Обратная сторона кризиса
Эпидемия коронавируса — тема нашумевшая, пожалуй, даже слишком нашумевшая. И в силу серьезности для государства и общества наверное следует оставить ее на рассмотрение специалистам, не сетевым, вчерашней переквалификации из доморощенных экономистов и политологов, а настоящим вирусологам, которые досконально разбираются в вопросе инкубационных периодов, симптомов, профилактики и лечения. А самим в условиях самоизоляции можно на досуге обратиться в не такое уж давнее прошлое, и посмотреть, как боролись наши предки с моровыми поветриями на Руси — наверняка это будет интересно и познавательно.
Двести лет назад, когда Одесса была южно-русским городом (а не как сейчас — «внутренним делом Украины», которой тогда еще не существовало), ее поразила «чумная зараза», появление которой сперва благополучно упустили из-за опасения потерь коммерческих выгод, так как карантинные меры совершенно пресекали торговлю. Правда, потом за это пришлось дорого расплачиваться:
«Город был разделен на охраняемые участки. Зачумленные дома заколачивались вместе с еще живыми людьми. Вокруг Военной и Карантинной балок стояло оцепление из солдат.
Даже явно здравствующих жителей категорически не выпускали наружу. В воинских казармах умерло от голода тридцать человек рядового состава. И все равно: ждать и терпеть, терпеть и ждать.
Началось мародерство — жадные и тупые типы соблазнялись вещами, оставшимися от умерших. Таким путем зараза распространялась от дома к дому
Одесситам вменено в обязанность дважды в день окуривать помещения, запрещено принимать гостей. Категорически возбраняется продажа second hand. На первых порах следовало наблюдать, чтобы не было скопления людей в питейных домах и других общественных местах. Закрыли дома терпимости, а всех проституток собрали в одном карантинном помещении, под страхом строгого наказания запретив принимать посетителей, каковые в случае задержания несли равную ответственность. Позже, по объявлению общего карантина, горожанам вообще запретили появляться в общественных местах — даже храмы закрылись.
Из обязанностей часового: «Останавливать пробиравшихся, стрелять по ним и преследовать штыком на известное расстояние».
Принятые меры дают результат. Чума прекратилась, но через несколько дней восстала вновь. Цитата из приказа: «По всем обстоятельствам полагать, что она скрывалась в деньгах…»
Губернатор граф Воронцов понимает, что деньги никто не отдаст и, тем паче, не уничтожит. По домам ходит специальная комиссия, предлагает отмывать ассигнации и полоскать медную и серебряную монету.
Чуть позже на Чумной горе поставили каменный знак: «Граф Воронцов предложил воздвигнуть здесь памятник для усопших от чумы в 1829 году». Давно уже нет этого памятного знака, однако о безымянных одесситах, по крайней мере, напоминает сам холм, до сих пор именуемый в народе Чумкой.
Так было раньше, и, прямо скажем, невелика заслуга жить через двести лет, в эпоху нанотехнологий и повальной цифровизации, если карантинные мероприятия и готовность к «моровому поветрию» путинского правительства мало чем отличаются от уже опробованных. По обыкновению опоздали к началу, ведь еще недавно вице-премьер Татьяна Голикова заверяла, что в России нет повода для паники из-за ситуации с COVID-19. При этом она подчеркнула, что все меры, предпринимаемые властями для недопущения распространения коронавируса, носят профилактический характер. Тогда же и глава правительства Михаил Мишустин заявил, что ситуация с распространением COVID-19 в России складывается намного благополучнее, чем во многих других странах.
Прошло совсем немного времени, и российские меры по борьбе с эпидемией и ее последствиями стали пугать больше, чем сама эпидемия. Разумеется, официального объявления ЧП не было, потому что форс-мажор штука накладная для бюджета, из которого народные нужды финансируются по остаточному принципу, зато режим самоизоляции гробит одну за другой отрасли хозяйства, и без того не весьма цветущие. И пока бездуховные западные партнеры заливают «вертолетными деньгами» своих граждан, РФ движется как всегда по особому пути:
С 1 июля тариф на газ, предназначенный населению, вырастет на 3%, для остальных категорий потребителей — на 2,99%, следует из приказа ФАС, опубликованного на портале правовых актов. Повышение газовых тарифов в разгар экономического кризиса производится, чтобы компенсировать потери «Газпрома» на внешнем рынке, где цены на газ резко упали, указывает партнер RusEnergy Михаил Крутихин.
Туристическая отрасль, гостиницы и авиакомпании уже находятся в состоянии клинической смерти. Следом, как гангрена, коронавирус будет пожирать непродовольственный ритейл, рестораны и сферу услуг. «В значительной степени эти сектора представлены малым и средним бизнесом: у большинства таких компаний нет подушки ликвидности, высокая доля фиксированных издержек (аренда, зарплаты), заметная долговая нагрузка и нередко низкая прибыльность, а главное — многие из них вынуждены были почти полностью остановить деятельность», — говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
Банк России объяснил, что в период кредитных каникул, предоставленных гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации или пострадали от снижения доходов в связи с пандемией коронавируса, проценты по займам продолжат начисляться. Как сообщается на сайте регулятора, оплатить их нужно будет по истечении льготного периода. В ЦБ отметили, что начисленные за льготный период проценты по кредитной карте должны быть выплачены заемщиком в течение 24 месяцев равными ежемесячными платежами. Кроме того, первый платеж должен быть сделан через 30 дней после истечения льготного периода. А почему бы и нет, если по подсчетам г-на Путина в РФ одни богатеи живут, только среднего класса с бешеным доходом 17 тыс руб в месяц аж 70% набежало.
Правительство решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок, рассказал РБК один из участников топливного рынка. Это подтвердили три федеральных чиновника. Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива, поясняет один из источников. Ну правильно, защищать надо рынок, а не граждан, кто бы сомневался.
Банк России (ЦБ) выпустил рекомендации с целью недопущения распространения коронавируса через банкноты. «В частности, перед выдачей клиентам наличных денег или загрузкой их в банкоматы и терминалы рекомендовано выдержать денежные знаки в кредитной организации в течение срока, обеспечивающего гарантированную гибель вируса» и «регулярно проводить профилактическую дезинфекцию устройств для передачи наличных денег», отмечается в сообщении ЦБ. Найти следы рекомендаций по ограничению хождения наличности от официальных источников в других странах мира не удалось. А еще можно обратиться к опыту предков, и в уксусе купюры полоскать, если что.
2 апреля Михаил Мишустин утвердил правила поведения при режиме повышенной готовности или ЧС. Люди, например, обязаны носить с собой как документ, удостоверяющий личность, так и документ, «который разрешает не соблюдать ряд ограничительных мер». В постановлении не уточняется тип второго документа, но можно предположить, что речь идет, в частности, о разрешении на передвижение по городу. За нарушение этих правил тоже грозит административная ответственность: КоАП дополнили новой статьей. За одно нарушение грозит штраф от тысячи до 30 тысяч рублей, а при повторном — от 15 до 50 тысяч. Почему-то вспомнилось «останавливать пробиравшихся и стрелять по ним».
Вот тоже неплохо придумано: стоимость анализа на выявление коронавирусной инфекции на дому составит 1250 рублей, дополнительно будет оплачиваться выезд медперсонала, правда, не указано откуда люди в самоизоляции наскребут эти самые дензнаки, имеется в виду честным путем.
Порадовало и перепрофилирование коек, в результате какового взвешенного шага пациенты с «традиционными» заболеваниями, от которых тоже иногда умирают, имеют все шансы остаться без врачебной помощи по причине лютой «оптимизации». Готовились, видимо, загодя: в 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) на основании данных Росстата (копия исследования ЦЭПРа есть в распоряжении РБК.) В своем докладе «Здравоохранение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии» специалисты отмечают, что, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (353 в год), к 2021–2022 годам количество медучреждений в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году. Не Одесса 1829 года, конечно, но уже кое-что.
Ну и как обычно, жизнеутверждающее воззвание нацлидера: «Если действовать грамотно, организованно и дисциплинированно, мы пройдем этот непростой этап в жизни страны с минимальными потерями». Заодно и печенегов победили ни к селу, ни к городу — все одно к одному. Ну и которое из вышеперечисленных мероприятий должно настроить на оптимизм и веру в грамотность, организованность и дисциплину эффективных менеджеров путинского режима? Разве что не будут заколачивать квартиры вместе с жильцами и «преследовать штыком на известное расстояние».
Некоторые острословы утверждают, что современная РФ живет от кризиса до кризиса, но она, скорее всего, существует в перманентном кризисе будь то демографический, политический, экономический или любой иной, просто все они с течением времени усугубляются. Теперь к этой команде примкнул «черный лебедь» коронавируса.
Так что кризис, любой, как бы страшен ни был, но он парадоксальным образом создает возможность ясного понимания плачевности текущей ситуации, пустоты, грозно молчащей за нашими спинами, и стимулирует к мирному и законному оздоровлению всей страны, где даже в условиях катаклизмов и бурь, от которых не застраховано ни одно государство, граждан не станут и не собираются запугивать, обирать до нитки, плести байки про непонятно чем провинившихся печенегов или тем более «преследовать штыком на известное расстояние».
Автор Любовь Сергеевна Донецкая,