Что такое настоящее здравоохранение
Можно охать и ахать по поводу нынешней эпидемии. А можно и нужно показать хотя бы принципы нормального здравоохранения; и читателю станет ясно, почему путинский режим импотентен априори; и почему должен быть сменен чем быстрее, тем лучше. Вот такая критика – какая надо критика.
Итак, что такое настоящее здравоохранение и по поводу финансового обеспечения, и по поводу административных полномочий.
***
Российские политики и экономисты ломают копья насчет Фонда национального благосостояния (ФНБ). В частности, А. Навальный успел нашуметь со своими «пятью шагами». А вот НЕ ФАКТ, что ФНБ нужен в обозримой перспективе! Далеко не факт. Гораздо лучше объединить ФНБ с Пенсионным фондом (ПФ), Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фондом социального страхования (ФСС) в единый Бюджет государственного социального страхования (БГС). Это будет и реальным благосостоянием, и реальным страхованием.
Во-первых, уже само понятие «внебюджетный фонд» насчет ФНБ, ПФ, ФОМС и ФСС – вопиющий обман. Если эти фонды наполняются из налогов и пошлин – а так оно и есть - это обыкновенный бюджет и ничто иное! Но буржуи нагло переиначили по простой причине: внебюджетные фонды проверяются только в предусмотренных случаях (той же Счетной палатой). И, разумеется, власти могут ограничить и зарегулировать такие случаи для уменьшения утечек информации о творящемся там бардаке.
Поэтому, нет уж, пусть едросы идут лесом: а все эти якобы внебюджетные фонды надо объединить в нормальный бюджет, чтобы доходы и расходы были и оперативными, и под контролем общества. Поэтому именно БГС.
А отсюда, во-вторых, уже можно выкинуть кучу чиновников на улицу путем синергии, а их оклады (здания-автомобили-оборудование и так далее) пустить на здравоохранение. Тем более выкинутый офисный планктон, ставший рабочими-дворниками-продавцами, создаст реальный продукт.
Но главное, в-третьих, базовое спасение в случае хоть какого мирового кризиса и хоть какого падения цен на углеводороды заключается в большом ВНУТРЕННЕМ СПРОСЕ с вытекающим отсюда РАЗНООБРАЗНЫМ экспортом. В совокупности с реальной антимонопольной службой, правильной налоговой системой и низкой ставкой рефинансирования это выручит всегда и везде! И если БГС направит свои гигантские ресурсы на общественные фонды потребления; то и никакой кризис, и никакой вирус не страшны.
Допустим, мировой кризис вкупе с эпидемией все-таки случился. Но предыдущий высокий и продолжительный спрос от социальных выплат БГС позволил предприятиям накопить приличный жирок в виде амортизации, резервов, депозитов, фондов науки и техники, фондов социального развития, личных сбережений и тому подобное. Тем более такой гигантский фонд может прикупить государственный долг с соответствующей дополнительной поддержкой трудящихся. А это отнюдь не хухры-мухры, когда масштаб средств позволяет обеспечить приемлемые проценты облигаций; и под это дело и центробанк может и должен снизить ставку. Это весьма серьезная поддержка.
Но более того. Если высокий спрос создаст и высокотехнологичные производства, то и экспорт будет разносторонним от агропрома с фармакологией до машин с авиакосмосом, а отсюда с соответствующим крепким торговым балансом, золотовалютными резервами и налогами. Ну, рухнет сырье; ну, рухнут машины; но жрать-то все хотят; да и фармакология со всякими ИВЛ и масками ни только не рухнет, а вырастит.
Но более того. Те же «либералы» и даже навальнисты ой как хитрят, переключая акцент внимания только на «кубышку». Но отнюдь не последнюю роль – а может быть, и первую - играет правильная налоговая система (пошлины). Если будет прогрессивный налог; да налог на всякую роскошь; если будет госмонополия на водку и табак; если никаких офшоров; если в меру протекционистские пошлины; то и бюджет страны не пострадает от низких углеродных цен и противоэпидемиологических трат заметным образом, что вкупе с БГС, настоящей антимонопольной службой, правильными госдолгом и ставкой центробанка амортизирует самые тяжелые моменты. Тогда смысл в нынешней «кубышке» исчезает полностью подобно бесполезному замораживанию!
Поэтому столь хваленый кудринский ФНБ – ДЕБИЛИЗМ! Это все равно что постоянно недоедать, чтобы в случае кризиса лишь не сдохнуть. Но гораздо лучше постоянно быть сытым, крепким и здоровым в условиях БГС не в меньшей степени; и лишь во время кризиса немного похудеть. И что правильно, вопрос риторический.
Но один смысл у ФНБ все же имеется. Это банальный шантаж. То есть, будете слушаться Путина – будут вам крохи с барского стола. Будете дерзить и давить - ничего не дадим. В одной руке кнут в виде Росгвардии – в другой пряник в виде ФНБ. Старо, как мир. Вот и все!
Поэтому Навальный прав насчет распотрошения ФНБ. Можно начинать хотя бы так. Но если путинский режим упрется рогами в землю, - а так и будет, - то иного средства кроме социалистической революции не существует с общественными фондами потребления в форме БГС и тратами на здравоохранение в том числе. Так что лучше подумать об этом уже сейчас. Если олигархи не хотят отдавать часть богатств – народ заберет ВСЕ! Только так и никак иначе.
Но пока об анализе ситуации. Путинский бардак не ограничивается финансовым шантажом. К примеру, любой читатель может посмотреть на структуру своей мэрии и увидеть, что даже достаточно большое управление образования присутствует (к тому же школы обеспечивают выборы, поэтому едросам приходится считаться); а вот управление здравоохранения… отсутствует! Возникает этакий когнитивный диссонанс. То же управление по физической культуре и спорту имеется - а здравоохранение ни гу-гу. Значит, заниматься спортом можно для путинского пиара – а вот лечиться не обязательно. «Приоритеты», мать иху.
То есть, нынешние медицинские учреждения подчиняются сразу областному центру (субъекту федерации) и через него Москве в виде, как правило, ОГАУЗ – областных государственных автономных учреждений здравоохранения; ОГБУЗ – областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения; и в таком духе. Муниципалитет в этой схеме не участвует, и заступиться не может. Отсюда и «оптимизация».
Следовательно, даже если жители, не довольные медицинским обслуживанием, придут к мэру, тот имеет все возможности развести руками. Мол, я не я и лошадь не моя. Надо обращаться «наверх». А пока суть да дело, терпите. Или идите к частникам. Выходит, и налоги платите – и лечитесь на свои же деньги. Сказ о том, как мужик двух генералов кормит.
Но даже если допустить чудо-чудное, что губернатор будет вменяемым мужиком, то и у него повязаны руки. Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и территориальных бюджетов (консолидированных бюджетов субъектов федерации). И вот цифры на 2019 год: доходы федерального бюджета – 14 845 млрд. рублей, а всех территориальных – 10 819 млрд. рублей. Даже если учитывать межбюджетные трансферты и прочие детали, итог очевиден – федеральный бюджет больше чуть ли ни на половину. А вот, к примеру, в сводном бюджете доходов Германии, наоборот, госбюджет равен (или даже чуть меньше) бюджету федеральных, городских и сельских земель. А в других странах доля государственного бюджета и того меньше.
Но мы же живем в путинской России. Даже вменяемый губернатор недееспособен, коль все уходит в федеральный бюджет. Поэтому ему надо подобно русским князьям кланяться в ордынско-путинские ножки, чтобы не было проблем с ярлыком, то есть с межбюджетными трансфертами. А если попробовать бодаться с филиалами ФПГ насчет трансфертных цен с соответствующим увеличением даже имеющихся налогов – так почти все лидеры ФПГ являются дружками Путина. Банда насильников и мародеров. Да что там говорить. Сейчас даже большинство губернаторов из «команды лидеров» Кириенко – поэтому скажут, снимай штаны и бегай, они и будут бегать. Выход только один – революция и социализм.
Настоящее здравоохранение – это социалистическое здравоохранение в виде назревающего СССР. На сегодняшний исторический момент это единственный идеал, подходы к которому уже видны.
Советская государственная система строится на гораздо более демократических принципах. Это уже затрагивалось в статьях автора, и в недавней «СССР против вируса» в том числе (и которую стоит прочитать несведущим, чтобы дальнейшее изложение было простым и ясным). Но если говорить конкретнее, к примеру, то «... К числу г а р а н т и й, обеспечивающих роль сессий как главной организационно-правовой формы деятельности Советов, относятся: а) регулярность сессий; б) презумпция компетентности Совета во всех вопросах, отнесенных законодательством к соответствующему уровню системы управления; в) закрепление исключительных полномочий Совета; г) фактическое рассмотрение Советами наиболее значительных актуальных вопросов экономического и социального развития на своей территории; д) активность депутатов на сессиях, учет в работе сессий и принимаемых решениях наказов избирателей, общественного мнения и предложений граждан…»
То есть, институт президента не нужен в принципе для реальной демократии. От него показухи много – а толку мало в виде отсутствия того же ЧС. Потому что, наоборот, тот же Президиум Верховного Совета СССР никуда не денется с подводной лодки, и будет вынужден объявить нормальное чрезвычайное положение с соответствующими выплатами и поддержкой трудящихся незамедлительно! Иначе ближайшая сессия (эффект регулярности) – и даже внеочередная по желанию одной трети депутатов – переизберет его к чертовой матери вплоть до уголовного преследования (исключительные полномочия и компетенция сессии). Вот и все! И не надо дурочку валять с каким-то дебильнейшим «разделением властей».
Но иной читатель вправе возразить. Если все так хорошо, почему первый Советский Союз накрылся медным тазом. А потому что первый блин комом! Второй Союз будет в разы лучше. За одного битого двух небитых дают. Собственно, что и называется обыкновенным прогрессом.
Вот насчет «фактического рассмотрения» и «активности депутатов» и были проблемы. Но которые решаются весьма коренным образом распространением советской выборности до уровня трудовых коллективов (фабзавкомы и СТК). Тогда отзыв депутата становится реальным и формально, и материально; поэтому последний и вынужден будет и активизироваться, и фактически рассматривать. Автор писал об этом много раз; и надо уточнить лишь о горбачевской провокации, когда «разделение властей» было пропихнуто в Закон о госпредприятии 1987 года. Если эту провокацию разоблачить путем окончательной и полной власти выборного Совета над исполнительной администрацией, то советская демократическая система предстает во всей красе и мощи. Органичное соединение территориального и производственного самоуправления трудящихся переломает хребет хоть какому врагу, и хоть какому вирусу.
Поэтому и вся система здравоохранения строится другим образом. Финансы остаются «внизу» большей частью – поэтому и регионы, и их районы могут реагировать гораздо точнее и оперативнее и на общую ситуацию, и на местную специфику эпидемии. Районы (муниципалитеты по-нынешнему) построят на базе этих средств соответствующие медицинские учреждения (пусть больниц поменьше, но зато ФАПов побольше); но под боком, перехватывая рост болезни; быстрее получая диагноз; и с опытным персоналом, знающим и проводящим должную профилактику.
Отсюда районное управление здравоохранения должно быть несомненно, чтобы координировать противоэпидемиологические меры с исполкомом, ГО и ЧС, милицией, общественными организациями; чтобы местные медицинские ресурсы мультиплицировать с региональными и федеральными ресурсами; и так далее и тому подобное. Кстати, тогда и спорт с физкультурой будет к месту и времени. А насчет роста бюрократии можно даже не беспокоиться. Автор этих строк тыкал так и сяк ссылки насчет числа чиновников в нынешней России и СССР; и один черт, при всем разбросе, СССР выигрывал почти вдвое (где-то 80 чиновников на десять тысяч по сравнению со 160 ныне). И по простейшей причине, – если какой-либо читатель верит до сих пор в эффективность буржуазного «разделения властей», - то его остается только пожалеть.
***
Никто не отрицает необходимость борьбы за профсоюзы. Это замечательно наподобие недавнего призыва работников ангарского психоневрологического диспансера. Это ж до какой степени ссучености надо дойти путинским властям, чтобы выгонять несчастных людей с психическими расстройствами на улицу ради сиюминутных чиновных выгод. И критика некоторых по отношению к автору - что, мол, оный задолбал своими Советами, и не обращает внимания на реальную борьбу - абсолютно бестолковая, мягко говоря.
Вопрос совершенно в другом! А ради чего в итоге?! Это только метод – а ради какой конечной цели?!.. Чтобы выклянчить копейку, и на этом успокоиться?!.. Ну и, кто тогда подлинный революционер?!.. Риторический вопрос.
К примеру, в прошлом Союзе профсоюзов было хоть поварешкой ешь. Профсоюз на профсоюзе сидел и профсоюзом погонял. И чем закончилось, известно. Поэтому именно современные и модернизированные Советы, как показано выше, и нужны для окончательной победы трудящихся! И автор будет «долбить» в этом направлении и впредь. А вот если с такой целью, и для такой победы – то за профсоюзы надо драться, драться и драться. Кто ж спорит.
Далее, опять-таки видно из вышесказанного, что предлагаемые РКРП производственно-территориальные выборы не лезут ни в какие ворота в связи с современными производительными силами. Лечить старье еще большим старьем весьма как «оригинально». Потому что советская демократия будет полностью парализована; и воспользовавшись этим, буржуйские недобитки повылазят из всех щелей со своим «разделением». Вот уж спасибо.
Простейший пример. Если депутаты от производств уравняются по голосам с депутатами от территорий – что тогда?!.. Сколько тянуть резину, пустив дела на самотек?!.. Бестолковщина. А если дать кому-то на голос больше – это уже не демократия. Это уже раскол общества. Поэтому вторую Югославию с подобными выборами и на ять ненадь.
Уже ясно, и об этом также говорилось много раз, что производственно-территориальные выборы не всеобщие, не прямые, не равные и не тайные. И что, развитые и современные трудящиеся согласятся на это?!.. Бред какой-то. Поэтому члены РКРП кинулись в сектантскую крайность, за деревьями не видя леса. А вот то, и опять-таки, что за СТК и фабзавкомы надо драться, драться и драться – да на здоровье! Производственное самоуправление в соединении с территориальными выборами, то есть с учетом комплексного социально-экономического развития, и будет теми самыми небезызвестными ТПК – территориально-производственными комплексами.
Это все к тому, что социалистически настроенных трудящихся в России много. Тем более в условиях мирового кризиса и разрастающейся инфекции. Но чтобы объединиться в ударный отряд: надо, во-первых, представлять цель в виде современного СССР: во-вторых, активизировать все методы для этого в виде совместной деятельности партий, профсоюзов, общественных движений, сайтов и кружков; и в-третьих, устранить ошибки, которые мешают ходу дела.
И заголовок предоставил весьма подходящий повод для такого разговора. Прямо-таки весьма в силу актуальности борьбы с эпидемией; и чтобы общее было показано в конкретном разрезе для пущей доходчивости и убедительности. Что автор и попытался сделать.
Сергей Копылов