ansari75

Categories:

Модернизация без смысла.

Глава РПЦ МП пообещал «разумную русификацию» богослужения

Патриарх Кирилл (Гундяев) заявил о необходимости «разумной русификации» богослужебных текстов в РПЦ МП. Эту тему он вновь поднял на ежегодном епархиальном собрании Москвы, которое прошло 24 декабря в онлайн-формате, передает РИА "Новости".

Кирилл отметил, что ни в коем случае нельзя заменять церковнославянские тексты современным русским языком, но стоит "менять непонятные слова, делать текст более понятным для невоцерковленных людей".

По словам предстоятеля РПЦ МП, нужно «делать все для того, чтобы современные люди, практически не воцерковленные, уходили после таинства крещения, действительно приобщившись к некой тайне. Если человек во время таинства крещения не понял ничего – только понял, что трижды окунали его ребенка в воду… то какое впечатление вообще от таинств?» — спросил он у сторонников сохранения церковнославянских текстов в неприкосновенности.

При этом патриарх подчеркнул, что «злоупотреблять спонтанной русификацией не следует». Он предложил определить группу специалистов, которые бы "плотно занялись данной темой". Им предстоит «выработать взвешенный, церковно и научно обоснованный подход к замене некоторых непонятных сегодня слов и выражений на более понятные, но не обедняющие и не искажающие смысл, не нарушающие стиль и поэтику церковнославянского языка».

P.S. По-моему, если и нужно было менять язык богослужений, то лет двести назад. Сейчас это совершенно неактуально. Люди умеют читать, умеют открывать интернет и тот факт, что язык этот нужно как-то осознать , перевести и найти смыслы наоборот должен постегивать любознательность и желание думать.

Когда-то перевод на понятный народу родной язык диктовался необходимостью повышения культуры и понимания самой веры неграмотными народными массами.

Но время изменилось. Теперь именно интересы культуры и повышения интеллектуального уровня населения требует сохранения уникальной старины. 

Вернуться к ушедшему нельзя, а вот сохранить уходящее можно. Нынешние попытки вернуть в богослужебный обиход ушедшие давно в прошлое унисонные распевы, выглядит убого и скучно. Перешагнуть через огромный пласт удивительных по гармонии и красоте партесных произведений и вернуться к унылому строю неразвитого музыкального вкуса, отнюдь не уважение к прошлому, а излишнее оригинальничание и самомнение гордеца.

Нынешний перевод старых текстов на современный язык обернется такими же потерями,  как и возврат к старому.

Все делается во благовремении. Не сумели научить российский народ грамоте в прошлые века, не стоит трудиться делать это сейчас.

Латинский язык католической службы не является ни для кого препятствием в наше время. Более того, он способствует тому, что часть людей, имеющих связь с культурой, выучивая латынь, обретает гораздо больше, чем казалось бы нынешним поклонникам упрощения образования, которые одержимы стремлением  переделать пословицу :делу время, потехе –час, в иную интерпретацию: потехе время , делу – час.

Выучившие латынь  обретают внутреннее чувство к языкам  европейским, умение думать и понимать.

Так и с нашим церковнославянским. Ну, не сохранилось у нас ничего больше, ну , негде нам учиться прошлому как  только в церкви. Так оставьте хотя бы то, что сохранилось в неприкосновенности. Не стоит идти на поводу толпы. Она все равно не станет от этого более верующей и более разумной,  чем сейчас.

Но мы живем в век великих оригиналов. И эти оригиналы не пытаются придумать что-то свое, но стремятся только уничтожить то, что дошло до нас от предков.

И это не только партесное пение, которое, якобы слишком эмоциональное и чувствительное, но и театральные постановки по произведениям классиков, музыкальные произведения романтиков. Теперь вот и церковнославянский язык нужно изгнать, а если нет, то модернизировать.

А по сути, все эти новшества на то и вводятся, чтобы уничтожить чувства, переживания, эмоции и в конечном счете красоту. Необузданная жажда лишить человека самого человечного в нем – чувства красоты и сопереживания, того, ради чего создавались религиозные богослужения, а потом – театры с их катарсисом.

Нудная четырехчасовая служба с унисонным пением на один лад теперь представляется искателям оригинальности чем-то особо одаренным, молитвенным и строгим. А на самом деле ничего кроме скуки и уныния поселить не может.

Зачем это делается?

Неужели не могут понять люди, что все в своем развитии достигает своей вершины, дальше которой будет только падение, а не новая вершина. Чтобы была новая вершина, создайте и новый путь, а не выкорчевывайте с старого все то, что украшало его.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic