ansari75

Category:

Востребованная пошлость.

Легендарный французский актер Ален Делон, воспетый в песнях, ставший в СССР именем нарицательным и являвшийся эталоном мужской красоты, дал крайне откровенное интервью самому популярному французскому журналу Paris Match, в котором признался, что на склоне лет уходит из "этой проклятой жизни" без сожаления

"В современном мире все ненастоящее, поскольку все зависит от денег", - признался Ален Делон, проживающий в своем доме под Парижем в одиночестве

Я уже все видел, все пережил. Но главное состоит в том, что я ненавижу это время, меня от него тошнит, - сказал в интервью  Валери Триервейлер легендарный актер. - Всё подделка, все чувства оскорблены, в мире не осталось ни уважения, ни умения держать слово, только деньги важны, круглые сутки только слышишь, что о криминале.

Французскому актеру вторит наш актер, Юрий Соломин.

Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина — личного! 

Это называлось — забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине — когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. А сейчас я слушаю все эти рассуждения — платное образование, элитные школы… Я вообще не понимаю, что это такое — элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади — понимаю. А элитных людей не знаю — знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим — интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, — рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили

У нас еще нет западного разочарования, но уже есть острое осознание близости этого лживого распухшего на потребительстве и деньгах самодовольного праздного и пустого состояния человеческого недостоинства.

Да, интеллектуальная элита всех стран опечалена тем, что нынешнее время опустило высокое искусство на уровень забегаловки, где тебе легко сунут дежурную пиццу под названием «новое слово в прочтении» и при этом официант не постарается даже скрыть своего пренебрежения к тому, что вы недовольны грязными тарелками и вам не нравится цвет соуса.

А ведь удивляться и печалиться не следует, потому что все стало дешевой раздачей дешевой еды для всех, чтобы не возбуждать неприязни к богатым и требовать от них части награбленного.

Одно дело, материальное и социальное равенство. Здесь высшая точка в движении к вершине – справедливому обществу. Одно дело – базис и совсем другое – надстройка. В ней как бы мы ни хотели этого, равенства не получится.

Там, где нужны усилия где требуется высокая отдача и напряженный труд, писателя ли,  художника, актера, композитора равенства не получится, потому что сама природа не позволяет людям быть одинаковыми по способностям и талантам, по психологии и интеллекту. То, что может создать или открыть один, не может другой и называлось раньше это призванием то есть готовностью вкладывать огромные усилия в ту область труда и деятельности, где человек способен был отличиться, в ту часть, которая наполняла его удовлетворением выполненного долга перед собой и обществом. 

И эта часть человечества стояла в иерархии ценностей на особом почетном месте. И награждали ее благодарные граждане особым отношением к ней как к таланту, элите, вождям.

Возьмите обычную школу. В ней непременно будет несколько человек, которые учатся с удовольствием и получают высокие оценки. Но таких детей от силы трое-пятеро. Есть так называемые хорошисты. Их больше, чем отличников, но все-таки не большинство. Все остальные – обычные дети, обычные учащиеся и от того, что они не отличники и не хорошисты они не слишком переживают, потому что у них нет определенной цели быть впереди и способностей доказать это классу.

Так было всегда в любом, даже бесклассовом обществе. Но так перестало быть в совершенно новом потребительском обществе.

Капитализм понял, что решить его проблемы социального классового неравенства можно предоставив всем и каждому неограниченную свободу во всем, от обогащения до развлечений чтобы переключить  извечную вражду сословную на вражду индивидуальную: каждый против всех. Мир поменял цели. Вместо стремления к идеалу людям навязали свободу личности и ее права, ведущие к нивелировки прежних иерархий.

Когда-то в начале перестройки в России на ТВ была программа: «Сам себе режиссер». Так вот, теперь каждый гражданин сам себе режиссёр, критик, зритель, потребитель и производитель. Авторитеты не нужны, особые таланты – тоже, потому что талант теперь у каждого. Открой соцсети и тебе там и споют, и фокусы покажут, и лайфхаками завалят, и психологические тренинги устроят, и театр одного актера. И не спрашивай у них диплом, свидетельство о квалификации, не пытайся выяснить уровень образования и не жалуйся на дилетантизм современных мудрецов. 

А цель, к которой новая идеология личной свободы ведет человека – праздность, развлечения и получение благ без труда и усилий. Этому учат с детства, это ставят идеалом и это пытаются навязать при отсутствии возможностей, но при активном уверении, что ты этого рано или поздно достигнешь, потому что ты этого достоин.

Чтобы скрыть бедность большинства, его, это большинство увлекают идеями личного блага, заключающегося в удовольствиях, в доступности некогда элитарной сферы творчества, в деградации требований к труду, который превращают в развлечение блогеров, дизайнеров, программистов, айтишников, занятых той же самой работой, которой занимались их браться наемные рабочие на фабриках в торговых сетях и клерками или писарями в учреждениях и банках

Но за счет завышенной самооценки теперь каждый способен быть и артистом, и писателем, и критиком, и философом.

Когда-то Салтыков – Щедрин был возмущен извечным низведением человека в статус бессловесного обывателя: каждый сверчок должен знать свой шесток.

Теперь наступила эра свободной демократии, где каждый сверчок норовит занять уже не свой шесток по способностям, знаниям и таланту, а тот, что повыше и который тешит его самолюбие.

Это не плохо, это не минус человеку. Но это минус системе, которая таким образом нивелирует талант и усилия по созданию высоких образов в искусстве, литературе и жизни, позволяя каждому выйти из ниши самодеятельного театра и занять пьедестал, некогда уготованный исключительному таланту.

Самодеятельность всегда восполняла у обывателя его тягу к проявлению каких-то творческих усилий, заставляя его в то же время оценивать и подлинный талант. Ведь самодеятельность показывала, что значит труд и стремление к идеалу. Соответственно, она помогала оценить профессионализм.

Теперь весь мир превратился в большую самодеятельную сцену, где профессионализм и мастерство только разжигает неприязнь к нему, как к выскочке и  наглецу.

Человечество хочет быть режиссером самому себе, но при условии не затрачивать больших усилий на этот труд и не ставить себе высокую планку идеала.

Недавно наша культурная общественность устроила очередное пустопорожнее шоу идеалов в связи с приглашением режиссером Бояковым во МХАТ пиар-тусовщицу с имиджем певицы, артистки и телеведущей, Ольгу Бузову.

Негодование вызвал именно имидж бывшей участницы «Дом-2» недостойной по своему рангу играть на сцене духоносного МХАТа им. Горького.

Когда-то так бы это и было в реальности. Не потому, что она –Ольга Бузова и участница «Дома-2» а потому, что она довольно бездарная певица и артистка. Но только не сегодня. Мы привыкли сортировать артистов и отделять попсу от театра или оперы. Ну, положим, в опере нужен голос, которым распоряжается Господь Бог или судьба и достается он не только избранным, но еще сословно не выделенным в разряд элиты. Что же касается артистического театрального мастерства, то сейчас сей талант настолько условный и под час даже неуловимый, что отличить Бузову от некоторых профессионалов сцены было бы трудно, не устрой ей такую пиар-акцию.

Говорит один из именитых критиков: «Представьте себе, О.Бузова получила зарплату больше, чем народная артистка Чулпан Хаматова.» 

Несправедливо? А чем артистичность Хаматовой выше артистичности Бузовой?

Акценты переставлены до такой степени, что приходит на ум только одно: провокационную пьесу о Сталине решили прикрыть ее обсуждение разговорами о неспособности О. Бузовой играть в МХАТе. И вопрос об игре актеров по сути к новому искусству не имеет отношения.

Новое прочтение старых пьес на то и делается, чтобы в мутном хаосе при пересмотре содержания, эпохи и логики действия вы не могли различить не только ведущую идею, но и не смогли бы оценить игру актера. 

Какой образ он создает, лазая по импровизированным стенам, валяясь на третьем этаже клетки или попросту совершая акробатическое «Алле-оп»?

И чем О.Бузова не угодила?  Уж Алле-оп она совершит лучше сорокапятилетней примы ни разу не занимавшейся фитнесом.

Это неизбежное условие потери иерархии ценностей нравственных и культурных, это потеря и неумение  преодолевать трудности ради создания совершенства и в образе, и в слове, и в игре.

Девиз дочерей Маркса: «Через тернии – к звездам»  больше не может служить девизом нынешнего человека.

Отсюда и неприятие уже детьми прозы жизни в старых произведениях, неприятие сложной гаммы переживаний, требующих размышлений и осмысленного интеллектуального труда. Проще и легче жить в сказке, где крутой сюжет намного перекрывает житейскую прозу, даже полную важных мыслей и переживаний.

Нынешние сказки тоже дают пищу чувствам. Тоже заставляют детей и взрослых переживать, но переживать лишь мгновенье и в основном из-за ожидания действия, а не от ожидания самой трагедии чувств. Это произведения прыжка в воду с вышки или езды на американских горках. Как только оно завершилось в памяти не осталось ничего кроме замирания сердца.

И Ю. Соломин, и Ален Делон, переживая за нынешнюю пустоту и деградацию общественного вкуса и идеалов творчества, должны понять, что так будет и дальше, потому что иначе человек вновь столкнется не со сказкой, а с прозой, в которой он беден, социально ущемлен и ничтожен. 

Придет время и общество увидит, что все его кумиры –  мираж. Но чтобы вновь человек захотел стремиться к высшему смыслу и видеть идеалы, он должен очень сильно разочароваться в самом себе и своем обществе. Пока же он доволен собственным «я» и свободой этого «я» все равно к чему влекущей его, он будет слепо увлекаться сказкой, мечтая об удовольствиях, праздности и развлечениях, не требующих ни труда, ни усилий нравственного долга. Придет время и общество увидит, что все его кумиры –  мираж. Но чтобы вновь человек захотел стремиться к высшему смыслу и видеть идеалы, он должен очень сильно разочароваться в самом себе и своем обществе. Пока же он доволен собственным «я» и свободой этого «я» все равно к чему влекущей его, он будет слепо увлекаться сказкой, мечтая об удовольствиях, праздности и развлечениях, не требующих ни труда, ни усилий нравственного долга.  

Придет время и общество увидит, что все его кумиры –  мираж. Но чтобы вновь человек захотел стремиться к высшему смыслу и видеть идеалы, он должен очень сильно разочароваться в самом себе и своем обществе. Пока же он доволен собственным «я» и свободой этого «я» все равно к чему влекущей его, он будет слепо увлекаться сказкой, мечтая об удовольствиях, праздности и развлечениях, не требующих ни труда, ни усилий нравственного долга. 

У нас даже слово пошлость теперь звучит очень интригующе: хайп. Да, это как бы реклама, но реклама пошлости  и пошлости эта теперь внедряется повсеместно.

 И  пока это время осознания края бездны не пришло, пошлость будет править бал, потому что она легко усваивается, не требует раздумий и напряжения чувств. Она — сегодняшняя планка культуры. И хотя все-таки не все готовы преклониться перед ней, но тем не менее, эти некоторые смелые только там, где она очевидна, а там, где ее драпируют в одежды исключительности, с нею не смеют спорить.

Светлана Лобода на празднике выпускников школ «Алые паруса»в Петербурге.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic