ansari75

Categories:

Виновата ли дистанционка.

Мечты Грефа зарубили на корню. Хватило одного вопроса Путина


Фото: Пресс-служба Кремля/Kremlin.ru
Фото: Пресс-служба Кремля/Kremlin.ru

Президент России Владимир Путин провёл встречу с министром просвещения России Сергеем Кравцовым. Глава государства и министр обсудили самые животрепещущие вопросы образования, среди которых удалённое и дистанционное обучение школьников, доплаты педагогам и другие. В прошлый раз такая встреча была год назад, с тех пор ситуация в стране в целом резко изменилась, а вот изменилась ли она в образовании?

«1 сентября школы вернулись к традиционному обучению, и сегодня точечно, если возникает необходимость, школы вводят формат дистанционного обучения. Мы уже создали цифровую образовательную среду, которая дополняет традиционное обучение, отвечает на вызовы и усиливает классическое образование. Цифровая образовательная среда включает отечественную систему видео-конференц-связи, чтобы отказаться от зарубежных аналогов, отечественную социальную сеть для общения учеников, родителей, учителей. Весь контент в цифровой образовательной среде проверен, соответствует федеральным государственным стандартам и проверяется экспертами", - ответил Кравцов.

Дистанционное обучение не заменит обычного?

Но так ли дело обстоит в России на самом деле? Вспомнить хотя бы потуги главы Сбера Германа Грефа, который очень надеялся ввести тотальную цифрофизацию, и начать собирался именно со школ. "Угроза распространения коронавируса стала дополнительным стимулом для скорейшего внедрения цифровой образовательной платформы", - пояснял глава Сбера. Не удалось со школами, точнее, пока не удалось - создадим экосистему, в итоге решил Греф. И - создал.

И родители решили бороться.

Родители Москвы готовятся к юридической борьбе против дистанционки.

"Во всех регионах, особенно в Москве, я сам сталкиваюсь со своими шестью детьми - жуткий прессинг: запрещать традиционное образование, запрещать традиционные журналы бумажные или дневники. Только через портал государственных услуг, только всё в электронном виде, с тотальным контролем и мониторингом семей. И несмотря на те декларативные заявления, что это какая-то дополнительная, вспомогательная функция, внедряют, просто об колено, насильственно, командно это всё насаждают. Уже образование на 80% выполняет несвойственную функцию. Можно посмотреть программу классных часов, куда насильно гонят детей. Там уроки по толерантности, с пропагандой нетрадиционных меньшинств. Это детские уроки по правам ребёнка, где пропагандируют стучать на родителей. Уже 10 лет это внедряется. Под видом борьбы со СПИДом идёт пропаганда контрацепции, беспорядочных сексуальных связей, секспросвета", - перечислил Мишустин свои опасения.

Родители понимают, что удаленка или дистанционка — это не совсем то страшное, что происходит с нашей школой. И кстати, удаленка из всего этого — самое решаемое дело. Они не могут понять, что из классического понимания того, что есть образование и школа не осталось совсем ничего.

Школа непременно станет иной и пример Запада должен нас не радовать, а позволить понять всю глубину проблемы.

У современных идеологов нового капитализма  подход к образованию немного иной, чем у родителей. И Греф или министерство просвещения здесь ни при чем. При чем только бизнес и ничего кроме бизнеса.

Одна из самых неприятных, но оживляющих «операций» – это ампутация психологической установки о непреходящей важности традиционного высшего образования. 

« люди платят большие деньги за то, чтобы получить формальное подтверждение своему профессиональному классу «молодой специалист». На самом деле бизнес вовлекает соискателей совсем в другую игру. И она называется «отдай владельцу предприятия результаты своего труда в разы дешевле их реальной стоимости».

Ибо любой бизнес делается с целью извлечения прибыли после понесенных затрат. И прибыль эта должна быть достаточно велика для владельца, склонного стремиться к превосходству над другими. Если платить работникам столько, сколько на самом деле стоит их труд, владельцу предприятия ничего не останется. Именно поэтому он и должен убедить других делать то, «в чем они не уверены или чего не хотят делать».

«Чем труднее и дороже образование в России, тем меньше платят за работу по специальности.»

Богу интернета нужны люди – десятками и сотнями тысяч. Только внутри и около IT в России занято примерно 1,8 миллиона человек. И с каждым годом цифровизация, автоматизация, интернет-маркетинг, аналитика больших данных, продажи и прочее станут привлекать к работе все больше спецов. Причем требования к их профессиональным навыкам уже сейчас меняются крайне быстро и будут меняться еще быстрее. Никакое баснословное дорогое традиционное образование за рынком не успевает и не успеет.»

Можно было бы сказать, что высшее образование – это не обязательно получение специальности, но еще и общекультурный мировоззренческий этап развития. Но если проанализировать программы вузов, то тут же придется расстаться с мыслью, что наши нынешние вузы – это оазисы высших знаний, культуры и формирования элитариев по кругозору и интеллекту.

Запад давно уже задался целью сделать образование градированным. Для большинства – приятное времяпрепровождение по интересу и формированию будущих узких специалистов фрилансеров. Программы Монтессори, Финская система, Сингапурская.

А для избранных спецшколы по способностям или особые вузы для элиты, формирующие именно этот необходимый власти кругозор и мировоззрение.

Ведь в любой системе воспитания и образования нужно учитывать цели, которые ставит перед собой система.

Гуманисты прошлых веков, как и коммунисты советского эпохи  видели в образовании способ воспитания высоконравственной развитой личности.   Вполне естественно, что для воспитания совершенной личности особое значение они предавали полному объемному начальных знаний через умственный труд ребенка, через накопление сведений во всех областях и формировании широкого кругозора с гуманистическим мировоззрением.

Образование должно было стать необходимым украшением, венчающим человека как творца и созидателя. И при этом им и в голову не пришло бы, что математика, даже в азах, не нужна ребенку. Что химия или физика отнимают только время, которое нужно заменить не познанием законов мироздания, а познанием библейских божьих законов в пересказе древних легенд и устаревших нравственных истин. 

Но не так представляют себе образование в наше время.

Технологическая безработица грозит оставить без работы и средств к существованию миллионы людей. Спасти ситуацию могло бы обучение людей, но пока оно только вредит.

Сталкиваясь с угрозой технологической безработицы, те, кто размышляет о будущем труда — комментаторы и экономисты, политики и должностные лица, — чаще всего утверждают, что нам нужно «больше образования». 

Главный смысл этого совета заключается в том, что мы должны перестать учить людей выполнять «рутинную» работу. Как мы уже видели, «рутинные» задачи — те, которые людям легко объяснить, как они выполняются, — находятся там, где машины уже преуспевают, и где замещающая сила уже вытесняет людей.

Вместо того чтобы направлять людей на такую работу, мы должны подготовить их к выполнению таких ролей, как работа медсестры и уход за больными: работа, которая включает в себя деятельность, опирающуюся на способности, которые на данный момент остаются недоступными даже самым способным машинам.

Подумайте, например, о том, как мы преподаем математику. Многие задачи, решаемые учениками средней школы, а то и университетов, теперь можно решить с помощью таких приложений, как PhotoMath и Socratic: сфотографируйте напечатанную или написанную от руки задачу с помощью смартфона — и эти приложения ее мгновенно просканируют и выдадут вам ответ. Зачем нам такая математика?». 

Правильно, зачем ребенку интеллектуально познавать математические цифры и сложение с вычитаением, деление с умножением, дроби и логарифмы. Они может быть и равивают в детях особый мир цифр, предлагают им абстракцию и фантастическое преобразование единиц во множество. Но это все задачи развития интеллекта и цельной личности. Нам они излишни, раз их выполняет калькулятор. Высокие материи бизнес не осваивает. Он осваивает медсестру и наладчикакомпьютерных игр.

Образование в школе пригодно лишь в качестве длительного содержания детей, потому что они малы и не самостоятельны. Знания им не нужны. Им нужны игры и умение владеть компьютером. Ведь впереди их снова ждет компьютер.

«Точечное» онлайн-образование теперь позволяет людям гибким образом выстраивать свою карьеру. Зашел, скажем, в SMM, а через полгода потребовалось вкурить аналитику больших данных? Можно чуть подкопить и пройти соответствующий курс.

Прошло пять лет, профессия стала хуже оплачиваться? Возникли новые интересные сферы приложения сил? Снова онлайн-курсы. По сути, концепция «получил образование один раз на всю жизнь» больше не работает, она объективно устарела.

И сегодня самое рациональное что можно делать – это анализировать рынок труда, сравнивать актуальные профессии на предмет совпадения с личными склонностями и платить лишь за быстрое обучение в узкой сфере.

Разнообразие онлайн-образования невероятными темпами увеличивается. Россиянам сегодня стали доступные такие «опции», о которых в провинции раньше и мечтать не могли. Представьте себе, что вы можете получить, например, настоящий сертификат о прохождении онлайн-курса по аналитике данных с логотипом Гарварда, за авторством и с подписью гарвардского же профессора? По узкой теме типа «Введение в Data Science: Машинное обучение»? Скажете – «невозможно»? «Возможно, но дико дорого»? Вовсе нет.

Этот курс проводится на некоммерческой платформе Edx.com, одним из создателей которой является как раз Гарвардский университет. Курс длится 8 недель. Стоит 99 долларов США. И чтобы пройти его, нужен лишь хороший школьный английский, мозги и интернет.

А наши родители бьются за отмену удаленки.

Они не понимают, что удаленка так или иначе, конечно, временное явление и будет упразднена. Для ее реализации у нас нет ни мощностей, ни полной интернет оснащённости регионов, ни программ, ни преподавателей. Другую проблему составляют многодетные семьи и рабочий график родителей. Школа была и останется школой, без всяких дистанционных методов обучения. Это дешевле и проще. Ведь детей до поры до времени не выгонишь на улицу. Это чревато бедствиями для обывателя. Гораздо проще держать их в школе, под присмотром, до определенного возраста, готового на труд.

К примеру, основные события Второй мировой будут изучаться как с исторической, так и с географической, и математической точки зрения. А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.

А вот программы при этом будут меняться очень сильно. И здесь родителей ждет самое главное разочарование: единая школьная система станет обучением детей праздности, легкости в управлении компьютерами и полным отсутствием освоения фундаментальных  дисциплин. Ведь знания должны иметь точку приложения. А какое приложение диплому при полном отсутствии рабочих мест и научных институтов? Образование, чтобы действительно совершенствовать и развивать человека, должно применяться в практическом труде. Иначе наступает деградация и непрофессионализм затапливает все сферы деятельности в нашем обществе.

В настоящее время 41% молодых людей с высшим образованием и дипломом ни одного года не работали по специальности. 

«Среди респондентов с высшим образованием, не работающих по специальности, 54% пытались работать по специальности, преимущественно в транспортной сфере и в отрасли производства, но затем бросили, 45% опрошенных переставали работать по специальности из-за низкой зарплаты, по той же причине 37% соискателей с высшим образованием даже не начинали трудиться в своей сфере.»

Это означает, что мы — общество дилетантов непрофессионалов.

Образование, чтобы действительно совершенствовать и развивать человека, должно применяться в практическом труде. Иначе наступает деградация,  и непрофессионализм затапливает все сферы деятельности в нашем обществе.

Классическое общее образование с высоким уровнем культуры и широким кругозором, с определенным менталитетом и направлением на творчество и реализацию способностей, капиталистическому обществу не нужно. Духовное совершенство человека — это тормоз на росте капитала и финансовой его мощи, а при отсутствии рабочих мест по специальности - это еще и неоправданный  расход государства на образование.

Европейский призыв «больше образование» это не о том, что дети будут иметь классическое образование, что они будут хорошо развиты и готовы к поступлению в вузы. Больше образования – это  не простое обучение большего числа людей и доступность школьного образования для всех, а более продвинутое образование. Мы должны  обучать людей навыкам, которые позволят им лучше разбираться в том, в чем машины плохи, а не в том, в чем они хороши.

Иными словами, образование должно готовить из людей не образованных индивидуумов, а придатки для помощи машинам и ИИ. Это и есть движение к тому, что при всеобщем образовании оно будет не для всех и далеко не одинаковым.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic