Categories:

Не театром единым.

Мы привыкли негатив в культуре и искусстве списывать на либералов и Чубайса, который откровенно признается, что ненавидит Достоевского за его гуманизм. Думаете, он один такой? 

Но оказывается дело не в Чубайсе, а в современном тренде, который под словами «новый и модерн» разумеет не эстетику и не гуманизм, а только вызов, эпатаж,  разнузданность и отрицание всего, чем гордилось искусство.

Принимайте изыски от левых патриотов. Они плохому не научат. Для них теперь даже Ленин подойдет для скетчей и гротесков.

"Кухарка может управлять государством, а портной??..."

 Митина Дарья 

В прошлом году мы вам рассказывали, как, имея три копейки денег и неделю времени, можно поставить на любой площадке полномасштабную  оперу. Вот вы хихикали и крутили пальцем у виска, а  режиссёр Полина Бертэн со своим  Международным культурно-просветительским проектом  "Опера для всех" уже в который раз  посрамила всех скептиков, сделав невозможное   -   кинув клич по всему миру, собрав  солистов из разных городов и весей,  поставила  "Царскую невесту", показав её в Тульском Кремле и в Царских Палатах московского Кремля.

 В этом году выбор материала для её "Оперы для всех"  оказался счастливым    -  он пал на оперу-буфф одного из наших лучших отечественных композиторов, грандиозного мелодиста и  корифея  лёгкого жанра Александра Борисовича Журбина.  Журбину любые жанры подвластны, и  комическая опера "Счастливый день" стала ключевым событием не только большого юбилейного фестиваля А. Журбина, отметившего 75-летие, но и главным музыкальным событием  зловещей коронавирусной осени.  Композитор Журбин и режиссёры Бертэн и Дмитрий Маркин  не заражены столичным снобизмом, и  легко пошли на эксперимент   -  провести мировую премьеры оперы в Туле, раз уж  "Опера для всех" там прижилась.  Дирижёр тульского симфонического оркестра Владислав Лаврик дирижировал "Счастливым днём" и в Туле, и в Московском Доме Музыки,  в который приехали и тульский хор, и оркестр   -   получилось удивительное сотворчество  тщательно отобранных солистов с одними из лучших музыкальных коллективов страны.

Сам  Журбин   -   настоящий человек-праздник, и музыка его такая,  -  лёгкая, воздушная, дающая ощущение полёта.   Но не он один стал отцом успеха  "Счастливого дня":  либретто написал всем вам знакомый Михаил Марфин, памятный прежде всего по капитанству в команде КВН Московского химико-технологического института, один из главных телевизионных персонажей конца 80-х  -  начала 90-х, любимец публики и тоже человек-праздник и человек-оркестр.  Первое отделение "Счастливого дня"   -  весёлый и безумный вертеп с переодеваниями, перевоплощениями, плутовством и скетчами,  сумасшедшие любовные многоугольники из хитрецов-костюмеров в исполнении Андрея Макарова и Дмитрия Орлова (поскольку опера пародийная и прокладывает мостик в современность, то обычные сказочные портные именуются кутюрье),  корчмаря  (Дмитрий Мазанский, памятный нам по партии жениха Марфы в прошлогодней "Царской невесте")  и его дочки  (хрустальное сопрано Полины Клинниковой),  придурковатого Короля  (иронический баритон Максима Сударева), хитрожопого Министра  (солист блестящего драматического дарования Вениамин Егоров из "Новой Оперы"), гламурной фифы-фрейлины  (густое меццо Софии Ефимовой  (Голд))  и других  острохарактерных, гротесковых персонажей  социума, в котором по одёжке не только встречают, но и провожают.   Второе действие    -   головокружительный балаган на андерсеновский сюжет "Нового платья короля",  сплавленный с бессмертными моралите  Евгения Шварца,  с едкими референсами  и ехидными цитатами из Ленина  ("кухарка может управлять государством, а портной??"), апелляцией к классовой борьбе, весёлым зубоскальством про мощение дорог плиткой и платные парковки,  безудержным стёбом и глумежом над поправками в Конституцию и сроками королевского правления.  Спойлер    -   Король на сцене действительно голый, а разоблачает его, как и у Андерсена, маленький мальчик, который на самом деле девочка.

Андерсен, как известно, в жизни был преунылым персонажем, и сказки у него не смешные, а трагические.  Но в интерпретации Журбина и Марфина, олицетворяющих оптимизм и остроумие, социальная драма становится зубодробительной социальной сатирой, а  виртуозные  ансамбли и речитативы  позволяют поддерживать такую динамику развития действия, что зритель с трудом успевает за ней уследить, но при этом в глазах у него не мельтешит, а в ушах не сумбур вместо музыки,  а россыпь музыкальных фраз, которые потом будешь много дней будешь напевать и насвистывать.

Проклятый коронавирус не просто ополовинил хор и оркестр, не просто вчетверо сократил количество слушателей в зале, но и в принципе поставил на паузу и юбилейный фестиваль Журбина, и триумфальное шествие по России проекта "Опера для всех".  Единственное, в чем сомневаться не приходится, так это в том, что после окончания мирового оцепенения любой российский и зарубежный театр почтёт за честь принять у себя постановку "Счастливого дня".

Наберемся терпения и будем предвкушать.

____________________________________

P.S.  Балаган теперь самое сладкое зрелище даже для патриотов.

Кстати, на балаган денег много не надо. Бродили же когда-то по дорогам скоморохи и циркачи, зарабатывая милостыней.

Грандиозный проект «Опера для всех» был бы грандиозен,если б он нес свет, красоту и гуманизм. Но получается, что легче всего развлекать, а не воспитывать вкус, не просвещать и не сохранять чистоту классического искусства.

Читаю откровения Владимира Меньшова, Юрия Полякова, Георгия Цискаридзе и понимаю, что в стране и в обществе произошли невосполнимые потери. И это не только материальные трудности и распродажа промышленно- сельскохозяйственной базы на распил с заменой ее ширпотребом европейских концернов.

Это потеря того, что называется высшим смыслом жизни, духовностью, поиском идеалов.

Для чего человечество создавало искусство? Для чего гордилось великими исполнителями и создателями опер, художественных полотен, литературных произведений? Что бы учить человека вксу, гармонии, соответствия духовных запросам возможности выразить их словом и звуком.

«О если б мог выразить в звуке, всю силу страданий моих...»

«От избытка сердца говорят уста.»

Давно уже и сердца не полнятся избытком и звуки со словом ничего не выражают.

Духовный мир давно потерял все свои духовные порывы.

Культура у нас теперь, по глубокомысленному выводу дьякона Андрея Кураева, не обязательно должна воспитывать высокие чувства. 

«Кому нравится поп, а кому попадья. «Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик».

Причем здесь возвышающее душу искусство, идеалы, стремящиеся к справедливости и гармонии? Само слово культура теперь стало не способом создавать своими руками красоту и обтесывать бесформенные камни, а всего лишь способом дать кому-то попадью или свиной хрящик по чьей-то любви к ним.

Культуру теперь нужно заменить на слово потребность. Есть у вас потребность послушать рэп? Пожалуйста. Есть потребность показать как отстали от времени и жизни классики и в музыке, и в театре? Пожалуйста.

Старые рыцари гармонии и красоты не в праве жаловаться. Они служили музам, направляли свой талант на прекрасное и воспитывающее вкус и гармонию. А теперь служителей музам отказали от дома. Теперь вход с парадного — только тем, кто заказывает музыку, а с черного — всем, кто исполняет ее и именуется поэтому обслугой.

Можно было бы сказать словами Пушкина:

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.»

Но к сожалению, у нас нет даже избранного круга, который бы продолжал внимать музам. У нас тотальная деградация не только молодежи, но и старшего поколения. Пенсионерам раздают бесплатно билетики и они с радостью бегут и «Гоголь-центр», и к Роману Виктюку, и к Петру Фоменко, радуясь тому, что в театре и оправдывая любую пошлость и провокацию тем, что сейчас другое время.

Каким это образом человечество вдруг утеряло способность видеть прекрасное и стремиться к совершенству только по той причине, что ему объявили о новом времени?

Нет, дело не в новом времени и не в новом прочтении. Дело в том, что давно идет манипулирование сознанием на уровне моды, рекламы, манипулирование деньгами, наградами и хвалебными словами тем, кого избрали в ряды главных разрушителей культуры.

И уж если старшее поколение не находит в себе силы сопротивляться ложным кумирам и мошенническим манипуляциям, то что брать с молодежи? Она вообще лишена доступа к тысячелетней культуре, и своей, и чужой.

Для чего же рушат культуру и искусство? Да потому, что они имеют склонность говорить с человеком ясным и доступным языком не только через слова и образы, но и через логическую связь зрелища и слуха. Вот и стараются «новаторы» внести нелепость в действяи, чтобы не слышали люди слов и не понимали смысла поступков.

Какие  удобные  слова: оригинальность, креативность. И как в сказке о голом короле зрители бояться прослыть простаками, не понимающими ни того, ни другого.

А из глупости и невежества всегда можно извлечь деньги, то, что и является теперь главной целью  новой переосмысленной «культуры»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic