ansari75

Categories:

Мера вещей

«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать)

Это цитата из статьи "Наступает век невежества" доктора физико-математических наук, академика Российской академии наук, иностранного члена Национальной академии наук США, Французской академии наук, Лондонского Королевского и математического общества, почетного доктора университета Пьера и Мари Кюри Владимира Арнольда...

А как же Чехов, Антон Павлович? «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Разве это отрицает покупку вещей, убранство жилища, красоту архитектурную, удобства быта и легкость перемещения? Разве культура и чтение книг должны заставлять человека ютится в шалаше, не мыться, не бриться, не ездить на машинах и не покупать новой одежды?

Вздор, дорогие друзья. Невежество в гораздо большей степени, чем просвещение, склонно прозябать в грязи, являясь рабом привычки,  и презирать все новое, как нарушающее уже сложившийся стереотип.

Вспомните, как упорно держались простолюдины во всем мире, и бывшие крепостные в России за свою грязь, невежество и убогость, считая все, что связано с красотой и удобствами причуды богатых.

Или к этому вела их христианская религия, чьи запреты и поучения народ понимал буквально, а не переосмысливал философски?

Вспомните православных монахов, которые жертвуя радостями плоти, ходят в смазных сапогах, не стригутся, не одеваются в удобные одежды, постятся и при этом абсолютно ни о какой культуре не помышляют. Даже собственное богословие «знают не отчетливо».

Православный паломник
Православный паломник

 Соответственно и православный люд по примеру вождей не слишком заботится о культуре. Лишь бы все было как тысячу лет назад, с домостроем, бородами и женскими платочками.

Православную тетеньку (да простят меня верующие) узнаешь среди массы народа по ее затрапезной длинной юбке темного цвета, по кофте с рукавами и по рюкзачку-котомочке за плечами. Лик современности в  ее одежде составляют не платочек, а кроссовки, в которых удобно стоять на службе и ходить от храма к храму. 

Мусульманок тоже можно легко узнать по их соответствующей экипировке, скрывающей волосы и тело, кроме лица и кистей рук. Но в отличие от православных они любят покупать и покупают все, что может украсить их в доме и даже на улице. Их одежда всегда дорогая и красивая, несмотря на то, что укутывает их от головы до пят.

А вот православным не нужно ничего. Они живут и питаются верой, даже если эта вера безграмотна и состоит из одних суеверий и предрассудков.

Литература им не нужна, как и химия с физикой. Они читают жития святых и с восторгом слушают прот. Ткачева и прот. Смирнова.

Благочестивые невежды считают удобства и отдых на море или в пансионате непозволительным себялюбием. А вот поехать к святыньке, спать в автобусе, не иметь возможности вымыться и пообедать,  полоть грядки у этой святыньки верх благочестия и святости.

Что из сего следует? А следует, что  не телега управляет лошадью, и не лошадь телегой, а возчик, причем телега ставится после лошади. Иными словами, какая ведущая идея в обществе, таковы запросы и плоды его образования и культуры.

Религиозный человек не променяет законов и требований его веры на все коврижки цивилизации. Точно так образованный человек не станет бездумным потребителем всего, что ему выставят под нос. Он будет сообразовываться с необходимостью, пользой, материальными возможностями и наконец, с ценностью того или иного новшества, даже если это новая шляпка или «улетные» духи. Более того, вдумчивый подход к потреблению ограничит мошенничества, спекуляции и зомбирующие рекламные действия, поощряя лишь истинно важные и ценные изобретения. 

Человек же малокультурный, необразованный  либо во всем будет видеть подвох, от всего нового шарахаться и подозревать любого продавца даже услуг, а не только продуктов, в обмане, либо будет руководствоваться общими направлениями ширпотреба, основанного на сиюминутном спросе, что не так уж хорошо для настоящего бизнеса и производства долгосрочных товаров.

Вот и вся разница между наивными потребителями и культурно образованным человеком: в оценке качества, пользы и ценности.

Не в потребительстве дело, не в желании образованного человека читать или ходить на концерты вместо того, чтобы покупать. Одно другому не мешает. Нельзя быть потребителем материальных благ все 24 часа в сутки, и наоборот, нельзя только духовно просвещаться эти же самые суточные часы. Еще древние говорили: есть мера в вещах. Так что забудьте о развале советского образования, об ужастиках от Грефа или Билла Гейтса и задайте себе вопрос: для чего живете вы сами и ваши дети? 

Ведь еще до сих пор существует образование, сформированное советской школой на основе опыта человечества всех эпох. Но разве ваши дети хотят стать аспирантами в научном институте? Профессорами в обычном вузе? Они хотят стать учителями или врачами? Они готовы ехать в самые отдаленные места, чтобы изучать флору и фауну, чтобы писать научные работы или хотя бы стать художниками или музыкантами, тихо и вдохновенно служа искусству в районной филармонии или местной художественной школе?

Сколько томов Бальзака, Диккенса, Толстого или Достоевского они прочли? Что они знают о писателе Писемском или Шелере – Михайлове? Много ли сонетов Шекспира они выучили и читали хотя бы один сонет Петрарки? Знают ли они о процессе 93 в России в 1870-х годах?

А ведь все это они могли бы легко узнать, только хорошо изучая школьную программу, потому что в этой программе хоть и не дано все, что есть в мировой культуре, но обозначены вехи, по которым желающему знать легко будет пройти путь самообразования.

Но  не эта цель стоит сейчас перед родителями и молодежью. Родители хотят, чтобы дети сдали ЕГЭ, со знаниями общими или без них, но только бы сдать и поступили учиться в вуз. А дети мечтают схватить за хвост удачу и стать материально благополучным.

69% молодежи имеет целью материальное благополучие. И всего лишь 5% - знания.

Начнем с простого: удовлетворены ли дети и родители нынешней системой образования?

«5 книг, которым не место в школьной программе». 

5. Александр Грибоедов "Горе от ума"

Александр Грибоедов - талантливейший поэт. Однако, современным детям крайне сложно воспринимать его тексты. Его должны читать взрослые люди, которые имеют большой жизненный опыт и умеют делать собственные выводы.

4. Иван Гончаров "Обломов"

"Обломов" Ивана Гончарова - сложная книга, которую осилит не каждый взрослый. Она отражает свою эпоху, является "знамением времени", но читать ее детям совершенно скучно.

3. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Почему? Во-первых, потому что Достоевского понимают не все. Достаточно самонадеянно думать, будто школьник сможет понять Федора Михайловича и влюбиться в его творчество бесповоротно. Достоевский - это писатель, интересный зрелой личности.

2. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита

Я считаю, что читать или не читать роман "Мастер и Маргарита", как и другие произведения писателя, должен решить взрослый человек.

1. Лев Толстой "Война и мир"

Я уверена, что роману "Война и мир" не места в школьной программе. Если другие произведения у меня еще вызывают сомнения, то насчет этой книги я уверена полностью. Почему "Войну и мир" не стоит проходить в школе?

Во-первых, размер книги говорит о многом. Это значит, что прочитают ее лишь единицы. К тому же, школьная программа предусматривает определенные сроки. Это значит, что содержание проглотят, но ничего не поймут.

Во-вторых, совершенно невозможно такое монументальное произведение изучить за несколько уроков.

Что же произошло? А произошла девальвация знаний и науки в общем и целом. Молодежь не стремится знать. Она стремится «самореализоваться» , узнать свои силы и интересы, а если честно, то она просто не хочет себя утруждать. Праздность — идеал ее жизни. А знания и даже чтение — это труд, да еще и переживания.

 Но она естественно, не понимает, что никакая самореализация, кроме катания на скейтах, тик-ток и селфи, без глубоких знаний невозможна. Даже узнать свои интересы и способности без знаний невозможно.

Но кто же ей это объяснит? Греф или Михалков? Или протоиерей Ткачев, считающий, что главное – десять детей и жена, подающая мужу на стол самое лучшее?

Практическая же  жизнь демонстрирует молодежи нищенские зарплаты учителей, врачей и даже профессоров. А уж о стипендии аспиранта и говорить не приходится.

Вот и становится ее мечтой и целью – материальное благополучие любой ценой, с образованием или без. Она не чувствует своей ущербности, если говорит неправильно, если не знает собственной истории и писателей, чьи произведения считаются обязательными для культурного человека, но переживает, если отстает от моды, не знает модных брендов и не ориентируется в молодежном сленге. Мечтой миллионов теперь является не желание стать поэтом, ученым или хорошим человеком, а  блогером, даже скандальным, но с сотнями тысяч подписчиков.

Правда, в последнее время все больше и больше молодых людей думает о карьере айтишника. Это и модно, и востребовано и заработок неплохой, и, главное, открытые двери заграницу.

Юные российские айтишники на Бали
Юные российские айтишники на Бали

«Не перестану повторять, что аудитория  (потребители контента)- новая нефть 21 века. Бренды готовы платить огромные деньги за клиентов, инфлюенсеры тратят миллионные бюджеты на свои Инстаграмы - в этом бизнесе крутятся огромные #деньги,»- заверяет нас юный блогер, ухвативший удачу в далекой Индонезии и не желающий возвращаться в Россию,-

блогер выпускает свой продукт, например, курс по созданию красивых видео. После курса люди действительно научатся снимать, смогут увеличить свой доход и зарабатывать больше. Получается настоящая стратегия win-win.

Таких запусков в год можно делать сколько угодно. Главное, создавать действительно качественные и полезные продукты, которые будут помогать людям расти

В Исландии разработали сайт, с помощью которого вы можете покричать в исландском поле. Очень вдохновляюще.

А разработчики смартфонов ввели в телефон программу, с помощью которой вы узнаете на каком расстоянии находитесь от человека и опасно ли это.

Илон Маск пошел еще дальше. Можете вживить себе в мозг чип и слушать музыку без каких-либо устройств. Можете контролировать количество адреналина в крови и расслабляться, отводя от себя дурные эмоции- (беспокойство о ближних или сострадание, к примеру).

В самом деле, за цифровыми технологиями будущее. А в этом будущем ни Достоевский, ни Толстой не играют никакой роли. Пожалуй, даже мешают быть счастливыми.

Можно понять Грефа, ратующего за современный подход к образованию, которое будет удовлетворять потребностям рынка, а не духовному развитию личности. Ведь нынешнее время – это не общество высокодуховных образованных людей – мечте советского строя. Кодекс  строителя коммунизма уже не только не актуален, а даже мешает свободному формированию безответственной невежественной, но при этом амбициозной личности.

Недавно одна из деятелей образования старалась убедить слушателей, что нынешние выпускники не только жаждут продолжать обучение в вузе, но и гораздо более амбициозные, чем дети постсоветского периода.

Амбициозностьэто стремление человека достичь успеха и большего, нежели имеется на сегодняшний день, стать лучшим, сделать свою жизнь краше, счастливее.

Или проще: « я-крутой, а это нужно подчеркивать».

Охотно верю. Вот только где здесь хорошее образование и тяга к знаниям. Еще Суворов сказал, что «плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Правда, когда-то это называлось честолюбием и требовало от честолюбца культуры, хороших знаний и способностей. Но чем могут знания укрепить амбициозность?

Делающие селфи и занимающиеся экстремальным спортом тоже амбициозны. Блогеры, рассуждающие по-дилетантски обо всем, что только попадется к ним на глаза и их подписчики в инстаграм тоже амбициозны ,  мечтающие  получить полмиллиона лайков на свои фотки тоже амбициозны, и повара, и бизнесмены, и дети миллионеров, катающиеся на своих автомобилях без правил, и режиссеры новых театров, и художники-концептуалисты, и дизайнеры, и модельеры, - все амбициозны и ловят птицу счастья за хвост. Но кто знает, какой у них уровень образования? Хорошо ли они знали школьную программу и могут ли они вспомнить теорему Пифагора или закон Бойля-Мариота с законом Ломоносова- Лавуазье, верят ли они в круглую землю или плоскую и в сотворение мира за шесть дней?

Кому это надо? Им самим, добившимся успеха или мнящих себя успешными,  это точно не надо. От того читали ли они Достоевского или Солженицына у них точно не возникнет ни веры в Бога, ни ненависти к Советской власти, потому что их главная цель в жизни – удача и амбиции. А новое время для реализации их замыслов самое благоприятное.

Почему же  наши граждане вдруг озаботились тем, что их дети будут малограмотными? Почему вдруг стали внимать Михалкову и считать Грефа разрушителем?

Можно говорить очень красиво и правильно, но следует помнить, что образование, и политика, и идеология всегда отвечают тем задачам, которые ставит им общество в лице своей социально-экономической системы.

Образование когда-то действительно поднимало человека знаний над невежественной толпой. Оно служило осознанию человеком своих способностей и направляло его труд на общественно полезные дела. Человек образованный изучал природу и ее законы, чтобы дать человечеству лучшую жизнь, освободить его от тягот и бремени невзгод и рабства необходимости. Образование объединяло определенные круги в обществе и делало их ответственными за политику и развитие страны.

Позднее ценность образования поняли те, кто строил новое общество без эксплуатации и частной собственности. Они понимали, что образованный человек сможет не только быть хорошим грамотным работником, но и культурным, воспитанным и сострадательным в обществе по отношению к другим людям. Но в том обществе каждый должен быть трудиться и завоевывать признания не амбициями, а талантом, способностями и делами. Образование было необходимо для всех и в единообразном виде, чтобы каждый имел возможность быть равным с другими в осуществлении достижения цели и реализации своего таланта.

Но там, где принципом жизни стали амбиции и удача, никакое образование уже не может быть стандартом. В этом обществе в силу глобального перекоса в сторону не созидания, а потребления, образование не дает человеку ни преимуществ, ни благополучия, ни знаний.

Там, где миром правит неравенство, богатство и бедность, где часть населения обречена на вечную безработицу и невозможность найти себя, образование может только подстраиваться к запросам работодателей и укреплять власть богатых.

Советская система образования в новой России в принципе невозможна. Да ее уже по большому счету и нет. Есть форма, но она выжжена внутри идеологией и стремлением удешевить все то, что связано с затратами на народ.

Разве Михалков защищает советское образование? Или прот. Ткачев? Просто они знают, что удаленка может исключить православное воспитание из всех образовательных систем. Они защищают свои мечты о православной империи, а для их осуществления нужно прямое воздействие преподавателя и священника на детскую личность.

Так что решая вопрос о том, кто враг, а кто друг, подумайте о целях того и другого, об истинных намерениях, а не о словах, которые обещают рай и прогресс с каждой из сторон.

Маленький пример для понимания происходящего.

 По ОТР прошел сюжет о малокомплектной школе в Брянской области в селе Крупец. Школе 35 лет. Советская типовая застройка стандартного школьного комплекса. Раз строили, то и дети, и взрослые жили в этом поселке. 

Но сейчас там всего 18 учеников и 17 преподавателей и работников. На ремонт денег нет. Школу закрывают как бы на бессрочный ремонт, а детей предполагают перевести в школу за десять км от поселка.

Естественно, что и родители и дети и преподаватели в отчаянии и подобной оптимизации не хотят.

Это Брянская область. А если глянуть на Алтайский край или Ямало-Ненецкий автономный округ, которые выбраны в качестве пилотных проектов для внедрения цифрового удаленного образования?

Надеюсь, вы поймете, что на самом деле ни Греф, ни Михалков не открывают истины, решая проблему образования. А истина, как всегда, проста, но тщательно завуалирована. Государство не готово тратить средства на малокомплектные школы. Экономическая политика этого же самого государства ведет страну к неуклонному вымиранию сел, поселков и малых городов. Вот и приходится оптимизировать не только ФАПы, больницы, но и школы. Но больницы можно закрыть и забыть. Люди ведь болеют не ежедневно и не перманентно и за здоровьем они поедут и за сотню километров. А вот учить детей нужно ежедневно и постоянно. Люди про закрытую школу не забудут

10 км до ближайшей школы без школьного автобуса и другого транспорта – это проблема. А удаленка как раз и решит эту проблему.

Все эти «Бесогоны» и Грефы пускают дымовую завесу над реальным положением дел в нашей стране.

Лишить детей образования никто не собирается, управлять невежественной толпой без дела и труда гораздо труднее, чем культурными людьми. Образованный человек всегда найдет себе занятие. А для спокойствия власти важна именно занятость, но не бесцельное шатание и выпрашивание пособия. Хотелось бы умиротворения, но вот средств на население у власти как и положено капиталисту, нет.

Цифризация удаленных регионов – трудная и затратная вещь, но и откаты с личными доходами тоже весьма заманчивы. Это легче и выгодней, чем содержать школы и учителей в отдаленных районах. А районы эти тихо, но неуклонно пустеют.

Суздаль. В 1989 году – 12 060 тыс., в 2020 – 9 606 чел.

Юрьев-Польский . В 1989 году 22 247 чел., в 2020 – 18 610 чел.

Марково, деревня Юрьевпольского муниципального объединения. Население в советское время - около 200 чел. Сейчас – 20 чел.

А ведь в этом самом Марково была своя школа – семилетка. Теперь остались только воспоминания.

Вот и возникает на повестке дня цифризация с удаленкой для школ и вузов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic