О чем не догадывается президент.
Слова вождей всегда туманны и многозначительны, хотя и эффектно поражают воображение.
Путин знает, что дефицита продуктов нет, но россиянам не хватает на них денег.
Путин сравнил ситуацию с продуктами в России со временами СССР. С этой аллюзией он во время правительственного совещания по экономическим вопросам обратился к главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву.
«Вы еще человек молодой, не помните, а я помню. Тогда говорили: "В Советском Союзе есть все, но не всем хватает". Тогда не хватало потому, что дефицит был, а сейчас может не хватать потому, что у людей недостаточно денег для приобретения определенных продуктов по тем ценам, которые мы наблюдаем на рынке», — цитирует «Интерфакс» слова Путина.
По его мнению, производители продуктов спешат поднять цены до мировых, чтобы больше зарабатывать – и в России, и на экспорте. "Объяснение-то есть конечно! Это динамика цен на мировых рынках и попытка подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности", – заявил Путин.
Теперь осталось только понять, чего хочет президент, опустить цены и создать советский дефицит или боится великой американской депрессии, когда нищенское положение народа создали кризис перепроизводства,т.е. купить — невозможно, а продать дешево - невыгодно, лучше уничтожить.
Министр сельского хозяйства как-то не решился сказать президенту, что в СССР все-таки все было государственное производство и регулировало цены оно само, а не рынок.
Дефицит, он когда возникает? Когда все можно купить дешево и в неограниченном количестве и прежде всего то, что пользуется повышенным спросом. Дефицит возникает еще и от слишком мало произведенного товара.
И хотя многим вождям кажется, что в СССР дефицит возникал именно из-за того, что производили меньше, чем сейчас, то статистика тихо, но настойчиво это опровергает. Мы, даже включая импорт, так и не догнали СССР по потреблению на душу населения самых востребованных продуктов.
И не только статистика. Наша собственная программа по импортозамещению
По словам экспертов, после принятия стратегии импортозамещения в России, рассчитанной до 2020 года, на рынке пищевой продукции ее целей удалось достигнуть лишь частично.
Исследователи отмечают, что внутреннее производство запрещенных к ввозу из ЕС продуктов в 2019 году в 2,5 раза превышало объемы импорта из стран, не попавших под санкции. Но как утверждают в агентстве, доля импорта такой продукции по-прежнему высока: 30% против 38% в 2013 году.
А что значит свое и импортное? А это как раз тот рост цен, о котором так негодует президент.
После того как глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев доложил, что внутреннего производства достаточно, чтобы покрыть потребности страны в сахаре, Владимир Путин возмутился, почему в таком случае цены на сахарный песок за последнее время выросли на 71,5%. Отметил глава государства рост цен и на другие базовые продукты питания.
"А подсолнечное масло? Цена выросла на 23,8% и продолжает расти. Мука на 12,9% выросла, макаронные изделия — 10,5%, хлеб и хлебобулочные изделия на 6,3%. Рост цен на базовые продукты питания — это пандемией не объяснишь. При чем здесь пандемия?" — поинтересовался президент.
И снова молодой министр промолчал, а мог бы спросить, отчего так растут цены на энергоносители? Отчего растут закупочные цены там, где нужно платить валютой и отчего выросла сама валюта, а цена на нефть упала?
Резонно предположить, что дешевая нефть должна стать дешевой прежде всего для собственного потребителя. Ведь она производится на месте, как и сахар.
Но нет, никто не спросит, почему от цены на нефть на мировом рынке зависит себестоимость наших товаров, когда нефтекомпании недополученный доход пытаются получить с собственного населения? Почему просевшая программа по импортозамещению, заставляет покупать продукты заграницей, да еще через третьи страны из-за санкция, что естественно, не удешевляет ее стоимость и почему производитель не может работать на рынке себе в убыток?
Никто не спросит про инфляцию — первопричину роста цен. И конечно, никто не скажет, что не цены на продукты нужно опускать, а повышать гражданам зарплаты и пенсии. Тогда не возникнет вопроса и том, почему у нас такое изобилие на полках и такой пониженный спрос на продукты первой необходимости (но не на основе потребительской корзины нищего, где главный продукт - крупы и макароны).
Ах, как хочется президенту сказать словами Сталина:
«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. Когда веселее живется, работа спорится. Отсюда высокие нормы выработки».
Но не получается. И товарищей нет, и нормы выработки вырастают только для своего кармана.
Остается только лишний раз дать пинок в сторону своего же прошлого, в сторону СССР, не задумываясь над тем, откуда у нас вдруг такое изобилие?
Неужели только в высоких ценах и неспособности населения смести все с полок причина нашего изобилия?
Цены, конечно, влияют на наличие товара. К примеру, ни в Испании, ни в Италии нет дефицита в хамоне или ветчине прошуто, элитные сорта сыра и морепродукты. Но и цены в этих странах на эти продукты совсем не советские. Купить и то, и другое можно только в небольших количествах на праздник.
Но и качество влияет на дефицит и изобилие. Чем продукты лучше и дешевле, тем быстрее они исчезают с полок и решать проблему дефицита придется регулированием цен. Хотя всегда найдется кое-что и важнее цен. Это, конечно, низкое качество за счет фальсификации продуктов. При таком подходе из пригоршни зерна можно сделать мешок товара.
Известная с давних пор система порчи продуктов родилась не из изобилия, а от скудости ресурсов, и низкой покупательной способности населения.
У нас почему-то принято критиковать Советский Союз за дефицит, который на самом деле явился довольно поздно, к концу существования системы социализма из-за невозможности ограничить потребление ценовой политикой рынка. А вот на тех советских колхозных рынках этого дефицита не было даже в самые последние годы советской власти. Более того, чем меньше было продуктов на полках магазинов, тем больше становилось их на рынках, но уже совсем по иной цене, раза в два, а то и в три дороже. Там тоже царило изобилие.
Но вот качество и именно качество — главнейший элемент достойного развития производства продукции и ее изобилия.
При критике советского периода, все наши либералы в один голос кричат об изобилии продуктов в царской России. И никто из них никогда не вспоминает о качестве этого изобильного продукта в то время.
Вспоминают только о дешевизне, об икре, балыках и ржаном изобилии.
« Настоящие драконы чайной торговли продавали чай, замешанный с кипреем и высушенными опивками. Если и этого казалось мало, чай действительно «мокрили для весу», а иной раз добавляли в него свинцовые опилки.
Но настоящим хитом фальсификатов в то время были молочные продукты. Вот как обходились с молоком: «В молоко для увеличения жирности повсеместно добавляют известь, в сливки, чтобы они казались гуще, – мел», – писала Екатерина Авдеева.
С маслом обходились тоже не слишком уважительно. Самым невинным было подкрашивание продукта морковным соком, доводящее масло до «жирной» желтизны. Потом стали пользоваться другими красителями – луковой шелухой, к примеру. Содержание жиров до кондиции доводили откровенным жульничеством. Добавляли растопленные бараньи мозги и говяжий жир, что еще терпимо. Особенно наглые производители не брезговали крахмалом, мыльным раствором и даже рыбьим или столярным клеем.
Летом и весной для сохранности продукта тушки держали в специальных ледниках, которые были далеко не у каждого. Мясо быстро портилось, и недобросовестные торговцы предавали ему товарный вид вымачиванием в селитре.
«Коли пиво скисает, сейчас в него известь кладут».
Известью предприимчивые владельцы трактиров пытались отбить запах скисшего напитка. В разливное пиво иногда подмешивали белену, полынь и алоэ.
Зеленый горошек стал популярным в России в начале 18 века благодаря иностранцам, которые привезли его в страну. Продукт был популярным, но дорогим.
В конце 1880-х годов несколько случаев массового отравления в Санкт-Петербурге закончились смертельным исходом. Причиной был консервированный горох, в который был добавлен ядовитый сульфат меди. Он просто окрашивал горошек в зеленый цвет.
Сахар и монпансье. Это были любимые многими продукты, которые производители активно разбавляли ради получения дополнительной выгоды. В молотый сахар подсыпали крахмал, а сахарные головы обрабатывали раствором синьки, чтобы сделать их тяжелыми и более привлекательными внешне. ... Для его производства использовали обыкновенный сироп, но продукт, который получался, был опасен для здоровья, так как делали его в антисанитарных условиях.
Вот оно, знаменитое российское изобилие. Методы превращения дефицитного продукта в изобильный остались и по сей день прежними.
Роспотребнадзор даже составит топ из пяти самых фальсифицируемых продуктов. И это все те же самые, что и в царской России популярные товары:
1. Чай
В топе самых подделываемых продуктов — чай. А все потому, что мы сами к нему не очень требовательны, объясняет глава Роспотребнадзора по Московской области. На одном подмосковном рынке, к примеру, пачку весом в полкило отдают всего за сто рублей. На упаковке не найти ни адрес производителя, ни дату фасовки, и даже названия нет. Покупать такое не стоит. Это лишь множит число чайных подделок на рынках и в магазинах, в том числе и в пачках под самыми известными брендами.
Ранее были проверены два десятка самых популярных марок, и во всех нашли пестициды. Сельскохозяйственные яды специалисты обнаружили даже в чаях, которые заявлены как органические, то есть должны выращиваться без применения и капли даже разрешенной химии. Среди проваливших проверку — цейлонский чай Richman и краснодарский «Мацеста».
2. Колбаса
Колбасы и фарши в лидерах по фальсификации. К примеру, докторская колбаса. По классическому рецепту, ее обязаны делать из свинины и говядины. Но экспертиза показала, что из сорока проверенных образцов больше трети — фальсификат.
Наталья Завьялова, эксперт «Роскачества»: «Докторская колбаса, к примеру, свино-говяжья была в составе. При этом говядины в составе вообще не было, даже на следовом уровне ДНК говядины мы не обнаружили. Просто чистая свинина».
А свинина вдвое дешевле. Некоторые производители, чтобы на упаковке можно было написать «говядина», от коров в прямом смысле добавляют одни рога и копыта. Даже коровьи головы, чего раньше не было, тают в колбасных батонах.
А еще эксперты обнаружили в докторской — ДНК лошади. Но это все же редкость. Как правило, популярный сорт колбасы подделывают, разбавляя дорогое мясо дешевой курятиной. Во время проверки «НашПотребНадзора» следы куриного мяса обнаружили почти во всех сырокопченых колбасах.
3. Фарш
В фарш нередко замешивают и более экзотические виды мяса. Еще в 2014 году в свином и говяжьем фаршах, которые продавались в крупной федеральной сети гипермаркетов, нашли кенгурятину. Разразился скандал, сеть оштрафовали, вот только не за добавку мяса сумчатых, а за то, что об этом не указали в составе. Ведь российские законы не запрещают подмешивать кенгурятину, которая существенно дешевле традиционных видов мяса.
4. Оливковое масло
Не уступает по объему подделок мясному фальсификату и оливковое масло.
Наталья Намли, производитель и поставщик оливкового масла: «В 95 процентах масел в России добавлено что-то. Кто-то добавляет рапс, кто-то подсолнечное. И только два-три процента действительно качественные масла».
А некоторые бренды масла из других растений не подмешивают, но все равно выпускают подделку: обещают самый дорогой сорт оливкового — Extra Virgin, но по бутылкам разливают более низкий сорт.
5. Молоко
В печальном списке самых подделываемых продуктов оказалось и молоко, точнее — оно его уже много лет возглавляет. И не только молоко, а все молочные продукты. В основном фальсификаторы заменяют главный ингредиент — молочный жир — на растительный. Причем закон это разрешает, если на этикетке по-честному написано так: «молокосодержащий напиток с заменителем молочного жира, произведенный по технологии молока».
Однако для продвинутых фальсификаторов растительное масло — это уже вчерашний день, ведь любая лаборатория его легко находит. Расследование сразу нескольких ведомств показало, что жирность молочки теперь повышают не растительными, а животными жирами.
И причина фальсификата не только жажда наживы, а традиционная дилема: есть спрос, создадим предложение. Когда же предложение формировать не из чего, то и приходится заниаматься фальсификатом.
Пишет BURCKINA_NEW
Производство колбас в 1990 году составляло 2,3 млн. тонн или 15,5 кило на человека в год. К концу 90-х оно упало до 0,9 млн. тонн. С начала нулевых наблюдается резкий рост, который теперь сохраняется на уровне 2,3-2,5 млн. тонн в год, т.е. немного превосходя уровень 1990 года.
что мяса в колбасных изделиях стало в 13 раз меньше, а производители колбас активно используют в качестве замены говядины и свинины мясо птицы, продукты мехобвалки и т.д. вплоть растительных белков.
Понятно, что такой подход к "производству" колбас дает двойную выгоду: огромные объемы мяса идут не в колбасу, а на прилавки, создавая тем самым видимость рыночного изобилия на прилавках. Причем, полны и колбасные прилавки и мясные.
Подытоживая. Исходя из всех этих фактов строго следует, что секрет нынешнего изобилия продуктов питания на прилавках кроется в массовом производстве суррогатов и пониженном спросе населения из-за низкой платежеспособности. В итоге народ в массе своей вынужден урезать свои хотелки и питаться главным образом дешевой курятиной.
Интересно, знает ли Путин, что не всегда дело только в ценах? Или он все-таки понимает, что представляет собой на самом деле изобилие при отсутствии импортозамещения и потому снижение розничных цен будет компенсировать отсутствие качества продукции.