ansari75

Categories:

Труд, искусственный интеллект и цифризация.

Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что последствия коронавируса в России могли бы быть более тяжёлыми, если бы в стране не шёл процесс общей цифровизации. О преимуществах электронных сервисов в борьбе с пандемией он рассказал в ходе дистанционного выступления на форуме «Открытые инновации».

«За следующие четыре года мы должны добиться того, чтобы доступ к Сети имели не менее 90% всех домохозяйств», — напомнил он об одной из основных целей национального проекта «Цифровая экономика». Для того чтобы у каждого россиянина был доступ к интернету и связи, власти в связке с крупнейшими операторами ведут работу по созданию сетей пятого поколения (5G).

Одним из самых перспективных направлений развитий цифровых технологий Мишустин назвал технологию искусственного интеллекта (ИИ). В этом вопросе Россия планирует занять лидирующие позиции, заявил глава правительства.

_______________________

P.S. Сказать, как некоторые конспирологи, что пандемию придумали ради того, чтобы загнать нас в цифровой концлагерь, это свалить вину на личности, тогда как в действительности действуют законы экономической системы капитализма.

На самом деле очень многие события естественного порядка ускоряют технический прогресс.

Так, эпидемии чумы в Европе, и убыль населения, ускорили приход промышленной революции в 18 — 19 веках. И причина была не в малочисленности рабочих рук, а в их удорожании. К примеру, в Древней Греции знали множество машин и двигателей, водяных и паровых. Но ни одно из изобретений не было использовано для производства, потому что в Греции рабочие руки рабов стоили гораздо дешевле, чем стоили бы  механические приспособления  для облегчения труда. 

То, что дорого, никогда не будет востребовано, если это не предмет роскоши.

Другое дело совместные усилия работы технической мысли и удешевление производства. Тогда все новики технологий будут тут же востребованы.

Пандемия пандемией, а прогресс прогрессом. Пандемия стала прецедентом, поскольку сокращать рабочие места и переводить кого-то на удаленку без веских причин заняло бы годы. Мы просто отстали от Запада даже в этом вопросе. А сейчас что-то стали делать и выделять средства.

На каждые 10 000 трудящихся чехов сейчас приходится 56 роботов. Отметим, что в других европейских странах эти соотношения отличаются. К примеру, в Швеции это 180 роботов, а в Австрии — 120 на 10 тысяч работников. У представителей малого и среднего бизнеса в Чехии вся деятельность строится на выполнении конкретных заказов. Поэтому они опасаются, что после выполнения одной работы дорогостоящего робота не получится использовать для решения иных задач клиентов. Эту проблему можно искоренить, если задействовать технологические агентства. 

Нехватка рабочих рук для заводов — это не единственная  причина. Причина в том, что работников высокой квалификации нужно готовить. Мигранты из Азии и Африки не имеют ни квалификации, ни знаний. Готовить их — затратный труд.  Роботы дорогостоящи, но окупаемы на крупном производстве. Они обходятся дешевле, чем зарплаты работникам.

Пандемия вскрыла многие проблемы рынка труда одновременно поставив людей перед неизбежностью сокращения рабочих мест и перемещения видов рабочих специальностей в новые технологии.

 Теперь барьер сопротивления, как когда-то движение луддитов, сломан. И вековая мечта капитала: дороже продавать, больше получить  и меньше отдать труженику, свершается в одночасье.

Вы думаете, для чего в Германии проводят эксперименты по выдаче денег безработным? И ведь  заявлено как эксперимент, а не как пособие по безработице. Это подготовка к тотальной безработице. Подготовка не материальная, а идеологическая и социально-нравственная. Примерно то же самое, как карантин стал приучать людей сидеть дома, пользоваться домашними развлечениями и забыть про масштабные передвижения по городам  и странам.

Уже есть целые научные изыскания о том, что труд не нужен человеку. Труд приравнивают к религиозному культу, от которого пора отказаться.

«Никто никогда не должен работать. Работа — это источник почти всех несчастий в мире. Любое из зол, которые приходят вам на ум, проистекает от работы или от того, что мы живем в мире, созданном для работы. Для того чтобы перестать страдать, мы должны перестать работать», — писал Боб Блэк в своем самом известном и спорном эссе. Работа унижает человеческое достоинство, но она же его создает. Она и дает нам материальные ценности, и отнимает время, в которое мы могли бы ими воспользоваться. Работа давно воцарилась в центре общественной жизни. Но сейчас она постепенно его покидает.

Психологи, социологи и философы всё больше говорят о бесполезности длинного рабочего дня и о ценности досуга, об отсутствии взаимосвязи между зарплатой, занятостью и уровнем счастья, о негативных последствиях избыточной работы для человеческого здоровья и психики.

Во времена всеобщей автоматизации, цифровой экономики и экологических кризисов культ работы выглядит забавным, но опасным анахронизмом.

Открытым остается вопрос: на какие средства жить людям, если они не будут трудиться, как достигать экономического и социального прогресса, если труд не будет выбором человека, а станет прерогативой ИИ, как без труда самореализоваться и не станет ли забота об ИИ и налаживание цифровой экономики новым рабством для массы людей, связанных с компьютерами?

Вот и проводят эксперименты с раздачей денег. Проверяют, не сойдет ли человек с ума от бездеятельности и не впадет ли в депрессию без надежды получить не ограниченное число денежных знаков, а доступ к исполнению своей мечты и желания.

Ведь даже безработный всегда надеется на шанс, который выведет его из прозябания нищеты, даст ему возможность своими руками создать свое благополучие трудом, умом, расчетом.

Кроме того, все социологи, психологи и экономисты, говоря о том, что большинство людей ненавидят свою работу, но не уточняют, что имеют в виду наемную работу. Это она – обязанность и источник благополучия. Но как люди не бывают похожи друг на друга во всем, так и их отношение к работе не может быть единым.

«Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.."
"...Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство!.."

"...Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!.."

Сделать работу интересной и нужной было извечной мечтой всех философов и мыслителей.

Религия определяла труд как наказание. Марксисты – как фактор превращения обезьяны в человека.

Труд создал человека. И это действительно так, потому что все то, что именуется религией, искусством, творчеством есть плоды труда человека. И не обязательно физического. Но даже физический труд бывает необходим, потому что он – жизнь.

Когда нет никакого труда человеческая жизнь превращается в ничто. Она обесценивается уже тем, что индивидуализм для себя ставит равенство между жизнью и небытием или смертью.

Труд или работа - это совсем не копание лопатой траншеи и не конвейер на заводе. Труд – это и ваша умственная деятельность, и ваша нравственность, и художественный вкус. А вам предлагают путь атрофирования и мозга, и чувств и даже рук.

Своего рода Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина, только не дрожащий от страха.

Но кто сказал, что цифризация освободит людей от наемной работы? Она сократит число рабочих рук, но отнюдь не освободит человека от работы. Просто работа из одного вида деятельности переместится в другой.  Человек из придатка к промышленному конвейеру станет придатком ИИ и цифровых систем..

Освободить человека от труда невозможно, как и сделать работу приятной для каждого. Слишком различны запросы у человека и потребности общества. 

Сам же по себе труд, как неотъемлемая часть деятельного человека , останется вопреки всем рассуждениям о цифровых технологиях и экологии. Он был и будет культом для человека, потому что иначе, чем через труд он не может выразить собственное я и дать смысл собственному бытию.

Но вот экономическая система, в которой осуществляется этот труд, должна заботиться о том, чтобы человек стал совершенным существом  духовно и нравственно.

Подсознательно человек понимает это, потому и боится цифрового концлагеря. Но никакого лагеря не будет. Будет выдавливаться часть общества на обочину праздного существования, которая либо деградирует окончательно, либо создаст альтернативу . А альтернатива эта – самосовершенствование.

Чтобы человек нашел для себя занятие и удовлетворился минимумом возможностей, он должен уйти глубоко в духовное самопознание. Человек совершенный. Готов ли он им стать?

Который уже раз человечество упирается в проблему несоответствия производительных  сил и производственных отношений. Именно это несоответствие и порождает страхи о цифровом концлагере. Именно это несоответствие заставляет идеологов капитализма искать пути , чтобы лишить часть человечества труда, сделав его бесчувственным ограниченным потребителем, живущим на дотации для удовлетворения его бездеятельного существования. 

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic