Стоит ли делать дело

Когда-то герои А.П. Чехова постоянно повторяли: «Дело надо делать, дело делать, господа».
Но новые господа дела делают только в случае выгодного вложения капитала, в остальном они предпочитают, так же как и простые граждане зрелищ и праздности. Ради них они и трудятся, ради них и деньги зарабатывают.
Недавно один экономист на вопрос: «почему у нас так дорожают овощи и фрукты? Вроде бы сезон, а они не дешевеют» ответил, что у нас неправильный капитализм. Что значит, неправильный? А нет конкуренции. Из Польши и Китая не везут яблоки и помидоры. (Азербайджан,конечно, вне конкуренции)

Конечно, он экономист, профессор, ему виднее, но вот как-то странно слушать, что у нас все что-то неправильное: климат слишком суровый, МРОТ уравнивает профессии и снижает зарплаты, рынок у нас без конкуренции, коррупция у нас из-за жадных чиновников, и вообще, в 19 веке капитализм у нас не развился, а в 21 стал неправильным.
Но почему-то на отдых за морями-океанами народу хватает средств и энтузиазма, а на благоустройство своей страны- нет.
Смотрю я на смесители с буквами «H» «C» и знаю, что сделаны они в Турции, потому и буквы у них чужие. И невольно встает вопрос: почему турки сохранили свои, пусть маленькие заводики по производству замков и ключей, смесителей и выключателей с розетками, а у нас не производят даже гвоздей. Конкуренция или ее отсутствие?
Мы делаем у себя некоторые телевизоры. Как всегда, по лицензии и не все, а вот пульты почему-то только закупаем. Странно? Или это мировое разделение труда? Ведь производят Греция с Испанией оливковое масло для всех, а Франция – вина. Мы вот тоже производим зерно и продаем его за валюту по принципу «недоедим, но вывезем». Для своих сгодится и кормовое. Или его сохраняют не только для людей, но и с надеждой на разведение крупного рогатого скота?
Тайна конкуренции, как и с пультами для телевизоров.
Почему унитазы и раковины производит одна испанская фирма, да еще одна итальянская, а у нас даже тазики эмалированные везут из Китая? Рынок или санкции?
Почему мы любим путешествовать по Европе и отдыхать в Турции или на бедном Кипре, но не у нас в Анапе, Лазаревском , Симеизе или Алупке?

Потому что хоть в Турции, хоть в респектабельной Ницце условия проживания, комфорт и удобства созданы по максимуму и цены доступны даже тем, кто берет кредит на отдых.
Ялта или Гурзуф, Сочи или Геленджик хотя бы имеют хоть маломальский комфорт. А вот Анапа, Алупка, Симеиз с Кореизом – это давно позабыто и позаброшено.
Тоже конкуренция, рынок или неправильный капитализм?
В Европе все благоустроено и привлекает праздных людей именно удобствами и беззаботным созерцанием роскоши обывательской жизни.
У нас даже то, что было создано в области отдыха, культурного просвещения и развлечений давно пришло в упадок и брошено за ненадобностью.
Европа и развлечет, и обует, и оденет, и накормит деликатесами, устрицами и вином.
Да, человек ленив и жаждет жить как аристократы и миллионеры. Но все-таки не до такой же степени. Ведь и Европа была когда-то нищей и убогой. Еще в 60-е годы снимали фильмы про нищую Италию знаменитые режиссеры неореалисты. А в СССР уже было все не только восстановлено после войны, но и начались массовые застройки современными на тот момент квартирами для простых граждан. Открывались курорты, санатории и пансионаты, оперные театры и филармонии по всем крупным городам Союза.
Что же происходит теперь?
Турция еще в 80-е годы представляла собой бедность и запустение. В 1985 году в Карсе сняли старинный паровоз и заменили его на тепловоз. А в том же Карсе по улицам вместо такси курсировали телеги с ослами.

Никаких курортов там отродясь не бывало. Кораном запрещено. Но объявились европейцы, потом русские и Турция стала богаче Грузии с Арменией и Азербайджаном вместе взятыми, хотя в этих последних советская власть построила и санатории, и дворцы культуры, и метро, и промышленные центры. Хорошо, социализм ушел, промышленность стала не нужна. Но для себя самих неужели ничего нельзя сохранить и создать?
Почему человек может взять кредит на поездку в Европу, но даже не пытается взять этот самый кредит на развитие бизнеса? Ведь так сладко пели на заре перестройки про свое хозяйство.
Но получается, что труд по пословице даже лошадям вреден. Лучше прозябать кое-как, чем вкладывать силы и средства в труд, даже если он для себя.
Так много обещала кооперация. Только начни и никогда не кончишь получать золотой дождь. А теперь профессор экономист говорит нам, что кооперация у фермеров – это только на Западе, а наши фермеры боятся кооперации, потому что запуганы колхозами.
Ой, ли. Лукавит наш профессор. Молодые фермеры ни сном, ни духом не думают о прошлом и о колхозах тем более. Они боятся своего брата-фермера, который даже в кооперативе будет стремиться тащить одеяло на себя. Они боятся работы, которая будет распределяться по их мнению несправедливо. «Я буду работать, а он доходы делить?»
Перестройка привела нас не к капитализму, а ко временам пореформенной России, когда помещики бросив свои поместья, бежали в город, а мужички, повязанные выкупными платежами за бесценок продавали купцам-спекулянтам свои наделы.
Перестройка научила нас не труду, а праздности и лени, подкрепленной незаработанными доходами и неизменными поборами всеми ветвями власти.
Куроцапы у нас теперь не только становой или урядник с исправником. Куроцапы у нас на всех этажах власти и особенно любят они тех, кто еще не разучился трудиться и кто готов вкладывать не только деньги, но и силы в свой бизнес.
Когда-то тот же самый российский народ, веря в мечту, трудился и создавал невиданное государство, могучее интеллектом, свободой и благополучием населения.
А теперь этот же самый народ стал жить для себя одним днем. Зачем стараться, если налоги, куроцапы, инфляция и отсутствие спроса рано или поздно подорвут твой бизнес? Только и живет тот, кто имеет тендеры да гранты, или умеет занять административный пост, чтобы бюджетные деньги отдавать на откуп родне.
Кому верить, если первые капиталы зарабатывались кровью компаньонов или конкурентов? Если начавшие один бизнес в самом скором времени становились врагами и пытались разорить или отобрать один у другого и бизнес, и жизнь?
Добросердечие и взаимопомощь стали предрассудком, занять деньги не под процент или безвозмездно помочь стало признаком глупости и наивности. Такого дурака и обмануть не жалко.
Мошенничество стало доблестью и показателем ума и предприимчивости, а не бесчестностью, наглостью и жестокосердием.
В любом селе вас встретят заросли борщевика. Но в собственных дворах и на собственных участках его нет. Казалось бы, что стоит всем собраться и покосить этот борщевик в своей округе. Но нет. Не мое. Пусть трудится кто угодно.

Кусок развалившейся дороги. Европейцы собираются и ремонтируют за свой счет. У нас ни денег, ни желания.
Школа в десяти км от села. Скооперируйтесь и возите детей по очереди. Нет. Это только в Германии, в поселках, где нет школьных автобусов, люди поочередно возят своих детей и соседских в школу и из нее.
Легко списывать все беды на неправильный капитализм, на поборы властей, на собственное безденежье. Но почему находятся деньги на развлечения и удовольствия? Почему не иссякает поток жалоб и иски в суд на врачей и учителей, но никогда на администрацию или управляющего предприятием или директора? Почему ни в одном поселке нет никакого общего дела и нет помощи друг другу?
Почему когда-то колхозники продавали на рынке помидоры по 50 коп. и даже по 1 руб., а помятые, но пригодные в еду – по 10 коп.? А теперь ни фермер, ни торговая сеть не продаст ничего дешевле. Лучше выбросят, но не снизят цену. А в капиталистической Венгрии на рынке овощи и фрукты так и продаются: стали портиться – вполовину дешевле.

Помнится, в самые первые 90-е годы билеты на самолет стоили так дорого, что заполнены были эти самолеты пассажирами даже не наполовину, а на четверть. Почему бы не продать дешевле и не заполнить этот самолет желающими улететь? Нет, наш молодой капиталист решил, что десять билетов по дорогой цене окупят всю поездку и это на его коммерческий взгляд выгодней, чем сто билетов по низкой цене, которые еще нужно продать. А десять билетов продал в один присест и гуляй свободный. Это называлось конкуренцией и рынком: не дать другому заработать через сговор по ценам?
Вот так большинство и мыслит у нас капитализм. Именно в этом он и является неправильным: жадность, алчность, желание стать без труда миллионером и абсолютное презрение к своей стране и народу.
«А теперь все свои капиталы вдруг объявили. А и капиталов-то у нас всего два: жрать да баклуши бить. Жрать хочется, а работать не хочется (прежде, стало быть, при крепостном праве вдосталь наработались!) – ну, и ищут, как бы вьюном извернуться.
Строгие времена пришли. Всякому чужого хочется, а между прочим, никому никого не жаль.»
В Свердловской области затопило поселок в Нижних Сергах и снесло потоком все дома по берегу реки. Ливни, стихия. Да ведь реки там такие , что курица ног не замочит.

Неужели тропические стихии вдруг обрушились на страну? Стихии, только не природные, а стихии безответственности, некомпетентности и воровства.
Что ни стихия, хоть снос дамбы в Рузском районе, хоть затопление поселка, хоть лесные пожары – человеческий фактор. В случае пожаров – возврат вредного метода поджога жнивья, развлечении у костров, шашлыки и пьянки.
В случае с дамбой и Свердловской областью - некомпетентность ремонтников и инженеров. Одни обводной канал стали рыть у этой дамбы и соответственно ослабили ее стены. В другом – окружную дорогу построили, нарушив русла рек.

Президент выдвинул тезисы по национальным проектам на 2030 год:
Создать для граждан условия для самореализации и развития талантов; увеличить прирост населения; увеличить продолжительность жизни.
А повелеть солнцу остановиться, как повелел Иисус Навин, он не пытался?

Вроде бы во все времена, особенно советские, власти объявляли свои планы увеличить число больничных мест, число школ и ясель с детскими садами, сократить рабочий день до 8-ми, а теперь уже в некоторых странах до 6-ти или 5-ти, повысить заработную плату и сделать определителем в этом не МРОТ, а тарифную сетку в соответствии со спецификой и характером труда.
Но у нас почему-то повелевают гражданам: увеличить рождаемость, дольше жить, проявлять таланты.
А как, где и каким образом?
Еще один свеженький лозунг: обеспечить каждого гражданина квартирой. И тем самым показать Советскому Союзу где раки зимуют. Он строил-строил, а не обеспечил. Зато нынешний президент враз обеспечит.
Думаете, несбыточный лозунг? При условии, что у нас из страны выезжает почти по миллиону граждан, что у нас идет превышение смертности над рождаемостью, ничего утопического в словах президента нет. Повяжут всех ипотекой как крепостной зависимостью, глядишь и население сохранится, и строительный бизнес не падет, как Fannie Mae и Freddie Mac в Америке.
А пришлым мигрантам квартиры не нужны. Они в бараках или на съемных квартирах переживут свои трудовые будни на благо своих семей на родине.
Недавно выступала Наталья Зубаревич и говорила, что все наши беды от излишней централизации государства и превращения вертикали власти в вертикальную дубинку.
А следом выступал Сергей Михеев и утверждал, что централизованное государство нам самой судьбой дано. Без него мы жить не можем.
Да, государство у нас очень заботливое и строгое, а вот живем мы не так, потому что капитализм у нас неправильный, и страна у нас бедная, и климат не тот, а могли бы быть и богаты, и сыты, и пьяны, найди мы путь к правильному капитализму.
Но на все вопросы, что же нужно сделать, рассосредоточиться или сосредоточиться, взглянуть на провинцию или только заботиться о доходах в Москве, снять в интересах конкуренции санкции на продукты из Польши и Турции, освободить ли свой мелкий бизнес от налогов, а драть их только с нефти и газа, ни один экономист не дал ответа.
Только Н.Зубаревич и призналась, что интересы центра далеко не во всем совпадают с интересами простых граждан, что национальная безопасность и национальная стратегия – это сейчас для власти в приоритете, а не наши с вами интересы.
Так когда-то разваливали Советский Союз, навязывая ему гонку вооружения и войны то на Ближнем Востоке, то в Афганистане.
Но с Советским Союзом понятно. Он был идеологический враг, тем более враг, являющий в качестве наглядной агитации системы социализма свои успехи.
Но теперь-то откуда эти стратегии безопасности и военно-технический комплекс, поглощающий все доходы? Ведь капиталист капиталисту должен быть друг и мирный конкурент. Экспорт революции из РФ никому не грозит. Чай, не советское социалистическое государство и не западная пропаганда.
Но не зря нас учили марксисты тому, что капиталисты – это акулы , а не беззубые пескари.
Не наши интересы отстаивает власть. И не русофобы собрались на Западе. Не русский народ они мечтают уничтожить. И патриотизм в нас развивают не в целях любви к родине.
Нет в мире особо сложных вещей, как нас убеждает конспирология. Все гораздо проще и циничней, как бы мы ни думали иначе.
Мы живем нефтью, газом, природными ресурсами. И там, где возникает конкурент, будет борьба не на жизнь, а на смерть. Значит, отстаивать интересы и наращивать военный потенциал власти РФ будут только в интересах своих олигархов-монополистов. Все очень просто.
Не народ, а крупный бизнес защищает власть. И вертикаль ему нужна не для того, чтобы охранять народ и его территорию, не для того, чтобы наводить порядок и поощрять мелкий бизнес. Она нужна для того, чтобы народ верил, что кругом враги, что капитализм у нас неправильный, что мы только и умеем, что бездельничать да уезжать заграницу ради хорошей жизни.
Но ведь и наше небрежение долгом, и жадность наших дельцов мелкого бизнеса, и цены, и неумение кооперироваться, заботиться о себе и стремление наживать капиталы только обманом да низкокачественной продукцией не могут быть нашими национальными особенностями. Породили их условия, созданные нашим же государством и вертикалью власти.
Капитализм или социализм не бывают правильные или неправильные. В них могут быть остаточные явления другой системы или ошибки руководства в законодательной области.
Но не бывает, чтобы люди сами по себе стали строителями и созидателями, как в СССР, или деградировали и культурно, и нравственно, и материально.
Не сам народ и не германские шпионы устроили революцию в России. А к ней подвела страну и общество ошибочная политика властей, которые видели только слой высшей аристократии и совершенно не видели народных нужд.
Так и теперь. Не мы важны власти, а олигархи и их успехи в продвижении своих амбиций в мире. Отого у нас и капитализм непрвильный, что создан исключительно ради аппетитов олигирахического капитала.
Классы остаются классами и эксплуатация эксплуатацией, как ее не верти.