ansari75

Category:

Тонкости дипломатии или здравомыслие?

Новый курс по изучению религии в российской школе составлен уже без участия религиозных деятелей

Учебные пособия по "Основам духовно-нравственной культуры народов России" для учащихся 7-х и 8-х классов общеобразовательных школ РФ написаны академическим сообществом без привлечения религиозных лидеров, рассказали составители пособий. "Был использован академический подход, когда его составляют специалисты в сфере религиозной культуры, а не сами представители этой культуры", - сказала одна из авторов пособия, доктор философских наук Екатерина Элбакян в интервью газете "НГ-Религии" 2 сентября.

Ученая отметила, что самим представителям религиозных традиций "порой трудно быть полностью объективными", но подчеркнула, что их усилия заслуживают уважения.

"Не хочу проводить никаких аналогий, тем более для кого-то обидных, но готова задать риторический вопрос: а кто должен быть автором учебника по зоологии, например? То есть объект изучения и изучающий субъект совершенно не обязаны совпадать", - утверждает Элбакян.

По ее мнению, в пособии о религии непременно должны присутствовать "беспристрастность (или, по крайней мере, стремление к ней), объективность, спокойное изложение материала без оценочных суждений, похвалы или осуждения, то есть не критического, но и не апологетического отношения к объекту изучения и описания". "Собственно, с научной точки зрения религия только так и может изучаться", - заключила учёная.

Упомянутое пособие станет логическим продолжением предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) начальной школы, с помощью которых учащиеся смогут расширить знания в области пройденного материала.

__________________

Однако, если верить протодиакону Андрею Кураеву, то размолвки власти и церкви лишь временные и случайные.

Вот он пишет: 

Более интересная «большая политика» промелькнула на сайте Патриархии в сообщении о некоем совещании военного духовенства в «Храме цвета хаки». В резюме сообщения об этом собрании было сказано, что «Вооруженные силы должны выйти на передний план борьбы с секулярными процессами в российском обществе. Для этого необходимо использовать присущее Вооруженным силам единоначалие».

Это серьезно, потому что в православии и в самом деле сильна традиция насаждать религиозное единоверие при помощи армейского единоначалия. В нашей церковной истории была не только практика обращения церкви к полиции для решения своих собственных проблем. Были (и есть) каноны, прямо повелевающие именно это и делать.

У Церкви своя история болезни. И главное из заболеваний — неудержимая тяга решать свои и чужие проблемы с помощью государственной силы. Поэтому так опасно потакание этим стремлениям. Как крошечная доля пойла может ввергнуть алкоголика в месячный (а то и летальный) запой, так и князья церкви в мгновение ока пройдут дистанцию до инквизиции и монастырских тюрем, если потакать их властным амбициям. Эту мощную многовековую генетику не смогла перекроить даже советская эпоха.

Православие — это не только колокольный звон и вкусный запах свежей просфорки. Это еще и школа тоталитаризма. Такова горькая итоговая формулировка византолога Александра Каждана: «Когда я думаю об истории Византии и ее значении для ХХ века, я всегда возвращаюсь к одной и той же мысли: Византия оставила нам уникальный опыт европейского тоталитаризма. Для меня Византия — не столько колыбель православия или хранилище сокровищ древней Эллады, сколько тысячелетний эксперимент тоталитарной политической практики, и без этого понимания мы, кажется, не сможем осознать своего места в историческом процессе».

И какой же вывод делает Кураев? Во всем виноват патриарх Кирилл. 

А. Каждан анализировал Православие от Византии, а у нас вся беда в патриархах. Как все неудачи страны — в Путине. А как посмотреть на сам капитализм? Неужели он где-то очень удачен? Только там, где успел нажиться на счет колоний и чужих народов.

«У меня такое ощущение, что историческая задача патриарха Кирилла — оправдать учебники по научному атеизму. Те в свое время говорили — и меня это жутко возмущало, — что задача церкви состоит в обеспечении функционирования власти, в создании идеологической подпорки для нее и т. д.

Я был убежден и очень остро переживал, что религия и Евангелие  — это совсем о другом. Но и в современности наша церковь многоустно и многообразно сама себя редуцировала к «замполитству». И это тем более и горько и смешно, что уже есть другие примеры в современной церковной жизни у тех же католиков. Но наши епископы совсем как французские роялисты послереволюционных лет конца XVIII века: «ничего не забыли и ничему не научились».

Особенно умиляют реверансы сторону научившегося католичества. Будто католичество или протестантизм никогда не знали религиозных войн, инквизиции и взаимопожирающей ненависти. Да время и обстоятельства научили их смирениюи толерантности.

Это сейчас оно, католичество или протестантизм, умирилось и жнет плоды тихой сапой с традиций и привычки собственных граждан. Но благочестивый вид никогда не является отражением истинного благочестия.

Тот же самый католический прелат Тадеуш Кондрусевич не даст соврать, да и все католики Польши. Не они ли были в авангарде тех, кто крушил социализм?

Нет, ребята, не убеждайте нас, что церкви чуждо единство с властью и что грешит этим один только патриарх Кирилл. Евангелие — вечная книга, но только ни одна конфессия не жила и не живет по ней пока власть будет принадлежать богатым и знатным. Это аксиома. И демократический пафос Кураева всего лишь хорошая мина при плохой игре. Он-то болезный, учась на кафедре атеизма, думал, что будет всю жизнь жить по Евангелию. Но почему-то вместо тихого сельского прихода избрал крутой московский и бесконечную борьбу с советским прошлым и при этом вместо правды и искренности сеял постоянно ложь, домыслы и политическую нетерпимость.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic