ansari75

Стоит ли овчинка выделки?

Храмы в руинах. Ветшают и разрушаются старинные смоленские церкви, пока РПЦ МП реализует амбициозные "программы 200/600"

Тысячи церквей по всей стране находятся в аварийном состоянии, стоят с протекающими крышами или вовсе без них, стремительно превращаясь в руины. Под угрозой исчезновения оказались и храмы Смоленской области. Будут ли их восстанавливать и когда?

По данным Смоленской епархии, на территории региона находится 220 храмов, из них действующих -122. Большинство требуют реставрации.

Смоленский блогер, журналист Юлия Дьякова уже не первый год организует экспедиции по историческим местам Смоленщины, в том числе - по заброшенным усадьбам, рядом с которыми сохранились старинные культовые сооружения.

«Храмов, которым необходима реставрирация, на Смоленщине очень много. И, к сожалению, храмов, которые ремонтировать не будут в ближайшее время, больше, чем тех, которые всё-таки восстановят. Если приход не действует, то покинутая церковь обречена. Если же старая церковь находится в большой деревне, то зачастую её ремонтируют, но не всегда», - считает Юлия.

Где-то от храмов остался только фундамент, где-то - остатки стен и даже своды. В основном они располагаются на территориях больших поселений, деревень, бывших дворянских усадеб. Ранее состоятельные помещики и меценаты обустраивали быт на своей земле, строили храмы для прихожан.

«К сожалению, в советское время церкви отняло государство, их использовали как склады, конюшни, мастерские. После распада СССР многие деревни были брошены, населённые пункты оказались никому не нужными, соответственно в них остались и храмы», - говорит древлехранитель Смоленской епархии, руководитель архитектурно-строительного отдела Александр Дубровский.

Сейчас эти реликвии зарастают бурьяном и медленно разрушаются. Многие обречены погибнуть от рук вандалов, пожаров, одиночества...

«Восстанавливать храмы, бесспорно, надо, но руководствуясь здравым смыслом. Если церковь находится в месте, где больше никто не живёт, то и будущего у неё, скорее всего, нет. Храму нужны люди. Другое дело - большие населённые пункты, где сегодня то и дело встречаются руинированные, но некогда уникальные красивейшие храмы. Они не должны погибать!», - говорит Юлия.

Татьяна Бабикова,

________________________

P.S. Все в нашей жизни идет не по разуму и не ради обоюдно выгодной цели, а только по пути, которую указывает власть. А у власти свои интересы, как и у бизнеса. От здравомыслия и пользы для общества эти интересы ох, как далеки.

Здравые размышления говорят о том, что любое прошлое восстанавливается лишь при определенных условиях:

1. Уникальный исторический и архитектурный памятник;

2. Внезапный народный энтузиазм, ведущий людей к вере и жажда этих людей иметь храм в каждом медвежьем углу;

3. Прагматизм туристического бизнеса и накатанные тропы для любознательных любителей русской архитектуры.

Ни один из этих пунктов в настоящее время не актуален.

Зачем рыдать над каждым кирпичиком православной церкви, если с точки зрения архитектуры далеко не каждая из них — архитектурный шедевр.

Впечатление такое, что все любители православия вдруг решили, что с церквями как с работами Ван Гога или Леонардо Да Винчи — сплошные шедевры и уникальные по архитектуре сооружения.

Нет и еще раз нет. До шедевров не только далеко, но и невозможно по тому, что в каждую эпоху культовое здание становилось стандартным набором определенных конструкций.

Когда-то в советскую эпоху историки и архитекторы выбрали старинные постройки, причем не только храмовые, но и усадьбы и городские здания в качестве образцов того или иного архитектурного стиля, того или иного таланта архитектора-создателя и составили список особо охраняемых памятников всероссийского или местного значения.

Не разрушали бы их, и на века осталось бы в памяти народа его история.

Но нет, православие стало ведущей идеологией и началось возрождение, выгодное только тем, кто вкладывал деньги в реставрацию и строительство, получая их в качестве возмещения затрат от государства.

Восстанавливают все подряд: эклектизм конца 19 в., сельский безвкусный классицизм небогатого помещика с претензией, создают новые еще более эклектичные и под час безвкусные и внешне и в интерьере. Но зато – храм!

И при этом никто не смотрит на то, будет ли кто-то ходить в этот храм и нужен ли он в местности, где заросшие поля и два-три домика.

В таких условиях можно сохранять только действительно интересный в историческом и художественном плане памятник. Такой как к примеру  храм в честь Архангела Михаила в  Микулином городище. Этот храм на реке Шоше в Латошинском районе действительно уникальный памятник. Но местность , как и пятьдесят лет назад, очень мало  заселенная. Сохранили этот памятник советские власти. И мы можем найти множество именно прекрасных памятников, сохраненных как историческое и культурное наследие.

Зачем же восстанавливать все подряд? Там, где нет населения, церкви ветшают очень быстро. 

Сделать туристические маршруты? Но русские храмы и даже усадьбы – это не европейские замки и храмы. Особенно большого притока туристов ждать не следует. Даже знаменитое Золотое кольцо опустело настолько, что некоторые города не могут отреставрировать свои памятники. 

Коронавирус внес свои изменения в туристические маршруты, но не настолько, чтобы переориентировать вкусивших прелести морского побережья, лыжных трасс или природных красот граждан на созерцание однотипной архитектуры. 

Впечатление, что людьми руководит только ненависть к советскому прошлому и вопреки здравому смыслу, ретивые поклонники православия готовы слепо восстанавливать все, что будет тешить их пламенеющие агрессией сердца.

История знает много периодов, когда святыни разрушались и уничтожались. Чем отличился приход христианства в Европу? Полным уничтожением античной культуры с ее храмами и местами поклонений. Вполне естественно, что сейчас с большим трудом удается восстановить хотя бы частично античное наследие, ради исторической памяти и уникальной архитектуры.

Уничтожались культовые места и властями, принявшими иное направление в христианстве. К примеру, Англия богата руинами католических аббатств, которые были разрушены в эпоху Генриха 8, утвердившего в своей стране реформированную англиканскую церковь.

И никто эти аббатства не пытается восстановить. Они привлекают туристов именно тем, что остались развалинами, создавая в пейзаже нечто неповторимое и таинственное.

Разрушались монастыри Петром 1 и Екатериной 2, разрушались староверческие скиты в Пермском крае.

Это история и нет необходимости гнаться за каждой тенью прошлого. Это уже похоже на одержимость или манию, когда люди не считаются ни с ситуацией сегодняшнего дня, ни с затратами.

Печально, но факт: мы всегда почему-то стремимся исполнить только одну и ту же собственную волю, которая становится для нас идеей-фикс вне разума и правил. 

Если что-то уже ушло из нашей жизни, то стоит ли это что-то так оголтело стремиться восстановить в ущерб новому и нужному?

Пусть православные в счет своей веры и средств занимаются своим наследием. Даже в том же самом Евангелие написано: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф 8:21-22, ср. Лк 9:59-60». То, что ушло, ушло.

Возродить можно только подлинную красоту и уникальность духа.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic