ansari75

Category:

Дистанционка в духовном пространстве

Председатель Всемирного союза староверов ЛЕОНИД СЕВАСТЬЯНОВ: “Вирус и наступление цифровой эпохи преобразят Церковь не только организационно, но и канонически”

Фрагменты выступления на круглом столе Портала "Credo.Press" и Всемирного союза староверов “Церковь после коронавируса”, 27 июля 2020 г.

- Как именно будут меняться формы церковного общения в цифровую эпоху?

- Церковь в таких условиях будет совершенно преобразована не только в формах своего общинного, но и канонического устройства. Например, мы с Вами сейчас общаемся из разных городов. Так же и церковные общины станут наднациональными, надтерриториальными, и все церковное устройство примет другие формы - в силу необходимости. К примеру, если говорить об РПЦ, то последний Синод там прошёл в формате видеоконференции.

Если осенью мы поймём, что этот вирус надолго (а даже классические вирусы - чума, испанка - длились не менее двух лет), то эти реалии будут сопровождать нашу жизнь в течение двух лет, когда мы не сможем собираться. Если мы не сможем собираться, то придется все переносить в цифровой режим. А тогда, даже по истечении этого вируса, встанет вопрос: а зачем нам снова собираться, если все можно совершать через Зум, через Фейсбук — зачем тратить деньги, дополнительное время и так далее? В общем, сама жизнь, даже если не говорить о мистике, понуждает нас к этим новым формам общения. Соответственно, и в Церкви эти реформы уже происходят не в силу какого-то особого курса, а в силу естественного развития событий.

В виртуальное пространство уже уходят сбор пожертвований и заказ треб, типа заочных отпевания или молебна. Мне кажется, не исключено даже виртуальное венчание. По законам штата Нью-Йорк церковное бракосочетание через Зум является не просто законным, а единственно возможным в нынешних условиях. Какие-то таинства, значит, будут совершаться дистанционно. Понятно, что Крещение человек не сможет принять виртуально, или Причастие. Но, опять же, будут какие-то формы дистанционной раздачи Святых Даров.

Беседовал Александр Солдатов,

______________________

P.S. Вот и объяснение тому, что старообрядчество решило стать ведущей идеологией России. Они, помня об опыте предприимчивых промышленников и купцов-старообрядцев, пытаются уверить власти, что обладают нужной гибкостью и идут в ногу со временем.

Очень оригинально :«будут какие-то формы дистанционной раздачи Святых Даров.»

Почему бы и нет? Получаем же мы благословение от священнослужителей на расстоянии, не отрываясь от экранов ТВ. Очень благочестиво, с утра не в храм пойти, а посидеть у экрана, одновременно слушая Евангелие и готовя завтрак.

Когда заговорили о дистанционных занятиях, церковных службах и вообще, жизни в виртуальном общении, первая мысль была о том, что дистанционная работа и коворки позволят людям вернуться к живому общению в своих районах, далеких поселках и городах.

Ведь так разумно собираться живущим в одном квартале и не уходящих на работы в офисы или  в далекие ТЦ и склады, по вечерам в кафе или коворке для общения. 

Особенно это было бы благом для церковного прихода. Все могли бы в любую минуту собраться вместе и собрать своих детей. Но мысли наших вождей идут в ином направлении: в перемещении человека в виртуальное бытие. И лидер старообрядцев даже развивает идеи полного разобщения человечества как очень прогрессивные и даже перспективные.

Да, придется РПЦ МП потесниться. С такими предприимчивыми православными старого закала ей придется трудно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic