ansari75

Categories:

Проповеди и летописи.

День Крещения Руси. 

Равноапостольный великий князь Владимир (во Святом Крещении Василий). Творец Святой Руси, благодаря подвигу которого вся Русь в конце X — начале XI столетия от Рождества Христова была просвещена светом Христовым. Сначала в древнем Херсонесе, где в 988 году крестились сам князь с дружиной. А затем — в водах Днепра и других русских рек, где совершалось массовое крещение наших предков.

Слушаю проповедь в день памяти князя Владимира. Примечательные слова говорит проповедник:« Если бы князь Владимир принял крещение по расчету из прагматизма, то он сохранил бы свой буйный нрав и не изменился духовно».  А следом за ним проповедь говорит сам патриарх и повторяя то же самое, добавляет, что если бы чуда не произошло с князем Владимиром, то как бы его дружинники и другие князья поверили тому, что крещение преображает.»

Следовательно, раз наши православные и их священнослужители ни в чем не изменились ни духовно, ни нравственно, раз по-прежнему любят роскошь и осуждают всех, кто не похож на них, не имеют ни смирения, ни отказываются от материальных благ, то значит крестились они и числятся православными лишь формально. Или православие их сделало такими?

Не гаснет конфликт по поводу мерседеса игуменьи Феофании. Патриарх призывает священников отказаться от дорогих машин. Патриархия собирается учесть пожелания духовенства и снизить налоги. И жизнь на приходах не становится мирной и любвеобильной, а кипит раздорами, спорами и несогласием. Появляются схиигумены и прочие радетели веры православной и враги патриарха. Сергий (Романов) или столп православия Малофеев со своим «Царьградом».

А в остальном прямо по Булгакову: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… ».

Я ни в коей мере не хочу сказать, что князь Владимир был безбожник или, упаси Боже, циничный конъюнктурщик. Он был человеко своего времени, и богов выбирал, оставаясь верующим. Конечно, прагматизм заставил его выбрать Бога византийцев, и отказаться от своих святынь, но чудес с ним тем не менее не происходило, как и духовного перерождения.

Поэтому когда нынешние пастыри продолжают проповедовать по древним летописям, задачей которых было убедить бывших язычников в том, что вера христианская — вера истинная, то получается совсем не так гладко, как когда-то. Приходится вновь и вновь обвинять советских историков, писавшим историю не по летописям, а по историческим фактам и заронить в души слушателей сомнения по поводу духовного перерождения и просветления.

Почему непременно хочется убедить всех в том, прагматизм и вера несовместимы?

Естественно, что князь Владимир был прагматиком, оставаясь при этом верующим, вначале в своих богов, потом в более сильного, христианского Бога. Естественно, что унифицированная религия делает правителя сильнее, чем когда каждый округ или племя поклоняются своим племенным богам.

Это поняли и франки, и римляне. Это понял и русский князь. Прагматизм совсем неплохая вещь. Он может помочь сделать правильный выбор и укрепить не только веру, но и власть. Судите сами:  прогресс есть прогресс, а  единая держава все-таки лучше, чем отдельные княжества. 

Но даже они с единой верой внутри все-таки имеют центростремительные силы в большей степени, чем с разной верой. Пример тому Хазарский каганат, погибший от отсутствия прагматизма.

Естественно, что мощная и богатая Византия, которую не победить было силой оружия, но получить выгоды от дружбы с ней, имела для Руси большее значение, чем арабские халифаты. 

Нельзя всегда верить так как верили первобытные люди и приписывать действию божественных или сверхъестественных сил какие-то изменения в мире и в человеке.

Рациональное отношение к миру не упраздняет его веры как таковой. Не стоит всеми силами тиражировать сказочные события с «прозрением князя после крещения» и с утишинием его нрава.

Польза от правильных действий не теряет своих полезных качеств от того, что их отмечает разум, а не слепая вера.

Выбор христианства помог Руси стать частью Европы, хотя и со своими особенностями. И не важно, как и во что верил князь Владимир. Он был политик и в силу своей политики сделал шаг в сторону той России, которую мы имеем сейчас. В этом его заслуга.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic