Социальные последствия пандемии коронавируса
Человечество находится в самом разгаре пандемии коронавируса, однако уже сейчас можно сказать, что эта пандемия спровоцировала один из самых больших кризисов капитализма за всю его историю.
Согласно ‘The Guardian’, а также ряду мировых финансовых изданий, сначала пандемия оказывала локальное влияние на фондовые биржи Китая, где с 21 января 2020 года начали снижаться объёмы торгов. Но уже 27 января, на фоне роста числа заболевших, падение затронуло FTSE 100 и европейские биржи. Дальнейшее развитие событий привело к глобальному обвалу фондового рынка, который начался 20 февраля 2020 года. Промышленный индекс Доу-Джонса, индекс S&P 500 и NASDAQ-100 упали 27 февраля в одну из худших торговых недель после финансового кризиса 2007—2008 годов. Рынки в течение следующей недели стали чрезвычайно волатильными, с колебаниями в 3 % или более за ежедневную сессию. 9 марта все три индекса Уолл-стрит упали более чем на 7 %, и большинство мировых рынков сообщили о снижении деловой активности, главным образом в ответ на ценовую войну на нефтяном рынке между Россией и Саудовской Аравией. Падение получило название Чёрный понедельник, и было худшим падением со времён Великой рецессии в 2008 году. Через три дня после Чёрного понедельника произошло ещё одно падение — Чёрный четверг, когда акции по всей Европе и Северной Америке упали более чем на 9 %. На Уолл-стрит произошло самое большое однодневное снижение процентных ставок со времён Чёрного понедельника в 1987 году.
Непосредственно пандемия привела к закрытию предприятий в странах с высоким процентом заболевших, резкому возрастанию спроса на продукты повседневного спроса, спекуляциям на рынке определенных товаров: противовирусных препаратов, санитарных масок, дезинфицирующих средств.
Из-за остановки предприятий в Китае, а затем и во всём мире спрос на нефть и нефтепродукты значительно упал. На фоне снижения спроса Россия и ОПЕК долгое время не могли договориться о сокращении добычи нефти и начали ценовую войну на рынке углеводородов что, в свою очередь, привело к обрушению цен на нефть.
Базируясь на данных ‘Bloomberg’, ВВП Германии упал на 9,8 процента, Франции — на 6 процентов, США – от 2,4% до 3,4%. Кроме того, экономисты ожидают, что ВВП США во II квартале текущего года снизится на 25% в годовом выражении, и это будет сильнейшее падение в истории страны. ВВП Японии сократился на более 6%. Всемирный банк (ВБ) прогнозирует снижение экономики Украины в 2020 году на 3,5% ВВП.
В докладе Всемирной Торговой Организации указывается, что спад в мировой торговле в 2020 году может составить от 13 до 32 процентов на фоне пандемии коронавируса,
В докладе, составленном на основе исследований Королевского колледжа Лондона и Австралийского национального университета, отмечается, что от 6% до 8% населения мира могут быть ввергнуты в нищету из-за того, что борющиеся с распространением коронавируса правительства разных стран парализуют целые отрасли экономики. В частности, приводится пример Бангладеш, где свыше 1 млн человек в текстильной отрасли уволили или отправили по домам из-за отмены и приостановки заказов.
Кризис в экономике и на рынке труда, порожденный пандемией коронавируса, может привести к росту мировой безработицы почти на 25 миллионов человек, говорится в последнем исследовании Международной организации труда (МОТ). Для сравнения: мировой финансовый кризис 2008-2009 годов оставил без работы 22 миллиона человек. По прогнозам, существенно вырастут и масштабы частичной безработицы: экономические последствия вирусной пандемии выразятся помимо прочего в сокращении продолжительности рабочего времени и оплаты труда. В развивающихся странах смягчить последствия потрясений нередко помогает самостоятельная занятость, но на этот раз из-за ограничений на передвижение людей (например, поставщиков услуг) и товаров этот фактор может не сработать. Сокращение занятости означает и существенные потери доходов работников. По оценкам авторов исследования, к концу 2020 года потери составят от 860 миллиардов до 3,4 триллиона долларов США. Это приведет к падению потребления товаров и услуг, что в свою очередь отразится на экономических перспективах предприятий и целых стран. Можно ожидать и существенного роста масштабов нищеты среди работающего населения, поскольку «проблемы с доходами, проистекающие из снижения экономической активности, приведут к разорению работников, живущих ниже черты бедности или возле нее». По оценкам МОТ, в мировом масштабе число людей, которые пополнят ряды работающей бедноты, составит от 8,8 до 35 млн. При этом изначально прогнозировалось, что в 2020 году оно, наоборот, снизится на 14 млн. Наибольшие опасения вызывает положение работников неформального сектора, которых в мире большинство, 61% от общей рабочей силы, или примерно 2 млрд. Эти люди не имеют тех средств социальной защиты, которыми располагают официально трудоустроенные. Эти люди встали перед неразрешимой дилеммой — они вынуждены остаться дома, но при этом не имеют никаких средств к существованию. В отчете говорится, что уже на сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе потеряно 125 млн рабочих мест.
Согласно данным МОТ, на фоне глобальной пандемии нового коронавируса, уровень безработицы в Израиле вырос в 6 раз и достиг 25%. Пандемия коронавируса привела к росту безработицы в Австрии до исторического максимума. В целом по стране число зарегистрированных безработных выросло на 4,7%, до 12,2% на конец марта, такого показателя не наблюдалось с 1946 года.
‘Foreign Affairs’ отмечает, что уже сейчас около 30% американцев не имеют достаточно собственности, чтобы рассчитаться с долгами. С начала пандемии коронавируса за пособием по безработице обратились почти 17 млн американцев (на 9 апреля 2020 г.).
Украинский экономист Алексей Кущ пишет, что в США, где общество материально несоизмеримо богаче украинского, президент Дональд Трамп заявил о намерении выделить каждому американцу с доходом менее 200 тыс. долл. в год правительственный чек на сумму в 1000 долл. и 500 долл. на ребенка. На Украине тоже пообещали одну тысячу, правда не долларов, а гривен, и не всем, а лишь пенсионерам с пенсией менее 5 тыс. грн. Но даже эта выплата произойдет лишь в апреле, и она будет разовая, а индексация пенсий, предусматривающая добавку в пределах 200-300 грн. и вовсе перенесена на май, хотя, возможно, это и не окончательный «перенос».
Согласно последнему опросу Ukrainian Marketing Group 29% украинских компаний приостановили бизнес на время карантина, 6% закрылись полностью. А число безработных увеличилось на 700 тыс.
Уже по состоянию на конец марта опрос компании Info Sapiens показал, что 60% украинцев ощутили финансовые потери. Так, 38% взрослых украинцев отметили уменьшение регулярного дохода семьи вследствие карантина, 16% — полную потерю дохода, 14% — потерю работы, 10% — другие финансовые убытки.
Показатели безработицы в Украине будут расти и из-за потери работы, и из-за возвращения заробитчан. В то же время конкуренцию на рынке труда ожидают безумную.
Согласно прогнозу экс-министра экономики Украины Тимофея Милованова, от 170 до 500 тыс. украинцев потеряют работу из-за карантина, введенного в связи с пандемией коронавируса.
Страны ЕС уже готовятся к тому, что к концу года безработица охватит 20% трудоспособного населения. В первую очередь с европейского рынка труда будут вытесняться трудовые мигранты, прибывшие из-за пределов ЕС.
Как и всегда, правящий класс уже сейчас пытается переложить тяготы кризиса на плечи рабочего класса. Официальные лица разных стран в открытую говорят о том, что сейчас главное – «спасти бизнес», а многие даже отмечают, что предстоящая жесткая конкуренция на рынке труда сможет стать благом для экономики. Продолжающиеся карантинные мероприятия в большинстве стран мира углубляют и усиливает мировой экономический кризис. Представляется очевидным, что сложившейся ситуации социальная напряженность и радикализация общества будет расти. Это дает существенные возможности левым силам всего мира, но, вместе с тем, если левые не смогут дать адекватный ответ текущим вызовам, инициативу могут перехватить и крайне правые. В последнее время мы видели несколько существенных примеров краха «умеренных левых» в мировой политике – поражение Корбина и корбинистов на выборах лидера лейбористкой партии (победителем стал респектабельный мейнстримовый политик Кир Стармер) или отказ Берни Сандерса продолжать борьбу за пост президента США и его призыв голосовать за Джо Байдена. Подобная ситуация – радикализация общества в результате глобального финансового кризиса и крах «розовых» дает подлинным марксистам существенный исторический шанс и крайне важно этим шансом правильно распорядиться.
Александр Щербаков
________________________
P.S. Можно было бы говорить о том, что главное спасти бизнес, если бы этот бизнес думал не о сохранении капиталов,а о создании рабочих мест.
Катастрофа серьезная, но не столь уж кардинальная в свете смены парадигму нынешнего развития цивилизации.
Деньги на месте, промышленные мощности на месте. Это не война с разрушениями и уничтожениями.
Почему же непременно все станут безработными? Разве не потому, что нынешняя система капитализма перестала создавать будущее, а занялась эксплуатацией человеческих слабостей? Все для комфортной жизни человека, все для его удовольствий и развлечений. Конечно, вернуться на такие масштабы эксплуатации потребительских радостей одномоментно не удастся.
Услуги, конечно, на какое-то время потеряют свою масштабность и вернутся к круги избранных как было в древности. Крестьяне, ремесленники, торговцы и аристократы. Все же остальные творческие силы служили только аристократам: искусства, архитектура, литература, наука, преподавание и лечение в том числе.
Но что-то мне подсказывает, что именно мелкий и средний бизнес все-таки восстановится быстро.
Там, где снимают понемногу карантин, все устремляются в кафе и на велосипедные прогулки. До пандемии и после зрительно разница не прослеживается.
Видимо, убытки у миллиардеров, у финансистов и банкиров. Надутые пузыри финансовой стабильности где-то лопнули. Вот и надо не пугать людей безработицей, а анализировать методы восстановления крупного бизнеса.
И понятно, что самое страшное для него, это необходимость повышать зарплаты, социальные пособия и затраты на здравоохранение и просвещение в связи с повышением цен из-за роста цен на энергоносители. Вот это и пугает хозяев мира.