Categories:

Кому пандемия, а кому доход.

Согласно прогнозам Всемирного банка, сделанным в конце прошлого года, в 2020-м валовой внутренний продукт (ВВП) России должен был бы вырасти на 1%. По сегодняшним оценкам, в этом году ВВП страны может уменьшиться на 6% в результате снижения мировых цен на нефть и масштабного экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Это может обратить вспять процесс снижения уровня бедности, который наблюдался в России с 2015 года.

Во время коронакризиса 6% представителей российского среднего класса перешли в категорию бедных, следует из доклада экономистов ВШЭ. Причинами стали потеря работы и снижение трудовых доходов из-за простоя

Пандемический кризис привел к тому, что российский средний класс, к которому до эпидемии коронавируса можно было отнести 24% работающего населения, сократился. 6,1% занятых представителей среднего класса перешли в категорию бедных. Эти цифры приводят эксперты ВШЭ в докладе «Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития».

Но одно дело средний класс или обычные граждане и совсем другое — элита.

Журнал Forbes назвал десять россиян, которые больше всего разбогатели в период пандемии коронавируса. По оценкам издания, их суммарное состояние в 2020 году увеличилось почти на $33 млрд. Первое место в рейтинге занял сенатор Сулейман Керимов. 

10 российских миллиардеров, больше других разбогатевших за время пандемии: 

Сулейман Керимов (прирост за год — $11,56 млрд). Его семье принадлежит 78,6% акций золотодобывающей компании «Полюс».

Владимир Лисин ($5,41 млрд). Основа состояния — 84% акций НЛМК.

Алишер Усманов ($3,636 млрд). 49% USM Holdings («Металлоинвест», Байкальская горная компания, «МегаФон»), ИД «Коммерсантъ».

Владимир Потанин ($2,758 млрд). Около 35% акций «Норильского никеля».

Семья Алексея Мордашова ($2,466 млрд). «Северсталь» (76,4%), TUI (25%), «Лента» (78,73%), Nordgold, «Силовые машины».

Семья Андрея Скоча ($2,27 млрд). Доля в USM Holdings (30%), аэропорт Внуково (61,5%).

Виктор Рашников ($1,423 млрд). Магнитогорский металлургический комбинат (84,26%).

Роман Абрамович ($1,33 млрд). «Евраз» (28,8%), порты, недвижимость.

Леонид Богуславский ($1,256 млрд). RTP Global, владеющая долями в 60 IT-компаниях по всему миру.

Виктор Харитонин ($1,226 млрд). «Фармстандарт», «Отисифарм», «Северная башня» в «Москва-Сити».

В публицистике часто утверждают, что современный экономический рост и глобализация отвечают интересам только высших классов, не давая ничего бедным и средним слоям. Эта точка зрения представлена и в концепции пределов роста, разработанной Донеллой и Деннисом Медоузом, Йоргеном Рандерсом и Уильямом Беренсом.

Если вкратце, то согласно прогнозам Медоуза с коллегами, расширение экономики в ближайшие десятилетия прекратится из-за вздорожания минерального сырья и продовольствия, перегрузки мировой экосистемы, роста издержек на жизнеобеспечение людей и воспроизводства капитала. Все эти факторы приведут к обвалу мировой экономики, современная эпоха быстрого хозяйственного роста уйдет в прошлое.

В последней книге Медоуза — «Пределы роста: 30 лет спустя» – сказано, что современный тип экономического развития не уменьшает масштабы бедности.

Но то теории, а перед нами очевидность и факты. А факты говорят то, что не пределы роста, а распределение конечного продукта и есть причина бедности. И ни кризис, ни пандемия в принципе не меняет этой ситуации. Кто-то становится беднее, а кто-то богаче.

При правильном справедливом устройстве общества никакого предела роста благосостояния невозможно, потому что то, что распределяется равно и умерено является всего лишь постепенным выравниванием между регионами, странами и континентами разницы в уровне жизни, созданной исторически, социально и по природным условиям.

Высочайшее социальное и межгосударственное неравенство приводит к тому, что пусть и не вся, но очень большая доля благ достается незначительному меньшинству. Достижения НТР, которые позволяют ликвидировать крайнюю нищету, голод и ужасные жилищные условия, служат экономическим и политическим интересам элиты. Это задерживает социальный прогресс, который не угасает, но мог бы быть направлен на повышение уровня жизни в соотвествии с экологией и гармоничным соединением природы и человека.

Социальное равенство и надежды для назад нас остались в Советском Союзе. На сегодня у нас вместо равенства и надежд только страхи.

Большинство жителей России ожидает, что в будущем столкнется с падением доходов, следует из результатов опроса, проведенного ВЦИОМ. На вопрос о вероятности того, что в их жизни появится такая проблема, 68% респондентов ответили «Полностью уверен, что случится (или это уже недавно случилось)» и «Скорее случится». Больше других риска снижения доходов опасаются россияне в возрасте от 25 до 34 лет (73%). При этом в сравнении с результатами прошлого года доля людей, которые готовятся к сокращению доходов, выросла на 5%.

Другими главными страхами для жителей России в этом году стали рост социального неравенства (70% опрошенных) и недоступность привычных товаров потребления из-за их дороговизны (67%). Среди работающих россиян потерять место трудоустройства в 2020 году опасались 44%.

62% опрошенных заявили, что в будущем им могут отказать в оказании бесплатной медицинской помощи или ее качество будет неудовлетворительным. При этом связанные с российским здравоохранением страхи сократились в марте (42%), но снова выросли в ноябре (62%) с приходом второй волны COVID-19. По сравнению с прошлым годом такие опасения выросли на 4%. В 2019 году страх остаться без медпомощи занимал третье место по распространенности вместе с опасением недоступности привычных товаров (58%).

В меньшей степени россиян заботили возможные беспорядки внутри страны (33%), разгул преступности (33%) и обострение конфликтов между Россией и другими странами (27%). Всего в опросе ВЦИОМ приняли участие 1800 респондентов старше 18 лет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic