Не всегда причиной бедность.
В РФ общество не верит в то, что впереди его ждет катастрофа – Делягин
По мере того как в РФ будут усиливаться кризисные явления, всё больше людей будут делать домашние заготовки на зиму. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 23 ноября заявил экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Так он прокомментировал итоги исследования, проведенного холдингом «Ромир», которое показало, что в РФ жители стали реже делать домашние заготовки на зиму.
Антонио Даттило-Руббо. В бедности с кем не поведёшься. 1905
«Я думаю, что по мере развития кризисных явлений в российской экономике, цифры могут пойти и в обратную сторону, снова начнет расти количество тех, кто делает запасы на зиму. Но это будет не быстрый процесс. Потому что это вопрос образа жизни. Если вы не варили варенье пять лет, то вам крайне сложно начать варить его заново, — сказал Делягин. — Но экономические предпосылки к тому, чтобы снова начинать делать запасы, будут иметь место. Пока же общество не верит в то, что впереди катастрофа. Общество считает, что мы как-нибудь выкрутимся. И интересы удобства доминируют над интересами выживания».
__________________________
P.S. Делягин экономист, но не историк и не психолог.
Заготовки на зиму делались отнюдь не по бедности. В Европе по сей день делают домашнее варенье, джемы, конфитюры. В странах Средиземноморья — освежающие напитки и те же самые варенья.
По сей день домашнее варенье рассматривается как предмет мастерства хозяйки, включая выпечку.
А если вспомнить Россию, то заготовки делали только помещики, тогда как крестьянство предпочитало в зимнюю пору питание крупами. А варенья и соленья рассматривало как «баловство», помещичьи деликатессы
«Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений. Ее дом был совершенно похож на химическую лабораторию. Под яблонею вечно был разложен огонь, и никогда почти не снимался с железного треножника котел или медный таз с вареньем, желе, пастилою, деланными на меду, на сахаре и не помню еще на чем. Под другим деревом кучер вечно перегонял в медном лембике водку на персиковые листья, на черемуховый цвет, на золототысячник, на вишневые косточки, и к концу этого процесса совершенно не был в состоянии поворотить языком, болтал такой вздор, что Пульхерия Ивановна ничего не могла понять, и отправлялся на кухню спать. Всей этой дряни наваривалось, насоливалось, насушивалось такое множество, что, вероятно, она потопила бы наконец весь двор, потому что Пульхерия Ивановна всегда сверх расчисленного на потребление любила приготовлять еще на запас, если бы большая половина этого не съедалась дворовыми девками, которые, забираясь в кладовую, так ужасно там объедались, что целый день стонали и жаловались на животы свои.» Гоголь «Старосветские помещики»
Запад вообще традиционного специализировался на вареньях, а не на соленьях и маринадах. Унас же не только варили варенья и делали настойки.
«На розовых рогожах зеленые кучи огурца, пахнет зеленой свежестью. В долгом корыте моют. Корыто - не корыто, а долгая будто лодка с перевоза. В этом корыте будут рубить капусту.
А на солнце плещутся огурцы в корыте, весело так купаются. Ловкие бабьи руки отжимают, кидают в плоские круглые совки... - и валятся бойкие игрунки зеленые гулким и дробным стуком в жерла промытых кадок.
- Соль, робята!.. чисты ли руки-те?.. Бережно разводи в ведерке, отвешено у меня по фунтикам... не перекладь!..лей с Господом!..
Кадки наполнены, укрыты; опущены в погреба, на лед. Стоит во дворе огуречный дух, попахивает укропом, хреном. Смоленные огурцы спят в кадках - тихая "жертва радования".
А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвиженья принимаются парить кади под капусту. Сечки отчищены до блеска.
Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого боку рубят, весело слушать туканье, - как пляшут. В том корыте серую капусту рубят, а в нашем - белую. Туда отбирают кочни позеленей, сдают зеленые листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, "молочную". Называют - "хозяйское корыто".
Начинается сочное шипенье, будто по снегу рубят, - так жвакает. А потом - туп-туп-туп... тупы-туки... тупы-туки... - двадцать да двадцать сечек! Редиской пахнет. Веселая - капуста эта! Ссыпают в кадки, перестилают солью.» (Шмелев «Лето Господне»)
Эта традиция процветала и в Советском Союзе. И причина опять-таки не бедность, а желание своими руками сделать что-то лучше, чем фабричное. Похвалиться своими рецептами. А дачники в последние годы стали хвалиться еще и новыми сортами овощей и фруктов.
Разнообразие и нестандартный вкус руководили традицией заготовок.
Не стоит забывать, что на тот момент не существовало глобального перераспределения овощей и фруктов, к примеру, из Южной Америки — в холодную Россию.
Новая цивилизация глобального переопределения и доступности практически любых экзотических продуктов с устойчивым отрицанием сезонности на те или иные виды овощей и фруктов, привело нас к тому, что называется праздностью и ленью.
Гораздо легче оказалось купить даже в разы более плохие консервированные овощи или фрукты, чем свои, домашние, но зато без усилий.
Вкус на стандартное и легкое приучил людей к тому, что они забыли и о традициях, и о гордости хозяек. Да и традиция хождения в гости в наше время исчезла из-за распорядка рабочего времени, из-за переездов в поисках работы и из-за доступности различного рода фаст-фудов и кафе.
Не стоит забывать и еще один, очень важный момент, это то, что нынешнее производство сельхозпродуктов не обладает достаточным качеством для переработке на зиму.
Все эти парниковые, быстрорастущие огурцы и помидоры ни к какой обработке, не годятся.
Нужно не бедность распространять, а менять новый менталитет на старый.
Возможно, именно пандемия и заставит людей вернуться к традиции домашних заготовок на зиму.
Что же касается заготовок на бедность, то это не варенья, соления и пироги. Это крупы, консервы и мука с сахаром. Вот традиционный набор перед угрозой бедности.