Categories:

Мечты о цифровом будущем

Отменен карантин и самоизоляция. Но не хочется возвращаться в старый мир. Не хочется автомобильных пробок, переполненного метро, шумных торговых центров и велосипедистов в парках.

Еще совсем недавно все было удивительно ново или старо, трудно сказать...

Я еду по Москве. За сколько лет Москва вновь выглядит чудесным городом с широкими проспектами, с зелеными бульварами, с цветущими под солнцем деревьями. Смотровая площадка перед МГУ пустынна и тиха. Нет скопления машин и людей. Нет безумного грохота бум боксов из багажников припаркованных в длинных рядах автомобилей. Нет взвывания и облаков дыма от стартующих мотоциклов. 

Ленинский проспект как когда-то малолюден и автомобили столь редки, что можно вновь перебежать его в неположенном месте не доходя до далекого светофора.

Стеклянные пирамиды торговых центров безмолвны и холодно безжизненно отражают свет незрячими окнами вдоль всего фасада.

Яблони на проспекте Вернадского окутаны густыми облаками буйного белоснежного цветения. Кусты сирени от светло лиловых до густо-бордовых и белых цветов не обломаны и не облеплены любителями фотосессий. Они позволяют любоваться собой в полном незатененном великолепии.

Люди на улицах ненавязчиво редки. И Садовое кольцо впервые без пробок, а по обочинам дорог и у тротуаров нет припаркованных машин.

Не сон ли это? Не возвращение ли в детство, когда старый ЦУМ имел продолжением не новую стекляшку, а квартал старых особнячков стиля классицизм, в которых были небольшие кондитерские и запах свежемолотого кофе заполнял улицу, идущую вдоль стены Большого театра до самого Петровского пассажа? Неужели на Октябрьской площади можно будет увидеть старый кинотеатр Авангард, переделанный из церкви, а в старых зданиях начала Ленинского проспекта зайти в букинистический магазин или выпить кофе с бутербродом в кафе Марс на улице Горького?

Но нет. Старое не повторяется так конкретно. Оно теперь только в малолюдье, в редких автомобилях и в отсутствии сутолоки торговых центров.

Это не возвращение в прошлое. Это карантин или самоизоляция в период пандемии коронавирусной инфекции. Инфекция – это плохо. Но кто ж виноват, что только она заставила людей взглянуть в глаза правде и осознать, что на самом деле именно они в своей неуемной жадности благ в денежном выражении, в необдуманной страсти потребления оказались самым нежелательным элементом в мире.

Даже созданные руками людей города, дающие  широкий  доступ к культурным ценностям, всем гражданам,  культурные ценности, созданных опять-таки руками и творческим гением человека, музеи, театры и даже магазины и кафе с удовольствием отдыхают от несметных полчищ алчущих развлечений представителей рода человеческого.

Пройдут века и города, творения рук человеческих, возможно  разрушатся и погибнут, но сейчас на короткий промежуток эти города только облегченно вздохнули и открыли свои красоты свободному взору редких прохожих. А ведь так было еще совсем недавно. 

Еще до начала перестройки Москва была городом широких проспектов, цветущих бульваров, чистой свободной смотровой площадкой на Ленинских горах и музеями, в которые можно было пойти в любой час без всякой очереди, или купить билет в любой театр на любой концерт.

Люди умели жить в любом городе, в любой области и находить для себя занятия не только в посещении торговых центров или турецких морских курортов.

Дело было не в том, что границы между странами были закрыты или существовал «железный занавес». Для туристических путевок и лечения на курортах были открыты чужие страны,  так же как и теперь. Сами люди не нуждались в том, чтобы их развлекали.

Недавно в одном из постов попались удивленные строки о Швейцарии.

Сидит на скамеечке одна   бабуля на скамеечке сидит, книжку читает. Завязался с ней диалог, слово за слово познакомились, вкратце поговорили о жизни. Ее очень удивило, откуда мы и как оказались так далеко от дома. В ответ она вот, что сказала: "А я никогда не была за границей".

Мы не поняли: как можно жить в центре Европы и не путешествовать по ней. Швейцария небольшая, и до любой границы рукой подать.

"А как же съездить на отдых, например, на море?" – спрашиваем мы. На это бабуля ответила так: "Я из дома вышла к озеру. Здесь тихо, спокойно, и я прекрасно тут отдыхаю".

Все швейцарцы любят свою страну. И многие ни разу ее не покидали, разве что доезжали до ближайшего магазина в соседнем государстве, чтобы подешевле закупиться едой. И это вовсе не потому, что денег нет или возможности. Наоборот. Но у них нет желания. Им хорошо на родной земле, им не нужны моря и океаны. А гор и в Швейцарии не перечесть.

Этот пассаж объясняет многое. Люди всегда могут остаться дома и находить прелесть в парковых аллеях, в садовых клумбах собственного двора, в прогулках за городом. Но при этом в их сознании должно доминировать чувство целесообразности и удобства, а не престижа, наивного стремления позиционировать себя элитой, не проявлять жадности на зрелища с целью выделить себя из толпы.

Нужно уметь находить удовольствие и интерес в малом, а не стремиться объять необъятное.

Но, к сожалению, человек управляем.  Капитализм очень хорошо усвоил, что прибыль приносит все то, чем ты можешь увлечь человека. Это мода, это вещи, это еда. Но управляем  человек не только в вопросах моды, но прежде всего в вопросах позиционирования собственной личности, как личности, которой доступно нечто некогда элитарное.

На это нацелены бренды (не вещи, а именно бренды), на это нацелены зрелища и, конечно, путешествия.

Один журналист заметил, что после развала СССР мы приобрели полные полки еды и путешествия по всему миру.

Кафе, торговые центры, море, отели и анимация, личные автомобили и личные запросы по наводке: музейные выставки, театральные спектакли, церковные службы, чудотворные мощи и праздники с обещанием чуда.

Города опустели и разрослись столицы. Ведь на периферии не всегда можно найти возможность развлечься по- столичному. Да и зарплаты на периферии не так уж велики.

Процветают столицы, а провинция  живет традицией и привычкой.

Перестройка уничтожила промышленно-экономическую базу многих периферийных городов, но население не попыталось вложиться в свой регион, а постаралось уйти на более легкий заработок, в большие города. А власти помогли этому процессу, считая, что один огромный мегаполис лучше, чем десяток небольших удобных для жизни городов.

И вот уже большие города растут вширь и в высоту. Многоэтажки закрывают горизонт, а дороги превращаются в глухой поток автомобилей. Метро и электрички становятся одной сплошной человеческой массой в час пик.

Где уж увидеть теперь Москву или Питер в их спокойном малолюдье и уж тем более без машин и пробок.

И вот подумалось, а ведь и в самом деле технологическая революция может оказаться благом для человечества.

Когда-то, в эпоху социализма у государства был план донести высокую культуру в каждый регион, в каждую область, в каждый город или поселок. А для удобства жителей в получении материальной базы, в городах и поселках размещались производства. Это не нынешний постиндустриальный стартап в одном пункте сбора всех инвесторов. Некий центр глобального производства идей и тут же создания материального воплощения этих идей. Это были самодостаточные многофункциональные центры для благополучия и роста уровня жизни жителей. Промышленные производства, разбросанные по стране ради создания занятости населения и расширения их материальной в денежном эквиваленте базы. Так ведь и в средневековье создавались центры мануфактур, сельхозпроизводств, строительства кораблей и центры получения знаний.

К примеру, до 90-годов прошлого века компьютеры были инструментом рабочего и сотрудника крупных производств, а не источником развлечений для населения. Но оказалось, что у компьютера для личного потребления гораздо больше и круче потребительский запас, чем у компьютерной установки для производства. Появился даже термин ПК. И с того времени компьютер внедрился в жизнь человека так прочно, что их, компьютер и человека уже не разделить. А почему? Да потому, что выгода заставила человека отказаться от других занятий и развлечений, и перейти на интернет .

Прибыль космическая создала новый век технологического запроса.

Недавно Форбс опубликовал список перспективных бизнес-планов российской молодежи. И среди них один задействован на разработку ИИ для сельского хозяйства. Разработчики не аграрии, а компьютерщики. Но дело в том, что их ИИ основывается на данных сельхоз хозяйств.

Вопрос не в том, раскрутят ли они свое начинание, а в том, что рано или поздно это должно было случиться. Раз бизнес пошел по пути высоких технологий и электроники, он сделает мир зависимым от этих вещей.

Как когда-то изобретение парового двигателя повело промышленное производство на замену ручного труда машинным, так произойдет и теперь.

Разница эпох позволяет некоторым системам не зависеть от выгоды. К таким системам принадлежал и социализм. Он был направлен на удобства и духовное развитие человека. Как когда-то в Древней Греции труд рабов при занятии свободных самосовершенством, науками и искусствами, делали излишними получение прибыли за счет машин, так и при социализме, умеренность не переходящая в роскошь направляли потребности человека не к материальным благам, а духовным и семейно- дружеским ценностям.

Но что нам может дать эта технологическая цивилизация, если отвлечься от проблемы богатства и бедности, социального равенства и свободы выбора жизненного пути?

На самом деле перспективы обширны. И очень хотелось бы, чтобы власти всех государств направляли бы активность дельцов не просто на прибыль от того или иного модного направления, а на общую пользу.

К примеру, аренда терпит крушение. Ни арендодатели, ни арендаторы не справляются с платежами. Востребованность крупных торгово-развлекательных центров падает, как и гипермаркетов. 

Еще недавно крупные сети собирались перестраивать свои гипермаркеты в комплекс магазинов, кафе и площадок для отдыха. Но пандемия оборвала радужные перспективы. Что будет завтра, никто еще не решил.

Но вот внедряется удаленная работа . Вместо офиса- собственная квартира в любом месте страны.

Да ведь это выход. Мелкие производства с 3Д технологиями, мелкие предприниматели торговые центры, самозанятые, услуги, - все может возвращаться в провинциальные города вместе с рабочей силой, получившей возможность работать удаленно. 

Школы и вузы, собранные в маленьких центрах со своими преподавателями и возможностями удавленного общения с лучшими преподавательскими кадрами из других регионов. Да ведь это мир на природе и на свободе. 

Сельхозпредприятия с искусственным интеллектом, обрабатывающим данные об урожае, почвах, погоде.

Искусственный интеллект создает блага, а человек руководит им и использует  свое свободное время на занятия для души: рисование, музыку, чтение.

Люди перестают стремиться в один город и вновь проводят свободное время в маленьких кафе, ходят в знакомые магазины, устраивают домашние спектакли и концерты.

Им не нужны столичные театры и знаменитые исполнители. Они смогут увидеть их и услышать онлайн в любом уголке страны. И не на экране монитора, а на большом живом экране цифровой иллюзии.

Некоторые скажут: но ведь это не спектакль или опера вживую. Нам постоянно говорят о том, что вживую услышать исполнителя – это совсем не то, что по зуму. Но вдумайтесь в то, что вам говорят и пойдите на концерт, который вам устраивают. О площадях и огромных склонах парковых лужаек, как в Европе, не стоит даже говорить. Там собираются до нескольких сот тысяч слушателей, и кончно, вы будете смотреть из своего угла или из своей дали артиста на мониторе, а слушать десятикратно усиленный звук. Поручитесь, что это не запись, но даже если это и не запись, то она уже на сцене проходит соответствующую  обработку и вы все равно не слышите и не видите подлинного исполнения и исполнителя.

Не лучшим образом обстоят дела в театрах. 

Вы видели Дом музыка с его залами? Вы видели переоборудованные залы в театре Станиславского и Немировича –Данченко,  концертный  зал  им. Чайковского? Вы поверите, что слышите живой звук, усиленный десятками цифровых камер и усилителей?

Нет, друзья, современное искусство уже полностью и окончательно перешло в разряд записи. Зум будущего не будет ухудшением настоящего. А виртуальные путешествия заменят вам жажду  зрелищ и знакомство с историей.

Зато вы будете дышать свежим воздухом полей и лесов, гулять по пустынным дорожкам парков и садов, ходить в гости и уютно сидеть на веранде маленького знакомого вам своими хозяевами кафе. Неспешная жизнь прошлых веков вернется к вам, но в богатстве и разнообразии цифровых достижений прогресса.

Мир из фантастических утопий.

Вот только одна  проблема остается ложкой дегтя в мираже увлекательной фантазии.  И эта проблема не позволит человечеству стать счастливым. Проблема - капитализм, который служит не людям, а прибыли и капиталу.

Там, где целью является прибыль, человеку не приходится ждать благ для себя. И это пугает.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic