ansari75

Categories:

Глубинная преемственность

Кукиш на алтаре. Пневмония. Крым. Народность

Русский философ и публицист Пётр Чаадаев, обычно узнавая вечером последние распоряжения правительства, задумчиво вопрошал: «Интересно, а какой кукиш завтра положат они на алтарь Отечества?»

В душной николаевской России второй трети XIX века труды Чаадаева были запрещены к публикации. Николай I, лично ознакомившись в 1836 году с его знаменитым «Философическим письмом», пришёл в ярость и Чаадаева на время официально объявили… «сумасшедшим», а позже запретили писать.

Путин по-своему пытается заимствовать некоторые исторические традиции отечественных правителей. Вот и 11 мая в обращении к россиянам он снова выложил и положил перед ними свой очередной кукиш. Чтобы потом федеральные каналы часами в восхищении обмусоливали тот со всех сторон.

Впрочем, последнее все меньше на кого-то оказывает серьёзное воздействие. За последние два месяца про «Недообнуленного», если не все, то очень многие всё поняли — даже из числа его ещё вчерашних сторонников. «Умри или сдохни».

Новый, «коронавирусный» сезон старого 20-летнего путинского сериала уже успел набить оскомину пошлыми и предсказуемыми в своей примитивности и лживости сюжетами и репликами. Всё равно, что пересматривать ежегодные прямые линии президента с народом. Не дай бог так оголодать!

Да и в общих чертах уже можно догадаться, чем именно рано или поздно закончатся для страны все эти путинские шоу и «телепередачи» с одними и теми же повторяющимися кукишами на алтарях и в карманах…

... А что касается Пётра Чаадаева, то он так и прожил два десятка лет под надзором в Москве во флигеле дома на Новой Басманной улице. Скончался «Басманный философ», как его тогда назвали современники, 14 (26) апреля 1856 года от воспаления лёгких. Он пережил своего венценосного оппонента немногим больше, чем на год.

Николай I умер 18 февраля (2 марта) 1855-го в Петербурге. Официально тоже от пневмонии. Но, возможно, и от осознания того, что дело всей жизни оказалось загубленным. Его же системой.

Ровно через 62 года при его правнуке-тезке не стало и Российской империи.

Отчасти одной из глубинных исторических причин случившегося стало то, что страна не смогла окончательно преодолеть последствия той «заморозки» социально--общественной жизни, которую Николай Павлович проводил под уваровским лозунгом «Православия, Самодержавия, Народности», методами начальника Третьего отделения Бенкендорфа и главы тайной полиции Дюбельта.

Сегодняшние державные «кукиши» и квазиварианты «Теории самодержавной народности» формулируют и проводят в жизнь люди намного более циничные и абсолютно беспринципные. И вместе с тем несоизмеримо более мелкие и ограниченные. Что в совокупности нивелирует и без того невеликий прикладной и практический эффект от их «трудов». А значит существенно не продлевает время Главного заказчика на троне.

Судите сами:

«глубинный народ», «долгое государство Путина», «суверенная демократия», «духовные скрепы», «традиционные ценности», «патриотизм, как идеология», «священная Победа», «Бог — в Конституции», Сталин на плакатах, цитаты Ильина в речах Путина…

Такой чудовищный замес чего-то «евразийского», почвенного и антизападного с «советским», клерикальным и «консервативным».

В отличие от того, что было раньше (как к этому ни относись), нынешнее создано исключительно для того, чтобы, как фиговым листком, прикрывать и оправдывать проект путинского ограбления века в России.

Но, очевидно, что Сурков или Кириенко — это не граф Уваров. Граф Бенкендорф — не Патрушев или Бортников. Путин — не царь Николай Павлович. А «осажденная крепость» с налепленными эклектичными башенками из осколков «белой» и «красной» империй — не новый жизнеспособный «мессианский проект».

История (и идеология) повторяется в путинской России в виде какого-то нелепого трагифарса.

___________________

P.S. Читаешь историю, русскую литературу,  статьи на злобу дня и невольно возникает вопрос: а так ли уж от Путина зависят эти кукиши на алтаре Отечества? Не сказывается эта самая глубинная преемственность поколений?

Однажды, сто лет назад, страну повернули на подлинно культурный европейский, но только без капитализма и частной собственности путь. Страна стала делать поразительные успехи. Потому что народ из раба и холопа стал по настоящему равным и свободным. Не безответственно неуправляемым, а именно свободным духовно. 

Но ту систему сломали. Решили сделать по-европейски уже на основе капитализма и частной собственности.

И что? Страна стала не на европейские рельсы, а вернулась на сто лет назад.

За что бы вы ни взялись, во всем найдете аналогии с времен Иоанна Грозного и особенно, Николая 1 и Александра 3. 

Не получается пойти вперед. В обратную сторону тянет буквально всех, от властей и чиновников до народа и попов.

Это где, в какой стране, кроме мусульманских ортодоксальных, призывают вернуться к Шариату, Домострою, ломать жену через колено и делать главным мужчину, даже когда он лежит на диване и проедает деньги, заработанные женой? Ни в Европе, ни в Америке. А вот в царской России – всегда пожалуйста. Это ж в русских селеньях, а не европейских баба коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Она и теперь вновь вернула себе тот же статус кормильца, поильца и защитника. Вот только вместо уважения получает эпитеты бесплатных проституток.

Не случайно сейчас стало популярно цитировать классику Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Лескова, Чехова.

Какую бы книгу дореволюционных времен вы бы ни открыли, везде найдете эпизоды, сцены и ситуации идентичные современным. Наше прошлое, от которого мыслители и патриоты мечтали освободиться, вернулось через сто лет в Россию.

У нас вновь сложилась особая  вертикаль власти с духовными скрепами , которая и есть главный потребитель богатств и трудов народа.

А те, из народа, кто как дореволюционные купцы пытаются стать деловыми людьми и предпринимателями, начинают с подрядов у чиновничества и через чиновничество, продолжают через откаты и рэкет, а возмещают и то, и другое, и убытки и делают прибыли в свой карман через обман простых граждан, которым продают свой товар далеко не европейского качества.

Наше импортозамещение ничем не отличается от Кашинского, описанного еще Салтыковым –Щедриным.

Разумеется, прежде всего нас заинтересовало кашинское виноделие. С давних пор оно составляло предмет миллионных оборотов, послужило основанием для миллионных состояний и питало помещичий патриотизм во всей восточной полосе Тверской губернии. 

Оказалось, что никаких виноградников в Кашине нет, а виноделие производится в принадлежащих виноделам подвалах и погребах. Процесс выделки изумительно простой. В основание каждого сорта вина берется подлинная бочка из-под подлинного вина. В эту подлинную бочку наливаются, в определенной пропорции, астраханский чихирь и вода. Подходящую воду доставляет река Кашинка, но в последнее время дознано, что река Которосль (в Ярославле) тоже в изобилии обладает хересными и лафитными свойствами. Когда разбавленный чихирь провоняет от бочки надлежащим запахом, тогда приступают к сдабриванию его. На бочку вливается ведро спирта, и затем, смотря по свойству выделываемого вина: на мадеру — столько-то патоки, на малагу — дегтя, на рейнвейн — сахарного свинца и т. д. Эту смесь мешают до тех пор, пока она не сделается однородною, и потом закупоривают. Когда вино отстоится, приходит хозяин или главный приказчик и сортирует. Плюнет один раз — выйдет просто мадера (цена 40 к.); плюнет два раза — выйдет цвеймадера (цена от 40 коп. до рубля) ; плюнет три раза — выйдет дреймадера (цена от 1 р. 50 к. и выше, ежели, например, мадера столетняя). Точно так же малага: просто малага, малага vieux и малага très vieux, или рейнвейны: Liebfrauenmilch, Hochheimer и Johannisberger. Но ежели при этом случайно плюнет высокопоставленное лицо, то выйдет Cabinet-Auslass, то есть лучше не надо. Таковы кашинские вина1

Как же при таком раскладе возложить на алтарь Отечества нечто иное, чем кукиш. У нас ведь за благие пожелания в остроги не сажают и с места не смещают. А ведь в каждой речи Путина кроме пожеланий ничего и нет. «Я рекомендовал. Я подписал указ. Я распорядился». А исполнение? Кто ответственен и каким образом, если банки указы слышали, а распоряжений в письменном виде не получали.

Удивительно, но факт, Россия, которую мы потеряли и которую оплакивал Говорухин, вернулась в своем старом привычном виде, будто и не бывало никаких семидесяти лет Советской власти.

А для отвода глаз и уверения простого народа в том, что Великая Победа не канула в лету, в новом военном храме помещают портреты советских полководцев и Сталина.

Нечто очень похожее на Россию — Третий Рим.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic