской фронды и авторитарного монархизма. 

В советских учебниках так это конфликт и объяснялся, но до пересмотра дело не доходило, потому что и пересматривать было нечего: документов нет, свидетелей нет, а причины весьма расплывчаты: на тот момент митрополит Филипп особой угрозы царю Иоанну IV не представлял, чтобы его убивать. 

Впрочем, тетя Вика утверждает что душил, и даже знает чем и с какими словами.

Другое дело, что церковь тоже никак не стремилась к пересмотру тех события, помятуя, что канонизация митрополита Филиппа произошла при царе Алексее Михайловиче Романове, а Романовы находились в близкой родственной связи с родом Колычевых. Как тут не канонизировать родственника?

Что произошло сейчас? Трудно понять. Странная история от митрополита Тихона (Шевкунова) в которой Русь становится наследницей Византии. Странный опус президента о единстве украинцев и русских, А теперь вот желание пересмотреть историю времен Ивана Грозного. 

Почему и не пересмотреть? Теперь тренд такой. Англичане вот пересматривают историю Ричарда III. Они утверждают, что некомпетентные писатели и поэты возвели на короля напраслину. И вообще, враги Ланкастеры постарались сделать его и жестоким, и  горбатым, и карликом,  и сыновей Эдуарда IV не убивал. Никакого своего  Малюты Скуратова к ним не подсылал. 

Тот факт, что в то жестокое время прослыть жестоким нужно было уж очень постараться, никто не учитывает. Теперь и Мария Тюдор вовсе не Кровавая, а так, страдающая от долга чести королева.

И вообще, не нужно судить по делам и фактам, нужно верить, что история врет. Пересмотреть ее и дело с концом.

Не хватает авторитетов для утверждения авторитаризма? Или нужны примеры сильной руки во святых? Один столп православия и утверждения русской государственности есть. Владимир Красное Солнышко. Очередь теперь за Иоанном Грозным. А там, глядишь, и своя сильная рука найдется.

Или это тонкий намек на новую РПЦ МП? Вот и Собянин приглашает граждан на встречу с опальным дьяконом Андреем Кураевым.

Официальный сайт мэра Москвы называет опального протодиакона РПЦ МП "российским религиозным и общественным деятелем, писателем, богословом, философом, специалистом в области христианской философии, публицистом, церковным ученым, проповедником и миссионером".

В рамках клуба духовного развития «Глас веков» в библиотеке о. Андрей прочитает лекцию о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - "с позиции богословия, о времени написания романа в условиях жесткой цензуры, об отношении Булгакова к вере и безверии".

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic