Цвет, управляющий жизнью.
Цвет –это сама жизнь. Мир раскрашен и потому эмоционален и подвижен. Древние украшали свои храмы и дома не только рисунками, но цветом. Самые древние храмы, явленные нам временем в однотонной гамме, когда-то были живыми и многокрасочными.
Потом пришло христианство и погрузило мир в тон золота, как цвет солнца, цвет высшей духовности.Только золото и ничего кроме золота.
Христианство позволило себе образы, но первоначально и их облекало в унылые тона позолоты и темных ликов.
Человечество начало учиться жить вместе с эпохой Возрождения. Именно оно показало красоту цвета. Жизнь – это яркость красок и их игра. Позолота блестяща, но в ней нет жизни, а значит нужен иной цвет, чтобы пробудить в людях ощущение красоты и вечности.
Не случайно именно цвету был придан свой особый символизм, и вся церковная служба оказалась построена не только на слове и мелодии, но и на цвете.
Но цвет обладает не только светом и яркостью, но и особым языком, способным будить чувства.
Цвет на иконах, цвет на полотнах художников разнится смыслом и назначением.
Пока цвет соотносился с религией, он усваивал определенную символику религиозного восприятия мира и мистику .
Например, цвет красный – это цвет Воскресения Христова, а цвет черный или фиолетовый – траур, разнящийся лишь глубиной.
Но когда европейцы увидели многообразие цвета у мусульман, а те принесли его из Ирана и Средней Азии, то они забыли о строгих канонах символа.
Цвет так увлек художников, что уже начиная от Треченто и вплоть до малых голландцев и Рембранта культура Возрождения упивалась цветовой гаммой.
Но постепенно, расцвечивая библейские мотивы, цвет вместе с живописью перешли в обыденный мир вещей.
Цвет получил свободу, освободился от навязанного канона и стал терять свой символизм.
Так золотой цвет большинства ранних икон, символизирующих Господа Бога, будучи в одеждах клира просто желтым, но с теплотой ему принадлежащей, стал позднее ярко желтым, и перейдя к отрицанию собственной красоты, стал символом зависти, ревности.
Желтые цветы в руках Маргариты у Булгакова символизировали эту ядовитость и отравленность жизни. Но сейчас с новым воскресением поклонения золотому тельцу, желтый цвет как и цветы желтого любого оттенка, стали символом богатства.
Цвет, как и музыка способен оказывать на человека психологическое воздействие. И в зависимости от того, сколь гармонично сочетаются цвета, зависит эстетическое и культурное воспитание человека.
Вообще, напрасно люди думают, что являются свободными творцами любого вкуса и эстетики. На самом деле глаз человека, как и его слух в силу особенностей нейронов головного мозга уже на уровне подсознания или если хотите, физиологии и психологии должны отличать благозвучие и гармонию цвета от сумбура, произвола и хаоса.
Уход современной цивилизации от естественного природного восприятия человеком красоты, от понимания гармонии в созвучиях и в сочетаниях цвета, ведет человека к потере им психического равновесия. Он даже не подозревает, как окружающий дисбаланс в цвете и звуке влияет на его душевное состояние, пробуждая агрессию или депрессию.
Даже импрессионисты, даже абстракционисты середины 20 го века еще обладали врожденным художественным чутьем и не, создавая образа реального, могли создать образ и выразить настроение одним только сочетанием цвета без формы.
Европеец не понимает ни Азии, ни Китая с Японией. Но и там, как и в Европе цвет играл важную роль, хоть и был часто символически иной. Европейский цвет чистоты — белый цвет был в Китае символом траура. Но гармония была и там, не менее утонченная, а под час и более возвышенная, чем в Европе.
Китай — это сдержанность и намек на жизнь. Европа — это разгул и страсть жизни в цвете. Желание достичь яркости и силы в цвете вело и к материалу, которыми пользовались художники. Восток — это тушь и акварель. Европа — это масляные краски.
Но когда искусство заменяют модой,то прежде всего разрушают гармонию. Таким образом, пытаются уничтожить природное восприятие человеком мира иотделить его от соединения с понятием красоты и эстетики. Такой подменой человеку прививают свободу без границ и мысль о ненужности эстетики, канона и гармонии.
Извращение нравственности есть извращение художественного вкуса. Нынешнее время – это время разрушения эстетики, присущей человеческой личности изначально и развивающейся по восходящей линии от интуиции до глубокого осознания сути красоты искусства, красоты цвета и звука.
Первоначальная гармония :
распадается на бессвязное соединение пестроты, стремящейся подменить собой реальность:
Так постепенно происходит разбалансировка человеческой психики, требующей гармонии, но получающей очередной эмоциональный стресс через цвет и звук.
Сейчас люди совершенно свободно могут использовать для украшения черный цвет для губ, синие и зеленые лаки для ногтей, черные круги под глазами и яркую татуировку.
И дело не в вызове, а в разбалансировке восприятия, когда и глаз, и разум готовы принимать не просто неестественность, но не гармоничность и уничтожение самого цвета в его единстве с образом.
Лиловый цвет губ, от легкого до черного, дан людям с соответствующим цветом кожи. И это норма, но для светлой кожи – это нонсенс, признак болезни прогрессирующей в смерть. Но мода утвердила эмоциональный абсурд цвета и люди смирились. Более того, они стали поклоняться смерти именно через восприятие этого контраста между жизнью и ее уничтожением.
Люди отлично поняли, что разрушение гармонии есть вызов и уход от рационального восприятия бытия. На этом некогда-строились древние религиозные мистификации. И теперь они вновь возвращаются в мир людей современных, чтобы уничтожить реальность, и создать изощренный мир фантастической дисгармонии.
Нам навязывают не красоту природы, а мистику фантасмагории в цвете, призванной или возбуждать или погружать в прострацию. И люди верят, и считают, чем резче контраст, чем агрессивнее вызов, тем это современнее и оригинальнее.
Посмотрите на флаг ЛГБТ. Он символ отнюдь не единства разных людей. Он символ дисгармонии и разрушения подчиненности противоестественного естественному закону и порядку. Цветовой спектр, но поданный в виде флага, он становится уничтожителем гармонии.
В то же время цветовое единство в кольцах Олимпийской эмблемы гармонично и умиротворяюще. Здесь люди думали действительно о единстве, а не о разрушении.
Ныне в моде яркость и вызов. Но и то, и другое тем не менее, тоже могут быть вполне гармоничны и эстетичны.
В Советском Союзе тенденция была на развитие понимания красоты, гармонии и знания, а не на восприятии хаоса, как удобства бездумного бытия. В капиталистическом обществе важны продажа и прибыль. Разрушьте канон, авторитет и гармонию, и вы продадите все, что захотите.
Недавно А. Кончаловский написал, что «Элита — это не те, у кого много денег. Элита — это те, кто в совершенстве владеет самим собой.
Чтобы попасть в элиту нужны два условия. Шанс и умение владеть собой. Плюс отсутствие вульгарности. Вульгарными людьми пользуются, а обладающими выдержкой принимают за своих.»
Но вот отличить вульгарность от красоты в наше время почти невозможно. Теперь вульгарность становится образцом для подражания и на ней воспитывают молодежь. Более того, сейчас нам в качестве образца для подражания под видом элиты преподносят артистические тусовки из личностей настолько вульгарных и тривиальных, что простой человек уже не способен отличить где подлинность, а где подделка.
Людям нужно возвращаться к чистоте восприятия мира. Карантин и самоизоляция должны научить людей, вырвавшихся на природу, но еще не имеющих возможности заглушить свежесть восприятия искусственными развлечениями и удовольствиями в виде кафе, праздников с салютами, путешествиями с анимацией и тому подобное, видеть красоту в природе, в тишине и яркости цвета жизни.