Шум есть. Будет ли драка?

Фестиваль документального кино «Артдокфест» в этом году должен был пройти с 2 по 9 апреля в Москве и с 3 по 10 апреля в Санкт-Петербурге. В Москве показы проходят в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». В Петербурге они были запланированы в Доме кино и на киностудии «Лендок». Но показы в Доме кино пришлось отменить: залы, где они должны были проходить, опечатала полиция и Роспотребнадзор. После этого от показов фестивальных фильмов отказался и «Лендок».
Вечером 3 апреля сотрудники полиции и Роспотребнадзора пришли на открытие фестиваля «Артдокфест» в петербургском Доме кино. В день открытия там были запланированы два киносеанса — на 18:00 и на 21:00. Сначала должны были показать фильм про режиссера Александра Расторгуева, убитого в 2018 году в Центральноафриканской Республике. Позже вечером — два документальных фильма о любви.
В итоге представители властей вошли в зал уже после того, как закончился показ фильма, и опечатали зал. Еще один зал, где был запланирован сеанс в 21:00, тоже опечатали. Там фильмы так и не показали.(А это были как раз те фильмы, которые и вызвали скандал: о чечнских геях и оккупированном Крыме.)
Комитет по культуре заблаговременно согласовал фестиваль "Артдокфест" в Петербурге, сообщил вице-губернатор Борис Пиотровский.
Пиотровский добавил, что вместе с тем, уже во время проведения фестиваля Роспотребнадзор выявил нарушения санитарных норм.
"Вопрос принятых мер находится в компетенции надзорного ведомства", - подчеркнул он.
«В Москве такого «зашквара» и неадеквата от властей пока не наблюдается».
Итак, в Москве Роспотребнадзор пока не вступает в борьбу. Она ведется малыми силами представителей общественности.
– SERB стал посылать угрозы в адрес одного из фильмов, – рассказал Sobesednik.ru президент «Артдокфеста» Виталий Манский. – Они его, конечно, не видели, но зацепились за фразу в аннотации: «Путешествие героини по оккупированному Крыму». Конечно, у этих уникальных человекоподобных существ это вызывает протест.
Описание фильма «Родимое пятно» в буклете «Артдокфеста»: У матери Марии диагностировали шизофрению, когда девочке было два года. В наши дни Мария документирует свое путешествие в оккупированный Крым в поисках важных для нее ответов –почему болезнь стала стигмой и как быть вместе с родным человеком не только физически.
К организаторам фестиваля также приходил мужчина, представившийся Сулиманом, и требовал снять с показа фильм про чеченца-гея «Тихий голос». Организатор фестиваля Виталий Манский обещал в эфире RTVi выложить фильм на диджитал-площадке. Оффлайн-показ не состоялся, поскольку неизвестный выкупил все билеты на оба сеанса одной картой.
По словам организаторов, причины произошедшего непонятны. Ковид-диссидентство? Нет. Открытие происходило с выполнением всех карантинных требований. Слишком жесткий контент? Тоже нет. В этом году придраться не к чему, к тому же программа была одобрена Минкультом. А если это всего лишь чья-то неприязнь, тогда кто этот «кто-то»?
Позднее выяснится: одной из предпосылок запрета мог стать показ фильма «Тихий голос» Река Валерика о чеченском гее, который был вынужден бежать в Брюссель. А заодно всплывает и имя некоего Тимура Булатова. Того самого, который до этого спровоцировал дело о пропаганде нетрадиционных отношений против художницы Юлии Цветковой и проверку ЛГБТ-фестиваля «Бок о бок». Теперь он «написал» и на «Артдок».
Что же это за фестиваль документального кино «Артдокфес» и документально ли на самом деле это кино?
Виталий Манский с 2015 года живёт в Риге. В 1996–1998 годах — руководитель службы кинопоказа и генеральный продюсер телеканала REN-TV. В 1999–2003 годах — руководитель службы производства и показа документальных программ на канале РТР. Манский является одним из самых известных режиссеров-документалистов современной России.
В 2017 году этот Манский отличился отнюдь не защитой геев и проституток, не оккупацией Крыма, а пропагандой нацизма.
Фильм, живописующий «подвиги» нацистского батальона «Айдар» в Донбассе, под характерным названием «Полет пули» режиссера Беаты Бубенец был продемонстрирован на публичном просмотре в Петербурге.
В Москве провокационный фильм «Полет пули» показать не дали возмущенные жители города. В воскресенье в зал киноцентра «Октябрь», где в рамках «Артдокфест» должна была состояться его демонстрация, ворвалась группа лиц с требованием прекратить сеанс.
Другой пронацистский фильм – «Война ради мира», где режиссером выступил Евгений Титаренко — участник войны против Донбасса, сторонник экстремистской организации «Правый сектор» (запрещена в РФ) по требованию общественности тоже показан не был.
Это был 2017 год.
И вот новый скандал, с отголоском прежних провокаций (оккупированный Крым) , и с поворотом на нравственный беспредел.
Либералы и оппозиционеры из «Новой газеты» или «Медузы» были очень возмущены тем, что истино документальному кино мешают просвещать публику патриоты и традиционалисты. Искусство должно быть свободным.
Может быть и так, но если это искусство, а не спланированные целенапрвленные акции на сеяние смуты и нетерпимости в обществе.
Запретить? Вполне возможно. Одно дело самовыражение и совсем другое — пропаганда. Почему у нас никак не научатся отличать одно от другого? Почему не обращают внимания на личности тех, кто ведет войну против гуманизма и человечности?
«Разделяй и властвуй» давно уже из политики перешло в область идеологии и нравственности. Теории Карла Поппера об открытом обществе способны завести человечество в хаос взаимной нетерпимости. Ведь если каждый имеет право высказывать свое мнеие, без проверки опытом, знаниями и фактами, то допустимо все, что выскажет свободная личность по праву.
Новая концепция или новое воззрение на права личности становятся внезапно всеобъемлющим насилием над логикой, традицией и условиями социального равновесия в обществе.
Но наши граждане вместо разумного анализа происходящего пытаются остановить волну цунами, выходя ей навстречу. Мало того, что власти не пытаются внести ясность в сущность действий Артдокфес, но и прикрываются оголтелыми слепцами, воюющими не с проблемой, а с теми, кто представляет мир иначе, чем они.
С одной стороны ответ прост: деньги. У нас их раздают неглядя, лишь бы устроители заявили о себе как о некоем эксклюзиве и сами прибыли бы из-за границы.
Но как бы ни любили мы сорить деньгами, ведь зачем-то требуются согласования во всякого рода министерствах. И эти министерства, не задумываясь над фактами, дают добро. А значит, они гораздо больше, чем своего народа, боятся обвинения в нетолерантности, в диктатуре и здравомыслии.
Еще биолог Фон Корен в повести Чехова «Дуэль» говорил: «Смотрите в глаза черту прямо. И если это черт, то так и говорите».
Увы, сказать прямо в наше время не получится, потому что толерантность требует свободы для каждой личности, а каждая личность видит мир согласно своему неразумению.
И что мы будем делать?
Неужели нельзя разобраться с Виталием Манковым разумно и по существу, отделить антироссийскую пропаганду от толерантности западного вида?
Но нет, в дело идут доносы и требования очень целомудренных персон, а не четкая позиция самой власти. Если это восхваление отрядов «Айдар», то им не место в России. Если Крым считают оккупированным, то пусть говорят об этом у себя в Риге или на Украине. Если это пропаганда ЛГБТ — им не следует выставлять ее на показ. Но если это чьи-то пусть и чуждые нам, переживания одиного гея в Чечне, то почему запрещать? Нужно видеть реальность. А реальность такова, что как бы ни пытались пропагандировать нетрадиционные отношения, род человеческий как состоял из мужчин и женщин, как были гендерные различия по полу, так и будут, как была семья — ячейкой общества, так и останется.
Дело государства давать образование, знания и прививать культуру, чтобы человек мог понять, где истина, а где черт.