ansari75

Categories:

Миграционные потоки Великой России.

Гувернантка в России
Гувернантка в России

Жизнь в образе истории порой задает странные вопросы и указывает на некоторые парадоксы.

Возьмем Россию императорскую. Что мы знаем о ней, кроме крепостного права и народовольцев?

Теперь мы знаем об императорских театрах, о поставщиках двора его императорского величества, о заказах европейским композиторам опер, балетов и даже оперетт.

Мы знаем, что в Россию, вроде бы отсталую и крепостническую, ехали из Европы и французы, и англичане и немцы поправлять свои финансовые дела в качестве гувернеров, учителей, артистов и художников. 

А теперь взглянем на благополучную пост советскую Россию в самом начале ее перестройки. Открыли границы, открыли возможности инвестировать в российскую экономику, открыли частное предпринимательство и бизнес проекты.

И что? Из России уехали не только артисты от пианистов и скрипачей до маститых оперных певцов (Тамара Милашкина и Владимир Атлантов). Уехали профессора и преподаватели всех наук и видов искусства, от физики до фигурного катания. Уехали выучившиеся и завоевавшие признание певцы и музыканты. Кроме русскоязычных артистов драмы. Этим сам Бог велел сидеть на месте. А вот артисты кино поспешили в изгнание. Даже преподаватели русского языка с удовольствием переселялись в Чехию и другие бывшие союзные страны.

И ведь не нищие и голодающие были, в отличие от гувернеров и гувернанток из всех европейских стран в царское время.

Что же это значит? Императорская Россия была богаче, перспективней и лучше постсоветской России? Разговоры о нищете крестьян и рабочих, об эксплуатации и отсутствии социальных прав были советской пропагандой?

Отнюдь. Все было верно и точно. Россия во многом уступала Западу и во всем –СССР. И дело здесь совсем не в том, что из одной России уезжают, а в другую Россию ехали.

Поверьте, если б наши олигархи осели на родине, если б каждый богатый пожелал учить своих детей на родине, а не в Европах, если бы государственные театры финансировали труппы оперные и балетные, музыкантов солистов и оркестры так, как когда-то финансировал император, от западных певцов, музыкантов и художников не было бы отбою.

Спросите себя, почему уехал Дягилев и создал свою труппу оперную и балетную? Почему устремился на гастроли и Рахманинов, и Шаляпин, и художники-декораторы, и музыканты и исполнители накануне революции и остались там безвозвратно, несмотря на политику советского государства, направленную  на защиту искусств и на сохранение за ними статуса необходимого для народа богатства? Почему звание народного артиста от Советской России не привлекло Шаляпина, и почему тоскующий Рахманинов предпочитал ругать бездарных американцев, но не последовал примеру С. Прокофьева?

Когда-то Л. Утесов написал в воспоминаниях о встречи с Шаляпиным:

-- У меня тут на берегу халупа, заходите, поговорим. — (пригласил Шаляпин Утесова)
  Халупу я  увидел утром.  Это была прекрасная белая вилла.  Я  не пошел к нему.  Я боялся. Боялся разговора. Ему было горько вдали от родины, а мне на родине было хорошо,  и  я  боялся,  что разговор у  нас не склеится,  мы не сможем понять друг друга об одном и том же мы будем говорить по-разному.

Две виллы Шаляпина:

Дача Прокофьева на Николиной Горе Подмосковье:

Не хочется говорить плохо о людях или подозревать их, в каком бы статусе они ни находились и какой бы духовностью ни обладали, в том, что меркантильные интересы никогда не идут в разрез политическим и идеологическим, но это зачастую именно так.

Шаляпин откровенно говорил: «Я не птичка, чтобы петь бесплатно», когда его приглашали выступить перед рабочими или красноармейцами.

Нужно было иметь любовь к народу и стране настолько обостренную, как у Василия Андреева, не жалевшего себя и ездившего по фронтам ради того, чтобы донести красоту народной музыки до каждого представителя народа. Нужно было быть по духу подвижником, чтобы в ущерб собственному здоровью нести свет красоты простым необразованным солдатам.

Первый народный государственный  оркестр Василия Андреева
Первый народный государственный оркестр Василия Андреева

Все же остальные маститые эмигранты не вернулись на родину не из-за идеологических и политических разногласий. Они не смогли отказать себе в привычном комфорте богатых людей и рассказы о нищенском существовании в постреволюционной России пугали их больше, чем слова о диктатуре пролетариата.

Согласитесь, Шаляпин и Рахманинов, Репин и Дягилев имели на Западе больше, чем имели те, кто вернулся и стал почитаемым народным. При всем их благополучии они не имели ни вилл, ни счетов в банках. А это, согласитесь, даже для артиста важно.

Естественно поэтому признать, что эмиграция во все времена за редким исключением есть не следствие политического диктата или идеологических разногласий, существующих в родном отечестве, а поиск более существенного заработка.

Все эти гувернеры и гувернантки, все музыкальные произведения от «Силы судьбы»  Верди до вальсов и полек Штрауса младшего, все знаменитые Патти, Паска, Лукка, Шнейдер, все эти, работавшие в России с 18 века композиторы  Арайи – Галуппи,  Траэтта , Пазиелло, Сарти , Чимароза были выписаны  к петербургскому двору  как известные оперные исполнители и композиторы.

Аделина Патти
Аделина Патти

Так же обстояло дело и с учеными. Их тоже приглашали и выписывали из Европы для Императорской Академии наук. Они становились министрами и полководцами. Ф.Лефорт,Витус Беринг, Иммануил Кант, Петр Багратион,Фаддей Беллинсгаузен, Иван Крузенштерн, Михаил Барклай де Толли

Франц Лефорт
Франц Лефорт

Можно догадаться, что гонорары их стоили того, чтобы покинуть родину. А отношение к ним власти оправдывало все потери родины и позволяло верить в важность своих трудов для чужой страны, ставшей родиной.

Теми же интересами руководствуются и наши нынешние музыканты и певцы, покидающие Россию ради европейских оперных сцен и гонораров в разы больших, чем на родине. Кроме того, на Западе их ждет слава и почитание, доходящие до того, что даже папа Римский дарит одной из них Светлане Касьян, кусочек бесценной Плащаницы.

А что может предложить им нынешняя Россия? У олигархов и властей в интересах только попса. А сыграть на их обеде или ужине могут и артисты из симфонических оркестров, для которых любой гонорар – желанный заработок, даже если он немного превосходит обычную заработную плату. Но вот ждать уважения и почитания таланта от нашей жирной элиты никому из артистов не приходится. Богачи считают значимыми личностями только себя, все остальные – только обслуга, даже с уникальным голосом и музыкальной виртуозностью.

 Бывшие братки и главы администраций местного разлива не отличаются особо развитым музыкальным слухом и вкусом, в отличие от Папы Римского.

Им важнее засветиться в Куршавеле, чем в Метрополитен Опера или Гранд Опера в Париже.

Правда, по словам Николая Цискаридзе, он с десяти лет выступал на концертах перед представителями власти. Но то была Советская власть. Она с самого начала своего существования ценила высокое искусство и прилагала максимум усилий для просвещения народа, создавая повсеместно вместе со школами общеобразовательными музыкальные и художественные, а в городах открывали филармонии, оперные театры или драматические.

Но времена изменились. Теперь наука и искусство у нас не востребованы и прозябают в нищете и без всякого признания заслуг. В таком положении самое время уехать туда, где тебя будут ценить и платить не по договору российского образца.

Интересно, что  в царскую имперскую Россию простые люди на простые работы не ехали, как, впрочем, и капиталисты с инвестициями. Одни почему-то предпочитали скупать российскую промышленность и недра, оставаясь в подданстве той страны, где родились. Понимали, что заработок только в богатых семьях или в императорском театре, а заводы можно открыть с условием инвестирования в них со стороны государства и потом, перехода в личную собственность. 

А вот стать рабочим или крестьянином в России желания не возникало даже у униженных африканских рабов. 

Зато сейчас из нынешней капиталистической России  уезжают не только музыканты и певцы с профессорами и доцентами. Уезжают в большинстве своем те, кто в любом случае заграницей даже в качестве батрака на плантации апельсинов или сиделки при старике получит больше, чем в России в офисе или магазине.

И все-таки не материальный стимул единственная причина нелюбви к родине.

 Если верить Салтыкову – Щедрину, то мы имеем  чисто российскую особенность, возродившуюся в настоящее время из глубин прошлого.

Под неумолкаемый, отовсюду несущийся звон колоколов как то легко пишутся проекты, в которых реформаторские затеи счастливым образом сочетаются с запахом сивухи и с тем благосклонным отношением к жульничеству, которое доказывает, что жульничество – сила и что с этой силой необходимо считаться. Я помню счастливое детство и первые годы учения с массой гувернеров и гувернанток, обучавших лганью утонченному, и с стадом домашней челяди, обучавших лганью грубому и закоснелому

Я помню мои путешествия с папенькой по присутственным местам, где у нас постоянно производились какие-то дела и где из-за решеток выглядывали какие-то воспаленные, изуродованные оспой и фистулой физиономии, которые, казалось, говорили: ко мне! сюда пожалуйте, здесь можно отца родного купить и обратно его с барышом продать! Я помню путешествия с маменькой по гостиному двору, где купцы, с замечательной искренностью, говорили: в нашем деле, сударыня, не обвесить или не обмерить – все одно что по миру пойти!

Это и есть та самая причина, которая делает жизнь для большинства в своей стране бессмысленной, а успех – недостижимым. 

Страна стала богаче и в отношении уровня жизни, и в отношении культуры, науки и возможностей для развития. Но в условиях, когда все устремлено только на собственную выгоду, причем выгоду любой ценой через обман и жульничество, то в конце концов даже для самого простого обывателя жизнь становится в тягость, а родина кажется врагом. Дело не в низких зарплатах и недоступности роскоши. И с достатком, и с доступностью к роскоши все обстоит не хуже, чем в Европе. Но вот с честностью, с единством слов и дел на любом уровне властной вертикали дела обстоят неважно. 

Все вернулось на круги своя. Советский человек не поклонялся выгоде, выигрышу и миллиону, поэтому он имел полное право требовать справедливости и честности. Но там, где властвует миллион, психология меняется на совершенно противоположную, на «инстинктивное вожделение ко всему, что носит на себе печать капитала или силы. Самый озлобленный на свою "незадачу" мещанин, такой мещанин, который с утра до вечера колотится, чтоб в результате получить грош, – и тот мгновенно расцветает, как только чувствует, что к нему или к его к платью прикоснулся "капитал".

Инстинкт требует справедливости, а обстоятельства предоставляют вожделение к миллиону. Вот и едут россияне на Запад, веря в то, что там миллион выглядит по-другому и тяга к нему не заставляет людей становиться лжецами, мошенниками  и коррупционерами.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic