Благие помыслы и старые привычки
О серых зарплатах, выгодных работодателю и об арендодателях, думающих о собственной прибыли.

В Совфеде предложили уголовное наказание за выплаты серых зарплат
Сейчас уголовная ответственность предусмотрена только если размер серой зарплаты составляет 100 тыс. руб. и больше. Парламентарии предложили наказывать всех работодателей, которые платят таким образом
В России могут ввести уголовную ответственность за начисление серой зарплаты. Такое предложение для включения в общенациональный план действий по восстановлению экономики направил глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов, передает «РИА Новости».
Мысли здравые и благие, но думается, они встретят такой же организованный протест, как и по вопросам аренды.

Кабмин изменил законопроект о расторжении аренды. ТЦ разрешили не возвращать депозит
«Несмотря на то что все ТЦ в стране закрыты, отрасль даже не признана пострадавшей. Государство должно поддержать всю цепочку, а сейчас оно пытается занять сторону одного участника».
Правительство ко второму чтению законопроекта о регулировании отношений торгцентров и ритейлеров внесло в него поправки, невыгодные для арендаторов, пишет The Bell. В новой версии документа расширен круг получателей поддержки, но при расторжении договора аренды торговым центрам разрешено не возвращать арендаторам депозиты, размер которых может доходить до шести месячных платежей.
Из новой версии законопроекта для расторжения договора на таких условиях исключили пункт о падении выручки на 50% или более после введения режима повышенной готовности. Вместе с тем арендодателю предлагается дать право не возвращать арендатору депозит. В прежней версии документа поправки выглядели выгоднее для арендаторов, однако это вызвало протест со стороны собственников торговых и офисных центров, которые пригрозили коллапсом рынка коммерческой недвижимости и дефолтом по банковским кредитам на 6 трлн руб.
Впрочем, собственники торгцентров недовольны предлагаемыми поправками: законодатель в принципе не должен вмешиваться во взаимоотношения арендодателей и арендаторов, которые регулируются Гражданским кодексом и договорами аренды, сказал глава Российского совета торговых центров Булат Шакиров.
Отрасли торговых центров на сегодня не оказано никакой помощи от правительства. Несмотря на то что все ТЦ в стране закрыты, она даже не признана пострадавшей, — говорит он, считая поправки популистскими. — Государство должно поддержать всю цепочку — владельцев ТЦ, банки и арендаторов, а сейчас оно пытается занять сторону одного участника. Слава богу, что хотя бы перед вторым чтением это затормозилось и начали все-таки слушать владельцев недвижимости.
Напомним, при обсуждении первой версии законопроекта в Российском совете торговых центров (РСТЦ), заявляли, что его принятие повлечет «необратимое разрушение отрасли без возможности восстановления», а сами ТЦ превратятся в «полупустые бетонные коробки с рисками для посещения», пройдут через дефолты и перейдут к банкам и государству, «которые не смогут восстановить их экономическую и социальную ценность даже в среднесрочной перспективе».

P.S. Не знаю как кому, а многим потребителям подобный поворот событий пришелся бы по вкусу. Гораздо приятнее заходить в отдельные магазины, как и прежде расположенные в домах вдоль улиц, а потом посидеть в кафе, на окрытой веранде, в сквере, чем вдухать ароматы восточных или западных фаст-фудов одной направеленности: быстрее, стандартнее, равнодушнее.
«Полупустые» бетонные коробки могут поменять свое назначение и стать не суррогатным местом времяпрепровождения, а чем -то принципиально новым и интересным, как когда-то были дворцы культуры, спорта, дома быта или сеть музейных экспозиций
В России самое большое количество торговых площадей и самое большое число граждан занято в сфере торговли. Может быть торговля и дает жизнь городам, но ее избыток в ущерб иным направлениям в экономики говорит не о богатстве страны, а о ее второстепенности как страны будущего.
Очень хотелось бы, чтобы пандемия хоть в самом начале подтолкнула бы граждан к изменению их образу жизни и заставила задуматься об иных сферах культуры и развития, а не только покупкой-продажей гаранировало рост кцуотуры и благосостояния нации.
Место для отдыха
Огромные моллы для урбанистов и градостроителей как бельмо на глазу. «Они стали городами в городе, изолированными пространствами, не включенными в среду,— констатирует партнер бюро Citymakers Петр Кудрявцев.— Но трафик в них огромен, и многим они заменили общественные пространства.
«Комфортное городское пространство — удобные улицы, площади, парки — по сути своей и являются торговыми центрами, но под открытым небом»,— поддерживает коллегу Юлия Шульга.
Такие объекты замещают полноценный досуг горожан псевдокультурной повесткой гигантских шопинг-моллов, — считает сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро.
Перемены неизбежны
Исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди считает, что сейчас рынок торговой недвижимости проходит глобальную перезагрузку, которая позитивно повлияет на этот сектор в исторической перспективе, но в моменте не сможет пройти без значительных потерь для бизнеса:
Если летом мы увидим волну высвобождения площадей, то уже осенью начнется период стабилизации, которая войдет в свою активную фазу в конце 2020 года,— считает эксперт.
Ритейлеры уже приготовились к закрытию части торговых центров, так как помещений больше, чем нужно, уверен Иван Шахин. Уже сейчас, по его словам, наблюдается «естественная чистка» среди торгцентров. Та бизнес-модель, которая работала на этом рынке до введения ограничительных мер, не будет эффективной в новых реалиях, добавляет директор ГК «Обувь России» Антон Титов.
Эксперты сходятся во мнении, что пандемия привела к резкому скачку онлайн-торговли, который уже начал менять сложившийся ландшафт рынка.
Кинотеатры и фуд-корты, которые раньше являлись генераторами трафика покупателей в торгцентрах, уж не смогут выполнять эту функцию, — убежден Антон Титов.
Россия в этом плане не уникальна. Так, в Великобритании, по данным Knight Frank, в сегменте непродовольственного ритейла доля e-commerce увеличились до 40%. На онлайн-покупки переключились даже люди, которые раньше не были активными интернет-пользователями, отмечает Титов.
Возможно, в недалеком будущем мы увидим со стороны торгцентров попытки глубокой интеграции с онлайн, что приведет, например, к массовому запуску собственных маркетплейсов,— прогнозирует он.
В розничном бизнесе произошла подмена ключевой характеристики успешности торговой точки с локации на удобную логистику, считает Иван Шахин: «Ценность локации торговой точки теряется с появлением сверхбыстрой доставки из интернет-магазина прямо домой покупателю или в удобный для него пункт выдачи рядом с домом — так называемые pickup points». Поэтому, не исключает директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько, в наиболее пострадавших из-за текущего кризиса торгцентрах опустевшие площади будут заполняться форматами, которым нужен не столько трафик, сколько конкретный адрес: пункты выдачи заказов с городскими складами и фабрики-кухни.
Но в Knight Frank, ссылаясь на прогнозы коллег из Великобритании, предупреждают, что ситуация может оказаться иной. «Как только в Британии магазины откроются, доля онлайн-продаж непродовольственных товаров вернется к прежнему уровню (как до момента закрытия магазинов) — около 20% — и возобновит докризисную траекторию роста»,— говорится в отчете компании.
Скорее всего так и будет. Человек не готов покупать только то, что увидел на экране компьютера. Он должен выбрать, почувствовать товар, изучить его реально, а не виртуально.
Продуктовый он-лайн шопинг умрет сам собой непременно, потому что он-лайн невозможно быть уверенным в качестве, свежести и даже размере предлагаемого товара.
Люди вернутся в магазины, и если эти магазины станут не гипермаркетами, а удобными магазинчиками и кафе шаговой доступности, то для человечества будет лучше.