ansari75

Categories:

Карантин и вера: возможно ли закрытие церквей?

В Москве и других российских регионах вводится режим самоизоляции. В ходе временного прекращения работы общественных заведений наибольшие сложности вызвал вопрос ограничения доступа в православные церкви. Духовные и светские власти пока не могут прийти к единому решению, дискуссия о котором приняла форму правового диспута. РАПСИ разбирается в жизненно важной проблеме на основании комментариев экспертов и мирового опыта.

Посещение религиозных мероприятий и заведений во всем мире признано одним из наиболее опасных действий в ситуации пандемии коронавируса. Во многих странах именно духовные заведения становятся одним из главных мест массового заражения. Например, по данным Национального Центра Информации о Коронавирусе, в Израиле почти каждый третий заболевший (на 22 марта – 29% случаев) заразился в синагогах и на религиозных мероприятиях.

В этой связи по всему миру введены беспрецедентные ограничительные меры. В Италии воскресные службы проходят без прихожан и транслируются в прямом эфире, все храмы в Риме закрыты. Ватикан объявил об отмене торжественных мероприятий с участием папы Римского во время Страстной недели и католической Пасхи, мессы покажут по телевидению и в интернете.

Константинопольский патриархат закрыл все свои храмы, Иерусалимский прекратил службы в храме Гроба Господня. Также верующих попросили не приходить в храмы до конца карантина духовные власти Кипра, Молдовы, Латвии, Армении, где литургии будут проходить за закрытыми дверьми. На Украине президент Владимир Зеленский дал старт акции «Пасха дома», пообещав выставить у храмов патрули.

Аналогичные меры приняты и в мусульманских странах. Власти Саудовской Аравии обнесли Каабу стеной, а также запретили паломничества в Мекку и Медину. В Кувейте, Марокко и Таджикистане, в частности, закрыли все мечети страны. Временно были отменены богослужениях в мечетях Иордании. Перестали совершаться публичные намазы и в московских мечетях.

Также без распоряжения светских властей Федерация еврейских общин России закрыла свои синагоги по всей стране. Призвали воздержаться от посещения храмов глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов и архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр.

На этом фоне выделяется позиция Русской православной церкви (РПЦ). Патриарх Кирилл создал 23 марта рабочую группу, призванную координировать действия Церкви в условиях пандемии с органами госвласти. При этом никаких решительных действий пока эта группа не предприняла, ограничившись заявлением, что храмы закроют после введения режима чрезвычайного положения, когда прекратится работа общественного транспорта и всех магазинов.

Патриарх Кирилл издал инструкцию для духовенства с описанием мер профилактики. После каждого причастника ложечку будут обтирать «пропитанным спиртом платом и затем окунать ее в воду с последующей утилизацией воды». «Запивку» причастникам будут давать в одноразовой посуде. «Для утирания уст» бумажные салфетки «с последующим сожжением». Для раздачи антидора будут использоваться одноразовые перчатки, а для миропомазания – использовать ватную палочку и бумажную салфетку с последующим сожжением.

При этом, согласно информации от прихожан, эти меры не применяются даже в некоторых крупнейших храмах. Например, Троице-Сергиева лавра отказывается исполнять «отступнические» распоряжения, считая, что никакие болезни не могут передаваться через причастие. Православные Петербурга прикладывались к мощам Иоанна Крестителя из Иерусалима. Протоирей Казанского собора Александр Пашков, куда привезли мощи, заявил СМИ, что в храме инфекция распространяться не может, так как бог всех исцеляет.

В такой противоречивой ситуации светские власти предприняли собственные меры по ограничению посещения храмов. Например, мэр Москвы Сергей Собянин дал рекомендацию воздержаться от посещений церквей на время эпидемии.

Наибольшую решимость проявил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Опубликованное 26 марта постановление правительства города на Неве гласит: «Запретить посещение физическими лицами религиозных организаций за исключением служителей и религиозного персонала указанных религиозных организаций». 27 марта аналогичный запрет был введен и в Карелии главой республики Артуром Парфенчиковым.

Однако правовое управление Московской патриархии посчитало такие постановления антиконституционными. В комментарии духовных властей сказано, что местные власти «не могут ограничивать свободу совести и вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты для участия в богослужениях. Такие акты не имеют статуса федерального закона».

Аналогичное заявление выпустила и Петербургская епархия: «Пастырский долг духовенства необходимо исполнять по отношению ко всем верующим, включая тех, кто полагает необходимым в нынешнее непростое время прийти в храмы для молитвы о близких, о городе и народе. Поэтому храмы Санкт-Петербургской епархии продолжат служение».

Тем не менее, светские власти Петербурга фактически пригрозили введением полицейских мер в отношении тех, кто будет посещать храмы в период самоизоляции. В сообщении от отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга говорится, что «ответственность за соблюдение запрета на посещение объектов религиозных культов в период действия постановления… ложится на руководителей общественных организаций и объектов, на территории которых проводятся мероприятия. Контроль за выполнением постановления в период функционирования города в режиме повышенной готовности возложен на органы государственной власти и правоохранительные структуры в рамках своих полномочий».

Возник правовой конфликт. Вполне естественно, церковные юристы усмотрели в действиях власти нарушение Конституции и в частности их собственных, церковных прав.

безусловно, забота о гражданах и их здоровье должны являться приоритетом в деятельности государственных органов. Но такая забота не может служить оправданием для ущемления конституционный прав и принятия решений, не основанных на законе. Потому что именно следование принципу верховенства права в демократическом обществе отвечает интересам граждан и является залогом стабильности и успешности страны.

В то же время адвокат Наталья Шатихина в своем телеграм-канале сослалась на светский характер российского государства, что обязывает церковные власти защищать свои интересы в том же порядке, что и других граждан: «Для организаций, чьи интересы затронуты решениями органов государственной власти, есть возможность оспорить эти действия. В судебном порядке. Такими лицами, насколько я помню, являются приходы».

В результате сложилась парадоксальная картина: у светских властей фактически нет правовых инструментов для закрытия церквей, но в то же время они могут ограничить доступ к ним с помощью проверок и штрафов прихожан за их пределами; в то же время духовные власти не могут оперативно оспорить запреты местных властей (дабы оградить свою паству от возможных проверок сотрудниками правоохранительных органов), однако имеют право им не подчиняться. В этой ситуации власти могли бы в рамках закона предписать Церкви ограничить свою деятельность, не допуская больших богослужений в храмах.

Родион Руднев.

_______________________

Так обстоят дела у нас. А что в свободном демократическом мире?

Греческие власти арестовали священника Элладской архиепископии за причащение мирян в храме

Правоохранительные органы Греции арестовали 29 марта священника официальной Элладской архиепископии в одной из деревень муниципалитета Дирфис-Мессапия за причащение верующих, сообщает "Седмица.Ру" (http://www.sedmitza.ru/text/9676467.html) со ссылкой на "Orthodox Times".

Арест последовал за жалобой на открытие храма, в котором священник причащал верующих «в нарушение мер, принятых для предотвращения распространения коронавируса».

Жалоба была подана гражданином, который позвонил по номеру экстренного вызова «112».

Пастора церкви во Флориде арестовали за проведение службы, несмотря на карантин

Полицейские арестовали пастора церкви в города Тампа, штат Флорида, который проводил церковную службу вопреки карантинным ограничениям. Об этом 31 марта сообщает телеканал "Прямий" со ссылкой на "Abc".

Местные власти неоднократно призывали служителей церкви "The River" придерживаться принципов социального дистанцирования, исключая массовые скопления людей. Однако во время интернет-трансляции воскресной службы в церкви было заметно множество людей, стоящих рядом. По этому поводу сотни американцев выразили свое возмущение в социальных сетях.

30 марта шериф округа Хиллсборо Чад Хронистер объявил об аресте пастора церкви Рональда Говарда-Брауна. "Я принял решение запросить ордер на арест пастора местной церкви, который намеренно и неоднократно игнорировал приказы руководства США. Его безрассудное игнорирование человеческой жизни подвергает риску сотни людей во время собраний и тысячи людей, которые могут взаимодействовать с ними", - заявил шериф.

_______________________

А теперь представьте на минуту, что между нашей властью и церковью произойдет конфликт? Как эта церковь будет действовать? Да так же как в 1918 году. Призовет православных в крестовый поход против безбожной сатанинской власти, а потом будет писать десятки томов о том, как ее преследовали, закрывали храмы и арестовывали священников.

Но нынешняя коллизия все-таки на совести самой светской власти неспособной на решительные меры. Ввод ЧС заставил бы и церковь забыть о своих правах, да и тех, кто бесконечно пишет о правах сидящих на карантине и заявляет, что это нарушение конституции, тоже вынужден был бы смириться.

Естественно, как можно воспринимать добровольную, но обязательную самоизоляцию? Что здесь первично, а что вторично? Карантин или самоизоляция? Как можно добровольно сидеть дома и подвергаться штрафу за выход на улицу?

Да ведь дело как всегда в необходимости государству раскошелиться, потерять доход в виде налогов в случае ЧС, а оно на это неспособно и кормит народ благими пожеланиями и воззваниями к банкам и налоговикам. Но те, как и РПЦ МП не слышат призывов. Банки требуют процентов, налоговики — отчетов и выплат за март. 

Почему бы и РПЦ МП не начать требовать удовлетворения своих прав на заражение прихожан? Она имеет на это такое же право, как банки на проценты по кредитам. У церкви, как и у банков тоже страдает доход.

Очень часто стихийные катастрофы вроде нынешней пандемии  четко расставляют все на свои места. И мы видим как слова отличаются от дел, кто есть кто и для кого доход важнее всего, и как легко собственную жадность прикрыть  фразами о мнимой  заботе о душе в ущерб телу.

 



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic