Category:

Цвет, управляющий жизнью.

Цвет –это сама жизнь.  Мир раскрашен и потому эмоционален и подвижен. Древние украшали свои храмы и дома не только рисунками, но цветом. Самые древние храмы, явленные нам временем в однотонной гамме, когда-то были живыми и многокрасочными.

Потом пришло христианство и  погрузило мир в  тон золота, как цвет солнца, цвет высшей духовности.Только золото и ничего кроме золота.

Христианство позволило себе образы, но первоначально и их облекало в унылые тона позолоты и темных ликов.

Человечество начало учиться жить вместе с эпохой Возрождения. Именно оно  показало  красоту цвета. Жизнь – это яркость красок и их игра. Позолота блестяща, но в ней нет жизни, а значит нужен иной цвет, чтобы пробудить в людях ощущение красоты и вечности.

Не случайно именно цвету был придан свой особый символизм, и вся церковная служба оказалась построена не только на слове и мелодии, но и на цвете.

Джотто. Рождество
Джотто. Рождество

Но цвет обладает не только светом и яркостью, но и особым языком, способным будить чувства.

Цвет на иконах, цвет на полотнах художников разнится смыслом и назначением.

Пока цвет соотносился с религией, он усваивал определенную символику религиозного восприятия мира и мистику .

Например, цвет красный – это цвет Воскресения Христова, а цвет черный или фиолетовый – траур, разнящийся лишь глубиной.

Но когда европейцы увидели многообразие цвета у мусульман, а те принесли его из Ирана и Средней Азии, то они забыли о строгих канонах символа.

Персидская миниатюра
Персидская миниатюра

 Цвет так увлек художников, что уже начиная от Треченто и вплоть до малых голландцев и Рембранта культура Возрождения упивалась цветовой гаммой.

Веронезе. Брак в Кане Галилейской
Веронезе. Брак в Кане Галилейской

Но постепенно, расцвечивая библейские мотивы, цвет вместе с живописью перешли в обыденный мир вещей. 

Цвет получил свободу, освободился от навязанного канона и стал терять свой символизм.

Так золотой цвет большинства ранних икон, символизирующих Господа Бога, будучи в одеждах клира просто желтым, но с теплотой ему принадлежащей, стал позднее ярко желтым, и перейдя к отрицанию собственной красоты, стал символом зависти, ревности.

Желтые цветы в руках Маргариты у Булгакова символизировали эту ядовитость и отравленность жизни. Но сейчас с новым воскресением поклонения золотому тельцу, желтый цвет как и цветы желтого любого оттенка, стали символом богатства.

Цвет, как и музыка способен оказывать на человека психологическое воздействие. И в зависимости от того, сколь гармонично сочетаются цвета, зависит эстетическое и культурное воспитание человека.

Вообще, напрасно люди думают, что являются свободными творцами любого вкуса и эстетики. На самом деле глаз человека, как и его слух в силу особенностей нейронов головного мозга уже на уровне подсознания или если хотите, физиологии и психологии должны отличать благозвучие и гармонию цвета от сумбура, произвола и хаоса.

Уход современной цивилизации от естественного природного восприятия человеком красоты, от понимания гармонии в созвучиях и в сочетаниях цвета, ведет человека к потере им психического равновесия. Он даже не подозревает, как окружающий дисбаланс в цвете и звуке влияет на его душевное состояние, пробуждая  агрессию или депрессию.

Даже импрессионисты, даже абстракционисты середины 20 го века еще обладали врожденным художественным чутьем и не, создавая образа реального,  могли создать образ и выразить настроение одним только сочетанием цвета без формы.

Ван-Гог Красные виноградники
Ван-Гог Красные виноградники
Клод Моне. Впечатление.
Клод Моне. Впечатление.

Европеец не понимает ни Азии, ни Китая с Японией. Но и там, как и в Европе цвет играл важную роль, хоть и был часто символически иной. Европейский цвет чистоты — белый цвет был в Китае символом траура. Но гармония была и там, не менее утонченная, а под час и более возвышенная, чем в Европе.

Китай — это сдержанность и намек на жизнь. Европа — это разгул и страсть жизни в цвете. Желание достичь яркости и силы в цвете вело и к материалу, которыми пользовались художники. Восток — это тушь и акварель. Европа — это масляные краски.

Китайская древняя живопись
Китайская древняя живопись
Веронезе
Веронезе

Но когда искусство заменяют  модой,то прежде всего разрушают гармонию.  Таким образом, пытаются уничтожить природное  восприятие человеком мира иотделить его от  соединения  с понятием красоты и эстетики. Такой подменой  человеку прививают свободу без границ и мысль о ненужности эстетики, канона и гармонии.

Извращение нравственности есть извращение художественного вкуса.  Нынешнее время – это время разрушения эстетики, присущей человеческой личности изначально и развивающейся по восходящей линии от интуиции до глубокого осознания сути красоты искусства, красоты цвета и звука.

Первоначальная гармония : 

Левитан
Левитан

распадается на бессвязное соединение пестроты, стремящейся подменить собой реальность:

Так постепенно происходит разбалансировка человеческой психики, требующей гармонии, но получающей очередной эмоциональный стресс через цвет и звук.

Сейчас люди совершенно свободно могут использовать для украшения черный цвет для губ, синие и зеленые лаки для ногтей, черные круги под глазами и яркую татуировку.

И дело не в вызове, а в разбалансировке восприятия, когда и глаз, и разум  готовы  принимать не просто неестественность, но не гармоничность и уничтожение самого цвета в его единстве с образом.

Лиловый цвет губ, от легкого до черного, дан людям с соответствующим цветом кожи. И это норма, но для светлой кожи – это нонсенс, признак болезни прогрессирующей в смерть. Но мода утвердила эмоциональный абсурд цвета и люди смирились. Более того, они стали поклоняться смерти именно через восприятие этого контраста между жизнью и ее уничтожением.

Люди отлично поняли, что разрушение гармонии есть вызов и уход от рационального восприятия бытия. На этом некогда-строились древние религиозные мистификации. И теперь они вновь возвращаются в мир людей современных, чтобы уничтожить реальность, и создать изощренный мир фантастической дисгармонии.

Нам навязывают не красоту  природы, а мистику фантасмагории в цвете, призванной или возбуждать или погружать в прострацию. И люди верят, и считают, чем резче контраст, чем агрессивнее вызов, тем это современнее и оригинальнее.

Посмотрите на флаг ЛГБТ. Он символ отнюдь не единства разных людей. Он символ дисгармонии и разрушения подчиненности противоестественного естественному закону и порядку.  Цветовой спектр, но поданный в виде флага, он становится уничтожителем гармонии.

В то же время  цветовое  единство в  кольцах  Олимпийской эмблемы гармонично и умиротворяюще. Здесь люди думали действительно о единстве, а не о разрушении.

Ныне в моде яркость и вызов. Но и то, и другое тем не менее, тоже могут быть вполне гармоничны и эстетичны.

В Советском Союзе тенденция была на развитие понимания красоты, гармонии и знания, а не на восприятии хаоса, как удобства бездумного бытия. В капиталистическом обществе важны продажа и прибыль. Разрушьте канон, авторитет и гармонию, и вы продадите все, что захотите.

Недавно А. Кончаловский написал, что «Элита — это не те, у кого много денег. Элита — это те, кто в совершенстве владеет самим собой.

Чтобы попасть в элиту нужны два условия. Шанс и умение владеть собой. Плюс отсутствие вульгарности. Вульгарными людьми пользуются, а обладающими выдержкой принимают за своих.»

Но вот отличить вульгарность от красоты в наше время почти невозможно. Теперь вульгарность становится образцом для подражания и на ней воспитывают молодежь. Более того, сейчас нам в качестве образца для подражания под видом элиты преподносят артистические тусовки из личностей настолько вульгарных и тривиальных, что простой человек уже не способен отличить где подлинность, а где подделка.

Людям нужно возвращаться к чистоте восприятия мира. Карантин и самоизоляция должны научить людей, вырвавшихся на природу, но еще не имеющих возможности заглушить свежесть восприятия искусственными развлечениями и удовольствиями в виде кафе, праздников с салютами, путешествиями с анимацией и тому подобное,  видеть красоту в природе, в тишине и яркости цвета жизни.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic