ansari75

Categories:

Есть ли разница в религиях?

"Если говорить о христианской религии, то её основные ответвления совершенно по-разному сказались на странах, которые исповедуют эту религию. Если сравнить разные аспекты того, как живёт тот или иной народ, то выяснится, что, с моей точки зрения, разумеется, <…> в протестантских странах люди живут значительно лучше по самым разным параметрам, чем в католических, в католических — лучше, чем в православных, а в православных — хуже всех. И я это объясняю именно религией", - сказал Познер. Он уверен, что Православие - "наиболее регрессивная, наиболее закрытая, наименее толерантная из трёх основных ветвей христианства".

Выбор князя Владимира ведущий авторской программы "Познер" на Первом канале считает неправильным, глубоко ошибочным: "У других не было возможности выбирать. Лучше бы выбрал католицизм всё-таки".

Когда-то меня тоже очень сильно занимал этот вопрос и совсем не из праздного любопытства. К примеру, на Ближнем Востоке очень легко можно заметить эту странность, но только в пределах одного и того же народа. Что ни поселок с крестьянским населением , бедный и убогий, то обязательно население прихожане греческой православной церкви. Другие поселки,  городского типа, с более или менее образованным  населением, которое  работает  в соседнем городе. А если  крестьяне, то  хозяева больших земельных угодий, нанимающие батраков или сдающие землю в аренду. Поселки эти богатые и культура в них значительно выше, чем там, где население сплошь крестьянское, даже если эти крестьяне тоже владеют большими землями. Разница в культурном отношении поражает. И все эти богатые поселки населены  либо маронитами, либо католиками.  Невольно приходит на ум вопрос: почему как греческие ортодоксы, так бедные, если марониты-католики – богатые.

Поинтересуешься у местного населения, они ответят как Познер: греческая церковь отсталая, все ортодоксы бедные, потому что у них их устройство церковное другое. Попы – женатые, с большими семьями, заняты только своими проблемами и мыслями, как бы побольше получить с населения. Само население – крестьяне и тяги к культуре не имеют. 

Но когда начинаешь узнавать историю и смотреть на все эти религиозные перипетии с точки зрения реального социально-экономического развития и положения стран, то поймешь, что дело совсем не в том, что православие хуже католицизма. Ведь маронитские священники тоже бывают женатыми. И дело не в количестве расходов, а в источниках, которые и дают содержание этой церкви.

Не случайно говорят: каков поп, таков и приход. И в данном случае нет ничего удивительного в том, что католики преуспели больше православных. Они утучнялись на плодах колониальных завоеваний, бесчисленных войн и грабежей средневековья, богатели в своем центре управления, опутывая весь мир финансовыми схемами престола апостола Петра. Кто у нас самый крупный банкир? Не Ватикан ли? Кто у нас самый хитроумный и изворотливый политик? Не Ватикан ли? 

Ватикан .Резиденция папы римского
Ватикан .Резиденция папы римского

Правда, пришлось ему со времен Реформации потерять значительное число приходов и прихожан, которые решили жить сами по себе на свои доходы, но при этом и не платить огромной дани по совершению Таинств. Ведь послабления идеологические равносильны льготному тарифу на пребывание в христианской вере. Протестанты освободили себя от ряда догматических положений католицизма, но освободили одновременно и  свои карманы от загребущих рук папского престола. Почему бы и не богатеть?

А вот у ортодоксов, в отличие от католиков дела не сложились столь радужно именно в экономическом плане.

С 15 века Вселенская патриархия вместе с патриархом лишилась всех своих доходов и возможности играть заметную роль и в политике, экономике и в расцвете собственно ортодоксии.

Вот и остались приходы ортодоксальных церквей, как и протестанты сами по себе, без помощи мощного финансового и политического рычага, без  помощи и управления в виде папской курии. Те церкви, которые все-таки решили эту помощь получать, перешли под юрисдикцию папы, и с тех пор имею и защиту, и материальную помощь, и являются инструментом западной политики на Востоке. А те, кто остался верен православию, увы, не могут себе позволит ни роскоши, ни самостоятельности, ни в чем.

Реальность гораздо важнее любых мнений, потому что реальность не признает того, что идеология рождает неравенство сама по себе. Неравенство вырастает из экономического, социального и политического состояния тех или иных стран.

Недавно Раушенбах заявлял, что Коперника церковь не преследовала, а преследовали сами гуманисты. Но он забывает, что на момент деятельности Коперника церковь уже не имела той абсолютной силы и власти, как во времена Альбигойских войн или Крестовых походов. А значит, и сил бороться с наукой у нее уже поубавилось и идеологически и материально, поскольку богатые купцы и горожане уже тяготились необходимостью тратиться на папский престол. Зрела Реформация, и бороться с нею оказалось трудно. Она еще могла сжечь Яна Гуса, но дальше пришлось искать компромисс.

Экономическая независимость княжеств Германии и городов –коммун в Италии позволили научной мысли развиваться вне диктата канонов церкви, потому что выгода материальная была важнее догматов. 

Так и в отношении католичества и православия. Как только Византия потеряла свою мощь, а потом вообще исчезла как империя и государство, участь ортодоксии была предрешена. Православие стало бедным экономически, и вынужденная самостоятельность православных церквей часто вела к их обнищанию, как это случилось на Ближнем Востоке. 

Фанар. Резиденция вселенского патриарха.
Фанар. Резиденция вселенского патриарха.

Но в какой-то момент единый центр стал своего рода тормозом на пути процветания отдельных конфессий. Там, где самостоятельные общины стали поддерживаться богатыми купцами, промышленниками и аристократами, церкви богатели. Это касается именно протестантских церквей. И никакой связи с тем, как недавно еще пытались многие доказать, что протестантизм и есть капитализм, не существует. 

Протестанты освободили себя от регламента и обязанности исполнения ряда канонов, а значит, позволили человеку переключить внимание с выполнения правил и ритуала на выполнение своей работы. 

Вы должны понимать, что обязательное чтение молитв перед причастием, обязательные исповедь и причащение, обязательное посещение храма и общих молитв отбирают очень много времени и очень сильно довлеют над сознанием. 

Когда же эти рамки сняты, а путы обязательного правила ослаблены, то у вас гораздо больше времени на другие занятия, а свобода мысли дает ей возможность углубляться в свой расчет.

Ведь тоже самое , что с протестантизмом, произошло и с российским старообрядчеством. Лишенные церквей, а иногда и попов, старообрядцы располагали молитвами и церковными правилами по своему усмотрению. 

Более того, и у протестантов капитал вкладывался в свою религию, и у старообрядцев община направляла своих людей в бизнес ради получения дохода и поддержания общины.

Католичество зависело от центра и не располагало материальной свободой. В таком же положении находилось и православие. С той лишь разницей, что центр католичества – Ватикан богател, а российский Синод как и Вселенский патриархат не имели таких возможностей.

Вот и получается, что не идеология руководит миром, а экономика. Бедный не преуспевает отнюдь не потому, что выбрал не ту религию. А религия его не цветет роскошью благополучия, потому что зиждется на бедности.

Недавно один священник сделал эту незамысловатую реальность богословским принципом и попытался объяснить, почему у людей светских все идет лучше, чем у верующих.

если ты далеко от Бога, не каешься, не постишься, то дьявол о тебе не беспокоится и ты можешь жить благополучно. Но стоит тебе повернуться к Богу, каяться поститься, молится, как дьявол насылает на тебя искушения и делает тебя страдальцем, даже мучеником. Ссоры, скандалы, духовные нападения, все может произойти с тем, кто идет к Богу. Одним словом, искушения.

В таком случае можно признать, что православные гораздо более верующие и гораздо более строги в исполнении канонов церкви, потому что их страны чаще гораздо беднее католических. Или к примеру, католики более верующие, чем протестанты. Соответственно, итальянцы, испанцы и португальцы живут хуже, чем Дания, Голландия, Германия или Швеция.

Англия и Франция – особый расклад. У них тоже религия потеряла власть над сознанием людей еще в давние времена. В Англии – при отделении ее церкви от Ватикана. Во Франции – со времен Просвещения.

Значит и в этом случае неправ Познер. Не религия, католическая или православная, а сила веры народа сделали его уязвимым злу.

Интересно? Если человек углубляется в домысливания тех или иных обстоятельств, строит теории, на принципе: после этого значит по причине этого, то он впадает в величайшую ошибку отрицания закономерности развития общественной жизни через труд и экономику.

Почему так модно стало излагать сейчас различные версии, не имеющие никаких доказательств и фактов, непроверяемые и имеющие обоснованием лишь собственную фантазию?

Еще Высоцкий пел: Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу.

Но наше время – это время сплетен и версий, чтобы было интересно жить, чтобы никто не докопался до истины и чтобы никто не помешал стричь купоны под прикрытием этих версий.

Нет религии лучшей или худшей. Есть религия как неизбежное следствие имущественного расслоения общества и появления классов. Есть религии сильные или слабые в результате экономического развития того или иного народа, той или иной страны. Есть религии, соединяющиеся в государственной властью и по этой причине зависимые и несвободные. А есть такие, которые пользуясь политикой разделяй и властвуй, имеют независимый центр и богатеют на распрях государств.

 Общество формирует религию, а религия действует на воспитание и психологию каждого человека в этом обществе в соответствии с запросами власти и экономики.

А если брать культуру, то большой разницы вы в религиях не найдете. В искусстве не говорит ни богатство, ни бедность, а только сила веры и красота духа. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic