ansari75

Categories:

Религия вместо цифры.

 Кого нам Бог пошлет? На российские выборы в сентябре идут религиозные деятели

«Новая» обнаружила в избирательных списках нескольких религиозных деятелей — православных и мусульман. РПЦ такое не благословляет.

«Рясу в военторге не купишь»

18 июля ЦИК РФ заверил списки кандидатов по одномандатным округам, выдвинутых партией «Яблоко». После этого до 3 августа каждый из них должен подать документы в свой ТИК, открыть избирательный счет и готовиться к началу агитации. По 217-му (Юго-Восточному) округу в Санкт-Петербурге выдвинут не имеющий партийного билета 53-летний архиепископ Апостольской православной церкви (АПЦ) Григорий Михнов-Вайтенко (...).

Архиепископ — член Правозащитного совета Санкт-Петербурга и общественного комитета «Свобода совести», известен активной поддержкой политзаключенных, которых посещает в местах лишения свободы. 

Архиепископ Григорий Михнов-Вайтенко

Основными конкурентами апостольского иерарха станут знаменитая Оксана Дмитриева (от Партии Роста) и менее известная Людмила Егорова (от «Единой России»). 

Архиепископ Григорий — личность неординарная. Почти окончил ВГИК (ушел с 4-го курса), в 1984 году принял крещение у о. Александра Меня, в 90-е с друзьями создал независимый телехолдинг, в составе которого был и православный канал «либеральной направленности» «Благовест». Оставив светскую карьеру, в 2008 году стал диаконом, а в 2009-м — священником в Новгородской епархии РПЦ (рукополагал его пользующийся репутацией «либерала» архиепископ Лев (Церпицкий)).

Служил мирно в небольшом храме Святого Георгия в Старой Руссе, пока не разразилась война в Донбассе. Священник с диссидентским бэкграундом понимал, что доверять официальным военным сводкам нельзя, и в августе 2014-го отправился в Краматорск лично во всем разобраться. В итоге 31 августа с амвона своего храма он объявил: «На основании правил святого Василия Великого отлучаю от святого причастия сроком на 20 лет всех, кто по своей воле взял в руки оружие для участия в братоубийственной войне на Украине. Также… на 11 лет отлучаются от святого причастия все те, кто своей деятельностью и своими словами устно или письменно подстрекал к участию в братоубийственной войне». Скромный старорусский священник оказался тогда единственным в РПЦ, кто сформулировал строго каноническую позицию по отношению к той войне, но это означало, что его дни внутри прокремлевской церковной корпорации сочтены.

Уволенный из епархии в конце 2014-го, о. Григорий в следующем году присоединяется к АПЦ, где без принятия монашества рукополагается в сан епископа Варяжского и Балтийского, экзарха стран Балтии. Резко осуждает гонения на свидетелей Иеговы (организация признана в России экстремистской и запрещена. — Ред.), заступается за любых гонимых верующих, в чем и состоит главная миссия воссозданного в прошлом году комитета «Свобода совести» (Якунинского комитета). «Правозащита — это и есть политика, — говорит архиепископ в одном из интервью. - Досиделись мы до бессудных расправ, ночных массовых арестов и еще Бог знает чего. Не ходили в политику, предпочитали, чтобы это кто-то другой делал…».

Григорий Михнов-Вайтенко во время пикета в Санкт-Петербурге

Архиепископ не намерен вести встречную войну с РПЦ, «но с государственной политикой в области церкви, которая осуществляется не в интересах людей (я уж от себя замечу, что и не в интересах Бога), <…> — вот с этим надо что-то делать».

Член федерального политического комитета партии «Яблоко», сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. Фото: РИА Новости

Список кандидатов-«яблочников», так или иначе связанных с религией, не исчерпывается архиепископом Варяжским. По Орехово-Борисовскому округу в Москве выдвигается 79-летний ветеран правозащиты, сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев, который еще в 70-е входил в созданный о. Глебом Якуниным Христианский комитет защиты прав верующих, а в 1989-м стал сопредседателем Христианско-демократического союза России. По округу № 10 в Дагестане «Яблоко» выдвигает Вагита Девлетханова — председателя правления благотворительного фонда «Сердце Ислама».

Союз креста и полумесяца

На противоположном «Яблоку» фланге — религиозная группа партийного списка кандидатов Российского общенародного союза (РОС) Сергея Бабурина, утвержденная съездом этой почти забытой национал-имперской партии 3 июля. Четвертое место в федеральной части списка занял муфтий малоизвестного Центрального муфтията 44-летний Анар Рамазанов — между прочим, заместитель Бабурина в РОС. Муфтият этот образовался два года назад путем отделения от Духовного управления мусульман РФ (председатель — муфтий Равиль Гайнутдин) двух суннитских общин на юге Москвы и присоединения к ним одной автономной шиитской общины. Внятные причины отделения Анар Рамазанов в интервью на эту тему привести не смог, что дало экспертам повод предполагать: создание Центрального муфтията — часть стратегии властей по ослаблению в Москве Равиля Гайнутдина, слишком активно добивающегося выделения участков под новые мечети. Новый муфтият полноценных мечетей вообще не имеет, а собирается на молитву в приспособленных временных помещениях.

Анар Рамазанов

Анар Рамазанов получил духовное образование в 90-е в Сирии, а по карьерной лестнице его двигал Гайнутдин. К 2016 году молодой имам дорос до должностей главы Мусульманского молодежного союза России и издателя глянцевых журналов «Мусульманка» и «Светлячок». В интервью Институту религии и права он рассказал о своем вхождении в РОС после знакомства с Бабуриным в 2017 году. Отчасти это стало результатом бесплодных попыток Рамазанова создать собственную Интернациональную партию России, название которой содержало намек на ностальгию по СССР. По словам муфтия, с Бабуриным они сошлись на концепции «нравственного государства», один из примеров которого — Исламская Республика Иран. «Нравственное государство» — это когда «руководство страной осуществляют религиозные, духовные лидеры», поясняет кандидат.

Второй номер в федеральном списке РОС — более колоритный: лидер парамилитарного движения физически крепких сторонников РПЦ «Сорок сороков» (СС) Андрей Кормухин. В первую очередь это СС «прославилось» драками с мирными москвичами, выходившими на протесты против застройки объектами РПЦ парков и скверов, — в частности, парка Торфянка. 

 

Координатор общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Фото: Михаил Почуев / ТАСС

 Андрей Борисович Кормухин и его соратники — знамение времени и символ начинающихся перемен». Символ этот очень прост в применении — идеология СС незамысловата. «Россия может существовать только как православная страна», — не устает повторять Кормухин. Правда, теперь придется как-то согласовывать этот лозунг с муфтием Рамазановым (может, заменить слово «православная» почти синонимичным «правоверная»?).

Депутаты Госдумы Ирина Роднина и Оксана Пушкина еще в 2017 году просили ФСБ и МВД проверить СС на экстремизм. Спустя два года Пушкина повторила свой запрос, ссылаясь на свежие ксенофобные высказывания лидеров движения. Кормухин ответил заявлением о возбуждении уголовного дела против Пушкиной за клевету и ложный донос.

Похоже, ФСБ и МВД до сих пор пребывают в растерянности, что со всем этим делать. Если СС на самом деле патриаршая гвардия, то она должна быть «вне подозрения», как жена кесаря.

По Орехово-Борисовскому округу в Москве — в пику Валерию Борщеву — выдвигается от РОС еще один «эсэсовец» Артем Уколов. О нем известно не так много: соратники характеризуют его как многодетного отца, координатора проектов «Православие и спорт» и «Схватка». Уколов — худо-бедно «системный» человек: член совета Общественной палаты городского округа Дзержинский Московской области.

Артем Уколов. Фото: instagram/a_ukolov/

Наконец, в список РОС вошел и почти былинный герой — Александр Пересвет, точнее — пишущий под этим псевдонимом 63-летний православный публицист Андрей Цыганов. В 90-е он был либеральным журналистом «Московских новостей» и «Огонька», в нулевые работал в ИТАР-ТАСС. Однако война на Донбассе привела его в радикально-патриотический лагерь: отправившись зимой 2014 года в Луганск, Цыганов вернулся оттуда сотрудником канала «Царьград» одного из спонсоров «русской весны» Константина Малофеева. Литературное творчество Александра Пересвета подробно разбирать не будем, ограничившись названиями некоторых его книг: «Русские — не славяне?», «Русские — покорители славян», «Русские — собиратели славян», «Слезы Рублевки», «Мститель Донбасса», «Воин Империи», «Плата кровью», «Русь нерусская»…

«Системные» тоже веруют

Конечно, кандидаты «с религиозной составляющей» представлены не только на оппозиционном поле. Как уже хорошо известно, Путин внес в верхнюю часть федерального списка «ЕР» настоящую матушку — жену протоиерея Алексия Кузнецова, уполномоченную по правам ребенка в РФ Анну Кузнецову. Разумеется, многодетную мать. Тут впору снова (и не в последний раз) вспомнить о «православном олигархе» Константине Малофееве. Ведь с переездом матушки из далекой Пензенской епархии в столицу ее муж, протоиерей, был принят на служение в домовый храм суперэлитной гимназии Святителя Василия Великого в Одинцовском районе Московской области, созданной и опекаемой Малофеевым. Впрочем, заседать в думе Кузнецова не будет, а, подобно Шойгу и доктору Проценко, выполнит роль привлекательного для избирателей паровоза, тянущего длинный состав серых и безликих «кандидатов», скрытых в невидимой части списка.

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова. Фото: РИА Новости

Благодаря выборам вспомнил о своих «православных корнях» профессор-юрист Владимир Жириновский. «Я единственный крещеный из лидеров парламентских и непарламентских партий», — написал он 17 июля в фейсбуке. (Интересно, согласятся ли с этим утверждением, например, Сергей Миронов да и тот же «непарламентский» Бабурин.) На этом Жириновский не остановился: «Я единственный венчанный — в храме Святого Георгия». Тут уже его поймал на забывчивости протодиакон Андрей Кураев, который почти 30 лет служил в храме Архангела Михаила в Тропарево и точно знает, что Жириновский венчался там. Продолжая свой «фирменный» поток сознания, вождь ЛДПР вдруг признался, что «всегда поддерживал староверов» (это новая кремлевская мода), родился в «мусульманском» Казахстане и даже посещал буддийские регионы РФ. «Прошу верующих 19 сентября поддержать ЛДПР!» — без особых изысков подытожил дедушка русского политического постмодерна.

Конечно, попасть в Госдуму не отказался бы упоминавшийся выше «православный олигарх» Константин Малофеев. Он ненадолго примыкал к «Справедливой России», пытался создать собственную партию, но понял, что ресурсов на предвыборную кампанию ему не хватит. Как полагают эксперты, опрошенные «Новой», бизнес Малофеева переживает тяжелейшие времена. Публикации о спонсорстве и меценатстве Малофеева нередко вызывают сомнения. Например, слухи о финансировании им Всемирного русского народного собора, в обмен на которое Малофеев стал заместителем патриарха в этом соборе, сводятся к погашению некоего кредита на несколько миллионов рублей.

Заместитель главы Международной общественной организации «Всемирный русский народный собор» Константин Малофеев. Фото: РИА Новости

Бывший спонсор «русской весны» решил сделать хорошую мину при такой игре: в апреле он создал некую «Священную дружину» на основе маргинальных православно-патриотических организаций — «Консерватор», «Русь Триединая», «Союз православных хоругвеносцев» и «Ассоциация православных экспертов». Знать, очень сильна эта «дружина», если ее цель — «защищать российское государство от «майдана», сохраняя целостность России, ее независимость и свободу от западных гегемоний». Достигать этой цели в условиях выборов она собирается с помощью нехитрой технологии «фильтрации православных и патриотических кандидатов». Каждому кандидату «Священная дружина» задает простенькие вопросы: «Есть Бог?», «Чей Крым?» и т.п. Вилять и темнить нельзя, только «да» или «нет», «российский» или «украинский». А ежели какой кандидат откажется отвечать — значит, он затаившийся враг. Кому, кроме Константина Малофеева, нужен такой «социальный эксперимент», непонятно…

***

По мнению ученого-политолога и российского лютеранского епископа Игоря Князева, все прогнозы о «нулевых» или «стопроцентных» шансах прохождения в Думу того или иного «религиозного кандидата» сейчас преждевременны. Он уверен, что чем выше явка, тем труднее фальсифицировать результаты голосования. Поэтому крупные деноминации «вбивают в голову своих прихожан один простой тезис: «Политика — это удел избранных, а вам нечего туда лезть». По мнению лидеров этих конфессий, Бог благословляет на участие в выборах каких-то потомственных аристократов или сотрудников ФСБ… «Если полезете, будет как с Навальным». Поэтому те немногие религиозные лидеры, которые все же выдвинули свои кандидатуры, личным примером показывают, что «политика — для всех, а источником власти является не ФСБ, а народ».

В условиях тотальных запретов и политических репрессий религиозная тема остается одной из относительно безопасных в предвыборной риторике. «Новая» и дальше будет следить за спецификой ее использования в нынешней кампании. И оценивать ее эффективность.

Александр Солдатов,
"НОВАЯ ГАЗЕТА", 23-26 июля 2021 г.

________________________________________________

P.S. У меня есть подруга, которая очень переживает из-за того, что церкви постепенно пустеют, а народ перестает вносить малую лепту в благосостояние священства и храма. Отсутствие денег и надоевшая обязаловка ходить на службы, поститься, исповедоваться отвращает многих молодых людей. 

Она очень хотела бы, чтобы государство стало не светским, а как когда-то, религиозным и кормила бы священнослужителей из гос. казны, содержало бы храмы на наши налоги и транслировала бы службы каждое утро по главным ТВ каналам.

Но страна у нас  много конфессиональная. Какую религию выбрать? Или оказать поддержку всем?

Сам народ не слишком активен в делах веры и религии.

Результаты общественных слушаний в Нижнем Новгороде, посвященных строительству храма в сквере ЖК «Маяк», опубликованы еще в середине месяца. По официальным данным, 170 человек (88 % присутствующих) высказались против строительства храма в зеленой зоне и на месте бывшего кладбища.

Народ требует парков и скверов, дворцов культуры, а ему предлагают храмы.

И кажется странным, почему при общей усталости населения и отсутствии  рвения к религии власти тем не менее не спешат возвращаться к светской жизни в общегосударственном масштабе. Почему по сей день ускоренными темпами строятся церкви и мечети, не закрываются полупустые семинарии и не упраздняются нищие приходы?

А судя по активной позиции религиозных деятелей добиться через выборы вхождения во власть, скоро Россия на радость моей подруге станет вполне ортодоксальным религиозным государством, вроде Саудовской Аравии. 

Так ведь ничего иного, кроме религии власть не может предложить народу. У нее нет никакой идеологии кроме обогащения и казнокрадства, кроме принуждения к вере в Бога и строительства храмов.

Можно обвинять власти в подавлении инакомыслия и свобод, но почему-то это инакомыслие касается в основном конкретных социально-экономических теорий и действий. Почему-то диктатура и контроль не касаются церкви и прочих невесть откуда всплывших религиозных увлечений, будь то экстрасенсорика, медитации, астрология, нумерология, психология которая стала очень напоминать даже не американский психоанализ, а форумы гадалок и магов.

Почему-то только в нашей стране процветают антипрививочники и их сайты по популярности занимают первые места. 

На всю эту активную паранормальную мистическую деятельность под прикрытием то конспирологии, то православия, то учения Далай-Ламы нужны средства, нужны спонсоры и умелое внушение правоты этих учений. Сам народ ни с того, ни с сего не увлечется тем, что бесполезно.

Ярая проповедь православия столкнулась ч обывательским прагматизмом. Народ не получил желаемого, в которое внезапно поверил в начале перестройки и теперь не спешит тратить свои скудные средства на церковь.

Но религиозных политиков вопреки тому, что народ от них далек, развелось очень много. Причина может быть только одна: ждать от народа православного энтузиазма невозможно, загнать его в веру определенного толка трудно.

Значит нужно создать условия, когда и то, и другое будет навязано ему силой власти. И такой концлагерь вместо цифрового, которым пугают, а пугают именно верующие, станет единственным спасением власти в ее полной идеологической пустоте.

Идеология, защищающая народ, власть думающая о его благе в нашей стране стали вдруг невозможны. Пусть Бог заботится о каждом стало для новой власти самой подходящей идеей. А не хотите вы молиться этому Богу, мы вас заставим.

Новое теократическое государство с языческими начинаниями в ассортименте.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic