ansari75

Category:

Родная речь

или «Кто есть Кто».

Есть такая энциклопедия западного знания: «Кто есть Кто». Без нее ни один богач или аристократ не мог бы быть уверен, что о нем кто-то что-то знает. Это ведь не артисты, футболисты или Илон Маск с ракетами.

Вообще-то «кто есть кто» следует  определять не только  фамилиями, именами и отчествами. В наше время по прежнему важно знать  кто есть кто в национальном отношении. Это теперь вопрос из вопросов.

Плохие большевики потому и плохие, что сплошь были евреи. Русские капиталисты и банкиры сплошь меценаты и радетели земли русской, потому что православные русские. Англичане потому так ненавидят Россию, что англичане и русофобы.

Графа «национальность» в паспорте или в мэрии, липовый сайт о чьих-то биографиях и корнях. И вот уже у вас полная картина кто у нас враг  русской культуры, кто друг, а кто уж и совсем либерал.

Можно с удовольствием писать в соцстях о тех, кто еврей или не еврей, русский или кавказец и на этой основе рисовать его портрет и образ его жизни, приписывать ему злонамеренность русофоба или юдофоба и т.д.

Когда-то в Европе и даже в России с ее чертой оседлости и национальными границами, все-таки основывались в определении национальной принадлежности не на папе с мамой, а на том, сколько труда положил человек для той страны, гражданином которой считал себя.

В Европе  были немецкие писатели Генрих и Томас Манны, Стефан Цвейг , но был и еврейский писатель Шолом Алейхем,  Еврейским художником был Марк Шагал, но русским – Исаак Левитан. 

Русским был композитор Антон Рубинштейн и русским был писатель Николай Гоголь, но украинцами были Тарас Шевченко и Леся Украинка.

Почему и по каким параметрам всегда в истории искусств и литературы дается такое определение? Ведь эти разные писатели жили в одних и тех же государствах, что и их современники и по национальности не всегда соответствовали общей массе населения.

Почему евреи по происхождению Манны и Цвейг все-таки немецкие писатели, а Шолом Алейхем – еврейский,  хотя родился как Гоголь или Шевченко на Украине, жил в Германии, как Манны, а затем в США, как один из братьев Покрас, Семен.  Почему так ненавидят Тараса Шевченко русские националисты и ничего не говорят о Гоголе?

К примеру, Леся Украинка  в 19-летнем возрасте  по трудам Менара, Масперо и других учёных составила для своих сестёр учебник «Древняя история восточных народов» на украинском языке (напечатан в Екатеринославе в 1918 году), много переводила на украинский язык произведения Гоголя, Мицкевича, Гейне, Гюго, Гомера и др.

Настоящее имя Шолома Алейхема Соломон Наумович (Шо́лом Но́хумович) Рабинович. 

И хотя он жил и в России, и в Америке, он национальный еврейский писатель. Его самое известное произведение – роман-трилогия  «Блуждающие звезды, классика еврейской литературы на идише.

Русские писатели-эмигранты и в Париже, Берлине или Америке оставались русскими писателями. А Владимир Набоков, тоже эмигрант, живший и в Европе, и в Америке – русский, английский и французский писатель.

Иными словами, писатель, ученый,  художник или композитор получают национальность той страны и того народа, на чьем языке они пишут, чью культуру разделяют и наполняют своим творчеством.

Кем были революционеры-большевики в царской России, а потом советской России? Оголтелыми националистами и русофобами? Нет, они по языку и культуре уже стали российскими гражданами. Ведь именно культурные евреи стремились к созданию справедливого общества и хранили верность русскому языку.

По переписи 1897 года только 3,0 % российских евреев назвали своим родным языком русский, по приблизительным данным на этот период по-русски свободно говорили только 67 тысяч евреев, и большинство из них происходило не из семей богатого еврейства, а из бедняков и середняков.

Из этих 3%  евреев было 10% учеников гимназий. А главное, чего опасались царские чиновники, - среди политических заключенных было 7% евреев.

Не по национальности нужно судить о людях, а о принадлежности к той или иной культуре и знанию языка того народа, с которым хочешь связать свою судьбу.

Так в принципе и должно быть. Должно уйти в прошлое любимое нечестными и лживыми политиками, деление на наших и не наших не по образу жизни и культуре, а по происхождению и национальному клейму. Когда-то народы Pax Romanа гордились своей принадлежностью к римской культуре. И если сохраняли родной разговорный язык, то не из-за вопросов ярого национализма, а ради удобства общения с простонародьем. 

Римский город
Римский город

Бывало и по другому: арамейский язык стал языком культурного общения и деловых отношений на всем Ближнем Востоке, хотя по национальности среди разно племенных масс населения вряд ли бы нашлось значительное количество самих арамеев.

Если б в бедной Африке нашелся достаточный слой людей, объединившихся вокруг единого языка и традиции, может быть, мы и увидели бы в историческом развитии африканские цивилизации и государства. Но увы, самый распространенный язык банту так и не сплотил народы в их экономическом развитии.

Народности банту (от a-ba-ntu люди — общее название для более чем четырёхсот этнических групп, проживающих практически на всей территории Африки южнее Сахары, которые объединены общими традициями и языками, относящимися к группе банту.

Народы банту
Народы банту

По сей день, религия и язык служат соединению одного населения в единый народ, отличный от других. 

Парадокс:  без единого языка нет народа, но с единым языком нет взаимопонимания с другими народами , то есть, именно язык становится причиной межнациональных конфликтов и служит нечестным политикам и эксплуататорам  всех сортов для  натравливания народных масс друг на друга.  Народы вооружились друг против друга именно на языковом различие, потому что иных различий никто и никогда не может найти, кроме различий между богатыми и бедными. И чтобы бедные не выступали против богатых им подсовывают межнациональные конфликты, используя именно язык. Язык мой – враг другим народам. Языком мы оправдываемся,  и языком же нас обвиняют. Такова уж сила этого Вечного Слова, которое вдохновляет душу человека , делая его творцом или слепым орудием зла.

Как же так получается, что мы своих писателей и поэтов, писавших и пишущих на русском языке продолжаем делить на русских, евреев или украинцев? Почему нам так хочется доказать, что украинцы не имели и не имеют прав на свой язык, и что борцы с царизмом ради всеобщего народного блага внезапно превращаются в русофобов только потому, что в графе национальность писалось «еврей».

Так плохо это или хорошо быть национально ориентированным ? Как сохранить свою идентичность, если отказаться от национальности?

В древней Греции философ Плотин сделал богом Логос, а в Евангелие от Иоанна сказано: «Вначале было Слово. И слово было у Бога. И Бог был слово».

Великая тайна языка до сих пор отрицается многими и используется как разменная монета в своих политических играх. Слово есть душа и сердце народа. Но только это Слово должно принадлежать каждому народу свое.

Язык определяет связь человека с его родом и с его окружением. Все граждане, отмеченные в стране как свои национальные герои, творцы или политики, через язык демонстрировали свою сопричастность культуре данного народа.

Немка Екатерина II, чтобы стать русской императрицей приняла не только православие, но прежде всего выучив русский язык и отказавшись от родного. И не только она. Так поступали все, кто хотел стать гражданином той страны, в которую попал.

С другой стороны, в любой чужой стране, среди чужого народа эмигранты часто образуют свои сообщества ради сохранения традиций и языка покинутой страны их родового обитания.

Диаспоры очень часто раздражают автохтонное население. В Европе им даже вменяется в вину нежелание принимать культуру той страны, куда они мигрировали. И это проявляется не только в религии, но и прежде всего в языке. 

Но если бы Европа когда-то не разделилась на национальные государства, а по сей день жила бы под сенью единого латинского языка и единой римской культуры, мы бы по сей день знали бы только плоды унифицированной римской культуры. Глубинные отличия одного народа от другого, заключенные прежде всего в языке и памяти о местах проживания, позволили наполнить мир многообразной культурой с национальным оттенком, даже вопреки единой религии, законодательству и построению властной вертикали.

Сейчас популярно стало оправдывать миграцию ради поиска комфорта и благосостояния. Родины для них нет, и она для них не существует даже как понятие. Но в таком случае эти люди уже во втором поколении теряют связь с родным языком. Он им просто  не нужен, поскольку только язык страны обитания может дать тебе благополучие и поможет сделать карьеру. В это не верят, но это так.

Почему, например, эмигранты первой волны не смогли ничего написать, кроме ностальгических переживаний? И не только писатели, но и композиторы, и художники? 

Почему нынешняя музыка, литература и искусство, свободные в перемещении по миру их создателей, не имеют ничего оригинального и проникающего в душу, но однотипны и бездумны? Уж не результат ли это отсутствия «чужих» стран, языков и психологии народа? Почему в таком случае СССР, из которого никто не уезжал, и жизнь в котором по описаниям нынешних либералов, была бедной, унылой, серой, да еще полной репрессий, а культура и наука развивались невиданными темпами? Почему до сих пор советские произведения искусства и литературы считаются образцом художественного мастерства, а артисты и режиссеры вспоминают о своей работе как о великом откровении духа?

Почему проблема Америки в том, что дети эмигрантов, говорящие дома на родном языке, успевают в школе хуже, чем англоязычные и отстают от них в обучении?

Почему существует такое чувство «ностальгия»?

Почему любить родину стало стыдно и если ты в своих постах ее не ругаешь, то ты прислужник власти?

Почему критика касается всегда не власти и неправильно организованной системы по развитию своего государства, а непременно народа, образа жизни,  культуры и даже собственного  языка? Самый популярный тренд: народ не такой, язык не такой, культура и православие не такие. 

Но кто задумывается в век меркантильного апофеоза благополучия через изобилие еды, питья и вещей о национальной культуре, языке и психологии народа? Обыватель, ищущий как рыба, где глубже, уж точно о языке не задумывается. Он счастлив тем, что его дети и внуки живут в разных концах планеты, говорят по-английски и имеют высокие зарплаты. Что может быть лучше?

И  уж совершенно точно, эти люди даже на английском, французском или португальском  не создадут ни «Вино из одуванчиков» (Рей Бредбери), ни «Голоса травы» (Трумэн Капоте), и уж тем более шедевр французской литературы: «В поисках утраченного времени» (Марсель Пруст) .

Для того, чтобы создать подобное мало быть человеком мира и жить, где тебе удобно. Нужно понимать, что источник твоего творчества это все-таки родной язык.

И кое-кто однажды повторит за Тургеневым: 

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Пока мы не полюбим свою страну и не поймем, что быть человеком мира – это удобно и комфортно, но лишено памяти и переживаний, лишено гордости за свою культуру и любви к каждому родному слову, мы не сделаем свою страну удобным и комфортным местом для проживания, для труда и процветания.

Пока мы не поймем, что каждый, несмотря на свою национальность, но проживающий в России и говорящий на русском языке, есть гражданин России и является соучастником развития ее культуры и прогресса.  Пока мы не вспомним, что культура начинается с любви не только к родному дому, но прежде всего к языку и соплеменнику – носителю этого языка. Пока мы не вспомним, что первый учебник первоклассника называется «Родная речь». Пока мы не поймем, что школьная программа по русской классике – это не серое, унылое и скучное чтение, где важен только сюжет, а это прежде всего богатство и красота родного языка, это уникальное обилие слов и словосочетаний, которые вы нигде не найдете, ни в блокбастерах, ни на собственных посиделках с пивом. Пока мы не станем гражданами своей страны, мы не сохраним своей страны и ее культуры,  не возродим ее величия, но  останемся вечными пессимистами, вечными брюзгами, вечными нытиками и мечтателями о теплых странах и чужих хлебах. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic