Category:

«Cвечной заводик». От учреждений культуры — к подпольным цехам


Открытое обращение редакции «Блокнот Волжский» к прокурору Волжского Петру Забродину по ситуации с масками.

УВАЖАЕМЫЙ ПЕТР ВАЛЕНТИНОВИЧ!

В анонимных телеграм-каналах появились фотографии документов, похожих на ответы прокуратуры города Волжский (Волгоградская область) о проверке нарушений закона по фактам организации в муниципальном учреждениях культуры подпольных цехов по пошиву, как выяснилось, крайне некачественных масок, угрожавшим, на наш взгляд, здоровью и жизням пожилых людей Волгоградской области.

На закупку масок с признаками масштабного брака потратили около 17,5 миллионов рублей бюджетных средств — из карманов налогоплательщиков. Из наших с вами карманов.

Фото: скриншот телеграм-канала «Полиграф 34»

Судя по ответам, опубликованным в анонимных телеграм-каналах, прокуратура Волжского не нашла нарушений закона в этой резонансной для общества и угрожающей ее интересам истории — по фактам сомнительных трат бюджетных средств на контракты ИП Бронникова и организацию «подпольных цехов» с работой в ночное время с привлечением труда несовершеннолетних и выплатой вознаграждения наличными средствами без какого-либо учета.

Между тем, контракт ИП Бронников выиграл в рамках распоряжения губернатора Волгоградской области Андрея Ивановича Бочарова, который постановил обеспечить бесплатными многоразовыми масками жителей Волгоградской области старше 60 лет.

В нашу редакцию поступил шквал звонков и обращений, возмущенных жителей Волжского тем, что устроили в муниципальных учреждениях культуры — подпольные цеха с риском заразиться коронавирусом, так как там не соблюдался масочный режим и требования по социальной дистанции, по ночам использовали труд несовершеннолетних, а также крайне низким качеством масок, на которые потратили огромные средства налогоплательщиков.

Уважаемый Петр Валентинович, просим Вас ответить на наши вопросы.

Мы, конечно, не специалисты в законодательстве Российской Федерации. Но, наш взгляд, мы усмотрели признаки нарушений законов. Просим Вас разъяснить нам позицию прокуратуры Волжского попунктно по следующим вопросам.

1. Мы считаем, что подпольный цех по доработке масок был организован на территории муниципального ДК.

Муниципальные учреждения в области культуры осуществляют свою деятельность в целях, указанных в уставных документах, и прежде всего необходимых для осуществления основных видов их деятельности: таких как проведение культурно-массовых досуговых мероприятий; мероприятий для творческого развития детей, их самореализации. Организация работы не соответствующая целям учреждения действующим законодательством РФ запрещена.

В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальные учреждения являются некоммерческими организациями. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Некоммерческая организация должна вести учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Если у организации или общества есть прибыль, в штат зачислены сотрудники, которые получают заработную плату то все отчисления и отчеты должны соответствовать нормам российского законодательства.

Наказание для некоммерческих фондов, ассоциаций, обществ, союзов предусмотрено в следующих формах: предписания, рекомендации, уведомления, требования: административный штраф (согласно главе 19 Кодекса об административных правонарушений РФ); приостановка деятельности; ликвидация НКО по решению суда.

Ответственность определяется исходя из обстоятельств, которые повлекли нарушение.

2. Мы считаем, что людей на работу привлекали через социальные сети. Трудовые отношения с ними никак не оформляли.

Социальные сети и мессенджеры стремительно вошли в наши жизни, каждый человек хотя бы раз в течение дня проверяет свою страничку и наличие сообщений. Многие работодатели создают специальные группы, либо в уже созданных дают объявления о вакансиях. Статья 63 Трудового кодекса РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе. Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Они регулируются ст.5.27 КоАП РФ: штраф на граждан — от 3 до 5 тыс. руб., должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора штраф на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

3. Мы считаем, что на работу принимали несовершеннолетних. Они работали, как днем, так и ночью.

Статья 63 Трудового кодекса РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе. Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет. На основании ч.3 ст. 63 ТК РФ обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства. Кроме того, ТК РФ запрещает: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни: запрет применения труда несовершеннолетних в ночное время установлен статьей 96 ТК РФ.

За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Они регулируются ст.5.27 КоАП РФ: штраф на граждан — от 3 до 5 тыс. руб., должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора штраф на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

4. По словам свидетелей, контролировала подпольных цех Елена Славина, начальник управления культуры.

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем, в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести. Бюджетный кодекс определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Таким образом основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

В данном случае, чтобы определить долю ответственности как самого муниципального учреждения, так и его руководителя, необходимо провести должную проверку и выяснить: откуда маски, предназначенные для упаковки, кто занимался пошивом данных масок, на основании чего на территории муниципального учреждения происходит упаковка, куда в дальнейшем поступают данные маски, из какого бюджета людям платят «заработную плату» и т.тд.

5. Мы считаем, что людям платили из «черной кассы».

В своих жалобах редакции рабочие на масках рассказывали, что деньги они получали наличными, подпись свою ставили только в каких-то неофициальных бланках. Это законно?

Непосредственно в нормативах российского законодательства нет никаких ограничений на выплату гражданам РФ положенной им заработной платы наличными. Так, работодатель устанавливает общий порядок выплаты зарплаты во внутренних документах организации, а также обязательно отражает этот факт в трудовом договоре с работником — выплачиваться зарплата может как наличными, так и путем зачисления средств на банковский счет трудящегося.

С 1 июля 2018 года запрещают выплату зарплаты наличными сотрудникам бюджетных учреждений и госслужащих в общих случаях — она допускается лишь при невозможности обеспечить безналичный расчет с таковыми работниками. Безналичный расчет со всеми сотрудниками бюджетных учреждений, а также с лицами, состоящими на муниципальной или государственной службе, должен осуществляться исключительно путем использования национальной платежной системы.

В данном случае идет нарушение в области трудового законодательства и, возможно, в области незаконного/нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ), за которое предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, а также предусмотрена и уголовная ответственность по статье 285.1 Уголовного кодекса РФ с наказанием в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев.

6. Мы считаем, что рабочие по доработке масок нарушили масочный режим и режим самоизоляции. Получается, что работодатель нарушил санитарно-эпидимологическое состояние населения.

Постановлениями губернатора Волгоградской области на территории региона действует режим самоизоляции и масочный режим. В последнем постановлении № 359 от 5.06.2020 года указано, что работодатель должен, в случае если он входит в категорию предприятий, которым разрешено осуществлять деятельность, разделить рабочие потоки, обеспечить подчиненных антисептиками, измерять им температуру, по возможности перевести сотрудников на удаленный режим работы, организовать перевозку своих сотрудников (если нет возможности перевести их на «удаленку»)с места проживания к месту работы и обратно и так далее.

Добавим, что дворцы культуры в режим самоизоляции должны быть закрыты.

Получается, что нарушений в организации подпольного цеха масса, а уголовного дела так и нет. Не значит ли это, что работа цеха организована не просто на уровне муниципального учреждения и муниципального служащего, а на уровне более высших инстанций? Почему прокурорская проверка не выявила факт нарушения вышеперечисленных статей закона, которые подкреплены словами свидетелей и, для наглядности, изображениями?

Кстати, бытует мнение, которое опять же «гуляет» на просторах популярных Telegram-каналах, что Илья Бронников (тот самый ИП, который выиграл тендер на поставку масок) — «близкий друг, товарищ одного влиятельного правохранителя». Фамилий не названо, а значит и информация пока остается лишь слухом.

Кроме того, Бронников нарушил сразу несколько пунктов закупки, за что получил штрафы, стоимость тендера снизилась до 14,7 млн рублей. Однако при таком количестве нареканий возникает вопрос: кто в руководстве области ответит за, мягко говоря, странный выбор подрядчика, который даже после таких срывов умудрился не попасть в реестр недобросовестных поставщиков? Не значит ли это, что отвратительного качества маска для пожилых людей — лишь способ наживы и присвоения бюджетных средств?

Фото: скриншот телеграм-канала «Волжский Бухарь»

Уважаемый Петр Валентинович! В соответствии с ФЗ «О СМИ» просим рассмотреть наше открытое обращение по резонансной для города Волжский ситуации, направить ответы на все 6 пунктов наших вопросов в установленные законом сроки.

Со своей стороны обязуемся опубликовать Ваши ответы на наши вопросы полностью, без сокращений и правок.

С уважением, сотрудники редакции «Блокнот Волжский»

Источник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic