А нужно ли во всем импортозамещение?
В России заявили о провале программы импортозамещения продуктов
В России заявили о провале программы импортозамещения продуктов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Национального рейтингового агентства (НРА).
По словам экспертов, после принятия стратегии импортозамещения в России, рассчитанной до 2020 года, на рынке пищевой продукции ее целей удалось достигнуть лишь частично. Аналитики отмечают, что существенно сократились только поставки импортного мяса — на 65 процентов. Тем не менее это все же на 2,8 процентных пункта меньше, чем закреплено в стратегии, принятой в 2014 году после введения эмбарго на продукты из стран Евросоюза и других. По некоторым направлениям специалисты зафиксировали полный провал: импорт овощей сократился всего на 27 процентов, в то время как предусматривалось сокращение на 70,3 процента.
Ранее президент России Владимир Путин заявил, что России необходимо развивать собственные производственные мощности, которые позволят снизить зависимость от импорта. Однако, по его словам, импортозамещение нельзя назвать панацеей. Глава государства назвал пандемию коронавируса доказательством эффективности политики развития собственного производства
______________________
P.S. « В рассказах Глинки (композитора) занесен следующий факт. Однажды покойный литератор Кукольник, без приготовлений, "необыкновенно ясно и дельно" изложил перед Глинкой историю Литвы, и когда последний, не подозревая за автором "Торквато Тассо" столь разнообразных познаний, выразил свое удивление по этому поводу, то Кукольник отвечал: "Прикажут — завтра же буду акушером".
Ответ этот драгоценен, ибо дает меру талантливости русского человека. Но он еще более драгоценен в том смысле, что раскрывает некоторую тайну, свидетельствующую, что упомянутая выше талантливость находится в теснейшей зависимости от "приказания".
Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут — и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут — и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях. Куда угодно, когда угодно и все, что угодно. Литераторы ждут мания, чтоб сделаться акушерами; повивальные бабки стоят во всеоружии, чтоб по первому знаку положить начало родовспомогательной литературе. Все начеку, все готово устремиться куда глаза глядят.
По-видимому, такая всеобщая готовность должна бы произвести в обществе суматоху и толкотню. Однако ж ничего подобного не усматривается. Везде порядки, везде твердое сознание, что толкаться не велено. Но прикажите — и мы изумим мир дерзостными поступками.»
Но мы упорно хотим быть самостоятельными по американскому образцу.
А значит не будет ничего удивительного в провале импортозамещения. Россия не та климатическая зона, чтобы стоило в ней замещать импорт овощей и фруктов.
Удивляет всегда совершенно нерациональный подход и нерациональные заимствования с Запада.
Мир так устроен, что не имеет смысла в одной стране, даже при больших ее размерах, устраивать у себя полный аналог мировых разделений труда.
Есть зоны, где овощи и фрукты гораздо дешевле вырастить и потом купить их там, чем вкладывать средства в создание своих затратных теплиц и парников.
И по сей день мы изумляем мир. Зачем нам сокращать импорт овощей и фруктов да еще на 70%? Ведь даже в ранний весенний период собственные огурцы и помидоры стоят дороже импортных. И по вкусу во многом им уступают. Увеличьте производство картофеля, а не закупайте его в Египте или Израиле.
Увеличьте производство говядины, а не курятины или свинины. Это вполне нам по силам.
Мы не Индия и даже не Китай с Вьетнамом, где по понятным историко- традиционным причинам разводили массово свиней и птицу. Нам, как Голландии, привычно разводить крупный рогатый скот. И масло, и сливки и мясо, которое не в пример куриному гипоаллергенно и во сто крат более полезное, чем свинина. И хотя медленнее усваивается, но отличается диетическими особенностями.
Но у нас почему-то решили равняться на США, где господствует дешевое мясо кур, а не на свою же старую Россию и СССР. Даже научные трактаты пишут о невиданной ценности куриного мяса, но как только встает вопрос об анемии или о диете в результате тяжелой болезни, так советуют и даже прописывают только говядину.
Один знакомый отравился продуктами моря. Началась аллергия с отеком Квинке. Спасли, но полгода он не ел ничего кроме вареной говядины и вареной картошки. О курах можно было вспомнить только после полного излечения и восстановления.
Мы хвалимся тем, что повысили производство мяса, но не признаемся, что это прежде всего мясо кур. Даже свинину мы закупаем.
Всегда удивляет слепое копирование того, что есть у других, но невозможно у нас из-за особенностей своих географических условий.
Дикие идеи по сей день заполняют наши административные и идейные головы. Разбазаривать электроэнергию, запустив гидросооружения, сломав некоторые, но устанавливать солнечные батареи в малосолнечном климате или плодородные земли занимать под ветряки, это конечно, глубина экономической самобытной мысли.
Так у нас и с импортозамещением. Замещаем то, что никогда не станет заменой продуктам более мягкого и плодородного климата.
Аналитики также рассказали, что на смену многим европейским поставщикам приходят экспортеры из других стран. При этом, по их мнению, речь не всегда идет о замещении, часто наблюдается реэкспорт запрещенных товаров из Европы. Так, некоторые эксперты считают, что такие страны, как Эквадор и Чили, зачастую перепродают европейские товары (рыбу и фрукты) на российском рынке.
Пусть перепродают. Мы не Эквадор и не Чили.
Нам лучше вернуть то, что мы утратили по абсолютному нежеланию сохранять и преумножать. К примеру, Запад сейчас очень интенсивного использует мясо криля как одного из самых питательных продуктов.
Когда-то этот криль заполнял все прилавки советских магазинов и салаты хозяйки делали не с креветками и мидиями, а с крилем.
«Паста океан» была отличным заменителем колбасы на бутербродах, а рыбная колбаса ничем не уступала мясной полукопченой.
Но произошла перестройка и исчезли с прилавков и паста океан, и криль в баночках, и рыбные палочки (не сурими, а натуральные тресковые), и рыбная колбаса.
Сейчас спохватившись, президент заявил, что Россия будет прирастать территориями заполярья и Ледовитого океана.
Это хорошо, но где наш флот? Ведь на вылов криля даются квоты. И пока мы построим корабли и развернем свою ловлю, пройдет очень много времени.
«По примерным оценкам общая биомасса криля в приантарктических водах — порядка 500 млн тонн. Сравните: во всем Мировом океане человечество за год вылавливает 90 млн тонн продукции, включая рыбу, кальмаров, креветок и т.д.
— Самые активные исследования в Антарктике ведут страны, которые от нее далеко. Это прежде всего Германия, Китай и США. Широко представлены Япония и Индия, а также страны Южного полушария: Чили, Аргентина, Новая Зеландия и Австралия. Причем последние все энергичнее выступают за то, чтобы поделить Антарктиду на сектора в зависимости от проекции по меридиану территории страны на территорию Антарктиды. Даже Индия, которую отделяет от Антарктики Индийский океан, считает, что тоже имеет право на соответствующий сектор.
Так что сегодня конкуренция за антарктические ресурсы колоссальная. И то, что Россия впервые за почти 20 лет отправила экспедицию по изучению ресурсов криля,— принципиально важно.»
(Владимир Малахов — доктор биологических наук, академик РАН, профессор и заведующий кафедрой зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ.)
Поэтому пусть овощи и фрукты возят из теплых стран, а нам нужно не импортозамещением где ненужно заниматься, а востанавливать то, что нам было присуще еще совсем недавно.
И в качестве подтверждения того, что не все нам нужно замещать, а только то, что насамом деле иконно российское производство, новые данные на сегодняшний день:
Цены на мясо крупного рогатого скота за девять месяцев 2020 года выросли на 17,5% и установили новый рекорд, сообщили в Национальном союзе мясопереработчиков. Причиной повышения цен стало подорожание импортного мяса из-за девальвации рубля и медленный рост российского производства говядины. По оценке Национальной мясной ассоциации, в 2020 году в России будет произведено около 1,65 млн т говядины, а годовое потребление оценивается в 2 млн т.
Собственное производство говядины не закрывает потребности страны, большая часть импорта поступает из Белоруссии, сообщил руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин РБК. С января по сентябрь этого года в Россию было завезено 192,1 тыс. т охлажденного и замороженного мяса крупного рогатого скота, из Белоруссии — 71,8 тыс., из Парагвая — 51,3 тыс., из Бразилии — 40,2 тыс.