Category:

Православная церковь, получившая свободу.

Демонтаж Никодимова наследства. Итоги яркой синодальной недели в РПЦ МП

Заседание Священного Синода РПЦ МП (очное 13 апреля и виртуальное 15 апреля) можно вполне заслуженно назвать революционным. События на этом заседании, как известно, приняли совершенно неожиданный оборот. Как обычно, Синод заседал в обстановке строжайшей секретности, которая на этот раз усугублялась масками, под которыми скрывались иерархические лица. Так что порой было невозможно понять, кто есть кто.

Тем не менее, на заседании хорошо узнавались два человека, не входящие в состав Синода. Как постовой навытяжку стоял спикер патриарха (в прошлом известный под ником “Икона Стиля”), а к краешку стола притулился епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Он-то и является серым кардиналом Синода, готовящим все его важные решения.

Когда вечером 13 апреля начали вывешивать журналы Синода, стало ясно, что ключевая в РПЦ МП - подмосковная - епархия претерпевает серьезные изменения. Однако, текст решения был настолько туманным, что оставалось только повторить слова почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина из “Ревизора”: “Француз гадит!” (Так, например, митрополит Ювеналий становился правящим епископом вновь созданной Коломенской епархии, представляющей собой 1/5 его прежних владений, но при этом оставался патриаршим наместником с правами управления Московской епархией, предусмотренными Уставом РПЦ.)

Епископ Савва действительно родился и получил образование во Франции. Естественно, что мыслит он по-французски и не всегда в состоянии ясно выразить эти свои мысли на русском языке. Решение о разделе подмосковной епархии, хотя и “витало в воздухе” много лет, но конкретно не обсуждалось ни до Синода, ни во время заседания. Ясно было одно: точки над “i” в этом вопросе расставил сам патриарх. Поэтому сенсационное решение было встречено синодалами гробовым молчанием. Подпись под журналами как будто поставил и сам униженный митрополит Ювеналий...

Кульминация наступила на следующий день, когда митрополит Ювеналий, управлявший епархией более 44 лет, ответил на интригу француза. И совершил поступок, который не может не вызывать уважения к 85-летнему старцу с очень сложной репутацией. Он написал прошение на имя патриарха о почислении за штат. И вывесил его на сайте епархии. Такого не бывало за весь послевоенный период существования РПЦ МП. Он вынес сор из синодальной избы, нарушив все негласные правила секретности. И был, разумеется, тут же отправлен на покой! В Лефортово, где начинал служить епископом в далекие 1960-е, покровительствуемый митрополитом Никодимом (Ротовым), который тогда еще даже не был знаком с юным дарованием — Володей Гундяевым...

В общем, получалось, что Синод вроде бы как продолжил свою работу после отставки Ювеналия — старейшего правящего архиерея РПЦ МП по всем параметрам. Вызов, брошенный митрополитом Ювеналием своему младшему другу и соратнику по “никодимовскому кругу”, вызвал бурю эмоций в Московском патриархате.

Все гадали: кто же займет столь крупное вакантное место и станет новым митрополитом Крутицким и Коломенским? Предполагалось даже, что пару месяцев патриарх сам порулит Московской митрополией — ведь он все-таки Московский. Но уже 15 апреля выбор пал на митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла (Пономарева). Тот входит в доверенный круг патриарха и проявил себя способным администратором в США, а затем в Рязани. Но “спалился” в Беларуси, войдя в безнадежный клинч с Лукашенко. Теперь ему предстоит разбираться в крайне запутанной ситуации со сложно разделенным (в епархиальном отношении) Подмосковьем. Что делать с викариями, которые остались не у дел и теперь как бы приписаны к небольшой Коломенской епархии? Как быть со “ставропигиальными” приходами, которых расплодилось немало в регионе? Как справиться с катастрофическим бумагооборотом, от которого буквально воют все настоятели? Работа предстоит тяжелая.

Но сенсации в журналах Синода этим не исчерпываются. Озадаченные православные не смогли понять, куда был отправлен председатель Финансово-хозяйственного управления патриархии епископ Парамон (Голубка). Проведя всего год на посту наместника Троице Сергиевой лавры, он прославился тем, что пытался убедить патриарха вывести из состава лавры ризницу! На которую даже большевики не покушались! “Видный финансист” епископ Парамон быстро нашел общий язык с московскими благочинным, опекающими крематории и морги. В результате резко снизились денежные поступления в епархию. Теперь финансами патриархии будет ведать заместитель валаамского наместника, еще один крупный финансист архимандрит Илия.

Подводя итоги этого “синодального триденствия”, следует отметить несомненные достижения Кирилла. Патриарху удалось сделать то, о чем мечтали все московские градоначальники. Он сумел обьединить под своим фискальным контролем Москву и область. Это более 3 000 приходов! Будут ли и дальше события в РПЦ МП развиваться по революционному пути - покажет ближайшее будущее.

Сергей Бычков,
для Портала “Credo.Press”

________________________

P.S. Странно, но все церковные или около церковные аналитики постоянно пытаются уличить архиереев и простых попов в том, что они утеряли свое православие. И при этом постоянно винят церковь советского периода, так называемую «сергианскую церковь».

Но почему бы не спросить по какой причине большевики отделили церковь от государства? Да ведь и без вопросов ясно: чтобы денежная составляющая не стала причиной тайных интриг и тайной борьбы.

Новые власти вернули церкви связь с государством через свободу совершения обрядов, через свободу от налогообложения, через свободу участия в региональной и столичной политической жизни. И при этом кто-то надеется, что церковь останется святой и непогрешимой, нищей и нестяжательной.

Странное желание. Церковь спасает от крупных потрясений и расколов только первоначально созданное жесткое каноническое и иерархическое построение. 

Церковь — это отнюдь не организация не от мира сего. Она твердо стоит на почве этого мира. Ни одно государство, вступившее в союз с религией не может уйти от переплетения интересов и действий в деле управления массами без участия церкви.

Церковь располагала и располагает возможностью аккумулировать денежные средства, которые никогда не идут на удовлетворение интересов и потребностей одной личности, как в светском мире. А значит возможностей влияния на политику у церкви неизмеримо большая, чем у всех прочих отдельно взятых олигархов.

В церкви "устроиться" невозможно. Любого, кто плотно интегрирован в церковную систему, ждет неминуемый крах. Во всяком случае во "внешних", "мирских" вопросах: карьера, статус, доходы. В этом Русская церковь совершенно евангелична и апостолична. "Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас". Архиерейство - не гарантия от краха ни разу. (Дмитрий Свердлов)

А вот переводить денежные потоки у митрополита или епископы на высокой административной должности, неизмеримо больше, чем у чиновника или олигарха. И здесь вопрос ни личных симпатий, а денег и власти церковной.

Советская власть мудро постаралась нейтрализовать амбиции церкви и устранила ее от возможного денежного накопительства. С одной стороны она устранила угрозу скрытых интриг и войн, а с другой – сохранила верующим их веру в чистоте и ограниченной простоте.

Наши православные привыкли идеализировать церковь именно благодаря ее советскому периоду. Профессора и деятели искусств даже увидели в ней духовность и народную душу, заключенную в вере.

Когда же пришло новое время и церковь обрела влияние тут же начались разочарования и упреки. Момент прошлой идеализации сыграл на руку тем, кто решил представить РПЦ МП неким меркантильным институтом стяжательства. Но вина не РПЦ МП, вина свободы и внесения православия в статус официальной идеологии. А значит государство и церковь по определению должны были соединиться. Это не уникальная ситуация. Это закономерность.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic