Categories:

Забудьте слово "Родина".

или новое понимание космополитизма.

«Никаких "своих стран" в природе не существует. Есть места где плохо жить, есть — где хорошо.
Понятие, что хорошо, что плохо определяет сам человек. Одному хорошо, где жирнее, другому, где чурок нет, третьему, где книги дешевые, четвертому - где теплее, пятому — где горы, — выбирай что хочешь.»
(Из комментария)

Человек мира. Кто он? Это такой персонаж, который имеет возможность комфортно жить в любой стране мира, границы для него не преграда, везде ему рады, поясняет Википедия, но почему-то не поясняет, кто эти «все», что тот, кому рады везде имеет по миллиарду в каждом кармане,  и  уж вряд ли рады все тому, кто прибывает в качестве мигранта из Азии и Африки без знаний, эрудиции и денег, но с уверенностью, что это его выбор.

Спорить по этому поводу можно долго и много. Большинство считает, что верна пословица:рыба ищет, где глубже, а человек-где лучше, даже если это лучше в другой стране и у другого народа.

А кто-то хорошо знает слово «ностальгия».

Мы не будем спорить. Предоставим слово великому русскому писателю.

Антон Чехов
«НА ЧУЖБИНЕ»

Воскресный полдень. Помещик Камышев сидит у себя в столовой за роскошно сервированным столом и медленно завтракает. С ним разделяет трапезу чистенький, гладко выбритый старик французик, m-r Шампунь. Этот Шампунь был когда-то у Камышева гувернером, учил его детей манерам, хорошему произношению и танцам, потом же, когда дети Камышева выросли и стали поручиками, Шампунь остался чем-то вроде бонны мужского пола. Обязанности бывшего гувернера не сложны. Он должен прилично одеваться, пахнуть духами, выслушивать праздную болтовню Камышева, есть, пить, спать - и больше, кажется, ничего. За это он получает стол, комнату и неопределенное жалованье.

Камышев ест и, по обыкновению, празднословит.

- Смерть! - говорит он, вытирая слезы, выступившие после куска ветчины, густо вымазанного горчицей. - Уф! В голову и во все суставы ударило. А вот от вашей французской горчицы не будет этого, хоть всю банку съешь.

- Кто любит французскую, а кто русскую... - кротко заявляет Шампунь.

- Никто не любит французской, разве только одни французы. А французу что ни подай - всё съест: и лягушку, и крысу, и тараканов... брр! Вам, например, эта ветчина не нравится, потому что она русская, а подай вам жареное стекло и скажи, что оно французское, вы станете есть и причмокивать... По-вашему, всё русское скверно.

- Я этого не говорю.

- Всё русское скверно, а французское - о, сэ трэ жоли! По-вашему, лучше и страны нет, как Франция, а по-моему... ну, что такое Франция, говоря по совести? Кусочек земли! Пошли туда нашего исправника, так он через месяц же перевода запросит: повернуться негде! Вашу Францию всю в один день объездить можно, а у нас выйдешь за ворота - конца краю не видно! Едешь, едешь...

- Да, monsieur, Россия громадная страна.

- То-то вот и есть! По-вашему, лучше французов и людей нет. Ученый, умный народ. Цивилизация! Согласен, французы все ученые, манерные... это верно... Француз никогда не позволит себе невежества: вовремя даме стул подаст, раков не станет есть вилкой, не плюнет на пол, но... нет того духу! Духу того в нем нет! Я не могу только вам объяснить, но, как бы это выразиться, во французе не хватает чего-то такого, этакого... (говорящий шевелит пальцами) чего-то такого... юридического. Я, помню, читал где-то, что у вас у всех ум приобретенный, из книг, а у нас ум врожденный. Если русского обучить как следует наукам, то никакой ваш профессор не сравняется.

- Может быть... - как бы нехотя говорит Шампунь.

- Нет, не может быть, а верно! Нечего морщиться, правду говорю! Русский ум - изобретательный ум! Только, конечно, ходу ему не дают, да и хвастать он не умеет... Изобретет что-нибудь и поломает или же детишкам отдаст поиграть, а ваш француз изобретет какую-нибудь чепуху и на весь свет кричит. Намедни кучер Иона сделал из дерева человечка: дернешь этого человечка за ниточку, а он и сделает непристойность. Однако же Иона не хвастает. Вообще... не нравятся мне французы! Я про вас не говорю, а вообще... Безнравственный народ! Наружностью словно как бы и на людей походят, а живут как собаки... Взять хоть, например, брак. У нас коли женился, так прилепись к жене и никаких разговоров, а у вас чёрт знает что. Муж целый день в кафе сидит, а жена напустит полный дом французов и давай с ними канканировать.

- Это неправда! - не выдерживает Шампунь, вспыхивая. - Во Франции семейный принцип стоит очень высоко!

- Знаем мы этот принцип! А вам стыдно защищать. Надо беспристрастно: свиньи, так и есть свиньи... Спасибо немцам за то, что побили... Ей-богу, спасибо. Дай бог им здоровья...

- В таком случае, monsieur, я не понимаю, - говорит француз, вскакивая и сверкая глазами, - если вы ненавидите французов, то зачем вы меня держите?

- Куда же мне вас девать?

- Отпустите меня, и я уеду во Францию!

- Что-о-о? Да нешто вас пустят теперь во Францию? Ведь вы изменник своему отечеству! То у вас Наполеон великий человек, то Гамбетта... сам чёрт вас не разберет!

- Monsieur, - говорит по-французски Шампунь, брызжа и комкая в руках салфетку. - Выше оскорбления, которое вы нанесли сейчас моему чувству, не мог бы придумать и враг мой! Всё кончено!!

И, сделав рукой трагический жест, француз манерно бросает на стол салфетку и с достоинством выходит.

Часа через три на столе переменяется сервировка и прислуга подает обед. Камышев садится за обед один. После предобеденной рюмки у него является жажда празднословия. Поболтать хочется, а слушателя нет...

- Что делает Альфонс Людовикович? - спрашивает он лакея.

- Чемодан укладывают-с.

- Экая дуррында, прости господи!.. - говорит Камышев и идет к французу.

Шампунь сидит у себя на полу среди комнаты и дрожащими руками укладывает в чемодан белье, флаконы из-под духов, молитвенники, помочи, галстуки... Вся его приличная фигура, чемодан, кровать и стол так и дышат изяществом и женственностью. Из его больших голубых глаз капают в чемодан крупные слезы.

- Куда же это вы? - спрашивает Камышев, постояв немного.

Француз молчит.

- Уезжать хотите? - продолжает Камышев. - Что ж, как знаете... Не смею удерживать... Только вот что странно: как это вы без паспорта поедете? Удивляюсь! Вы знаете, я ведь потерял ваш паспорт. Сунул его куда-то между бумаг, он и потерялся... А у нас насчет паспортов строго. Не успеете и пяти верст проехать, как вас сцарапают.

Шампунь поднимает голову и недоверчиво глядит на Камышева.

- Да... Вот увидите! Заметят по лицу, что вы без паспорта, и сейчас: кто таков? Альфонс Шампунь! Знаем мы этих Альфонсов Шампуней! А не угодно ли вам по этапу в не столь отдаленные!

- Вы это шутите?

- С какой стати мне шутить! Очень мне нужно! Только смотрите, условие: не извольте потом хныкать и письма писать. И пальцем не пошевельну, когда вас мимо в кандалах проведут!

Шампунь вскакивает и, бледный, широкоглазый, начинает шагать по комнате.

- Что вы со мной делаете?! - говорит он, в отчаянии хватая себя за голову. - Боже мой! О, будь проклят тот час, когда мне пришла в голову пагубная мысль оставить отечество!

- Ну, ну, ну... я пошутил! - говорит Камышев, понизив тон. - Чудак какой, шуток не понимает! Слова сказать нельзя!

- Дорогой мой! - взвизгивает Шампунь, успокоенный тоном Камышева. - Клянусь вам, я привязан к России, к вам и к вашим детям... Оставить вас для меня так же тяжело, как умереть! Но каждое ваше слово режет мне сердце!

- Ах, чудак! Если я французов ругаю, так вам-то с какой стати обижаться? Мало ли кого мы ругаем, так всем и обижаться? Чудак, право! Берите пример вот с Лазаря Исакича, арендатора... Я его и так, и этак, и жидом, и пархом, и свинячье ухо из полы делаю, и за пейсы хватаю... не обижается же!

- Но то ведь раб! Из-за копейки он готов на всякую низость!

- Ну, ну, ну... будет! Пойдем обедать! Мир и согласие!

Шампунь пудрит свое заплаканное лицо и идет с Камышевым в столовую. Первое блюдо съедается молча, после второго начинается та же история, и таким образом страдания Шампуня не имеют конца.

_________________________________

Комментарий в начале поста  был по поводу бегства спортсменки Тимановской и прочих, кто живет в Европе или Америке по причине того, что там больше платят и комфортней жить. 

Что ж, каждый выбирает то, что ему желанней, сытость и комфорт или свой язык. своя страна, свои близкие люди.

Но если быть честными и честно смотреть в глаза правде, то на чужбине найдется очень много Шамнуней. Вот только они не льют слезы и не страдают, а с удвоенной силой критикует страну, которую покинули, ее прошлое и настоящее, чтобы не было так обидно «за бесцельно прожитые годы».

Впрочем, вы прочли рассказ Чехова и все поняли. Надеюсь.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic