Categories:

Испытательный тест для социальных систем

Эпидемия коронавируса неожиданным образом высветила не только экономический кризис капитализма, но и его социокультурные особенности.

Глобализм экономический с превалированием разделения мира по принципу ремесленного цехового разделения, то есть, одни выращивают оливки, другие принимают туристов, третьи переводят свою промышленность в страны, где дешевый рабочий труд, не позволяет государствам самоизолироваться на долгое время. Падение одной косточки домино вызывает каскад падений. 

Но гораздо печальнее другое: неспособность современного европеизированного индивида на самопожертвование и усилия в помощи ближним.

Человек не способен подавить собственное желание, но и неспособен услышать голос разума. Ему кажется, что его принуждают неправомерно к какому-то действию, тогда как эти действия всего лишь средство выживания каждого человека.

Кроме того, человек разучился быть с самим собой и находить занятия для себя в одиночестве. Он так привык к увеселениям и развлечениям, что как младенец, привыкший к материнским рукам, тут же поднимает плач и возмущается вынужденной переменой образа жизни.

Прежде чем угроза быть инфицированным дошла до сознания граждан Европы, болезнь стала пандемией. И все равно, многие продолжают переезжать в другие страны, не желая оказываться от туристических путевок, а власти не могут закрыть границы.

В Италии 10 марта из-за вспышки коронавируса ввели национальный карантин. Больше всего случаев заражения было зафиксировано в регионе Ломбардия. Врач Даниэль Маккини, работающий доктором в городе Бергамо, рассказал, как в последние дни там борются с коронавирусом. «Рамблер» узнал, что сейчас происходит в регионе Италии.

По словам врача, некоторые люди продолжают игнорировать информацию и данные им рекомендации. А в социальных сетях протестуют против изменения образа жизни.

«Я понимаю, что не нужно создавать панику. Но когда сообщение об опасности происходящего не доходит до людей, и я до сих пор слышу, как некоторые игнорируют рекомендации, а люди, которые собираются вместе, жалуются, что не могут ходить в спортзал или участвовать в футбольных турнирах, я дрожу».

Вот так сами европейцы комментируют ситуацию в самых свободных странах.

Реальность показывает, что от понимания свободы и ответственности в обществе зависит очень многое, а ответственность и готовность жертвовать собственной свободой для других, понимание необходимости жестких мер зависит от социальной и культурной составляющей того или иного общества.

Посмотрите, какие страны смогли мобилизоваться и проявить завидное послушание и понимание в среде собственных граждан? Это коммунистический Китай и привыкшая к дисциплине Япония.

В Советском Союзе в 1960 году произошла вспышка страшной болезни – черной оспы. Привез ее в Москву художник, вернувшийся из Индии. В эти критические дни московские врачи, сотрудникиКГБ и милиции совершили подвиг. Они оперативно выявляли потенциальных больныхи изолировали их от общества. Были проверены однокурсники и преподаватели дочери АлексеяКокорекина, найдены все 117 пациентов, которые были на приеме у обследовавшего художника терапевта.

Всего в карантин поместили более 9000 человек. Во время бесед с представителями органов потенциальные носители оспы выдавали имена любовников и собутыльников. Жена художника призналась, что сдала в комиссионку на перепродажу вещи, которые муж привез из Индии. Из-за дефицита одежда, которая могла заразить людей смертельным заболеванием, ушла мимо кассы.Спецыиз КГБ, используя свой опыт и неограниченные возможности, сделали невозможное и вышли на покупателей.

В 1960 году все 7 миллионов жителей Москвы были вакцинированы.Привили в том числе и умирающих. Каждую неделю укол делали 1,5 млн человек, а проводили вакцинацию 10 тысяч прививочных бригад, в которые помимо врачей и фельдшеров входили студенты медицинских вузов. Через месяц вспышку оспы удалось погасить.

Но это было в другой стране, в стране под названием Советский Союз. И строй ее социально-экономический был другой, и ответственность власти и граждан друг перед другом была иной. Это была система, позволившая победить в самой страшной Второй мировой войне.

И когда говорят, что победил народ или Сталин, то всегда забывают, что будь Россия царской или демократическо-капиталистической, никакой бы патриотизм или ум военноначальники не помог бы победить. Все завершилось бы тем же результатом, что и Русско-Японская война, Первая мировая и Гражданская – поражением капиталистического социокультурного менталитета.

Недавно миллиардер Олег Дерипаска в своем телеграм-каналевоем блоге написал,  что эпидемия коронавируса может привести к более серьезным последствиям для власти, «чем развал страны в 1991 году». 

«Очевидно, что сейчас страна к эпидемии не готова. Люди массово игнорируют самые базовые меры предосторожности. Наша культура, стиль жизни, отношение к эпидемии не дают нам никакой альтернативы. Спуститесь в метро или зайдите в торговый центр — никто не носит маски. <...> Пока не поздно — в России нужно вводить полный карантин. Это не паника, не проявление беспомощности общества, а единственно правильное решение», - пишет Дерипаска.

Он считает, что первым делом нужно закрыть все границы, отменить все массовые мероприятия и «обеспечить людям возможность провести дома 60 дней». «Без полного закрытия границ уже завтра невозможно остановить рост числа инфицированных и распространение вируса в России», - уверен миллиардер. Отметим, пока неизвестно о введении карантина на 60 дней на предприятиях, принадлежащих бизнесмену.

Но как привести народ к пониманию необходимости карантина? Наш народ от самого верха до самого низа разучился быть разумным и ответственным.

Поведение наших граждан объясняют психологи

Граждане России испытывают меньше страха перед коронавирусом, чем граждане других стран, так как у них есть опыт серьезных жизненных испытаний. Об этом заявил психолог, писатель и аддиктолог Михаил Хорс.

Но похоже, что не привычка к испытанием влияет на наших граждан, а полное непонимание того, кто есть человек и чем он ответственен перед обществом. Мы одичали в правовом и интеллектуальном осмыслении жизни, личного поведения и личной опять-таки ответственности за собственные поступки.

Это даже не пофигизм. Это своего рода нравственный нигилизм с полным отрицанием того факта, что общество и власть имеют права над каждой личностью и могут требовать исполнения ею  предписанных законов.

У нас чиновники не считают себя ответственными перед гражданами, бизнесмены не желают быть ответственными  в уплате налогов и качестве продукции, власти не желают понимать, что должны не только собирать налоги, но и принимать соответствующие меры, чтобы эти налоги не стали причиной гибели бизнеса.

А граждане живут каждый в своем мире и каждому глубоко наплевать на соседа, если он ему не мешает, и на всю страну в целом.

Но есть и отдельная категория граждан, которая никоим образом не желает причислять себя  к народу российскому, а только к народу избранному. Это наши православные, для которых закон не писан.

Папа Римский призвал верующих молиться дома у телевизоров, а наш протоиерей Дмитрий Смирнов имеет особое мнение.


"У прихожан Русской православной церкви в Италии есть право не подчиняться требованию местных властей закрыть храм из-за коронавируса", - заявил глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов.

Священник сослался на "Основы социальной концепции", где есть пункт о гражданском неповиновении: "Если приказ начальства, городского или федерального, о каких-то действиях, которые противоречат нашей вере, мы должны им пренебречь", - сказал он, добавив, что в крайнем случае можно собираться на службы по ночам.

А тот факт, что эпидемия в Иране началась именно среди паломников, устремившимся в праздник к шиитской святыне из всех стран, а в Испании самый зараженный регион – это страна басков, где находится знаменитая католическая святыня Сантьяго де Компостела и куда устремляются массы паломников особенно сейчас , в период Великого Поста, для него не аргумент. Он скорее всего скажет, что там – не православные, а Бог хранит только православных.

К примеру, сейчас масса верующих устремилась к мощам, привезенным из Иерусалима. И ни церковь, ни паломники не желают слышать призывов власти ограничить число мероприятий с большим скоплением людей.

Мощи привезли, когда Всемирная организация здравоохранения еще не объявила пандемию коронавируса, но уже больше 120 тысяч человек в мире болели, почти пять тысяч умерли, страны одна за другой закрывали границы, объявляли карантин, авиакомпании отменяли рейсы. А в Петербурге православные с восьми утра выстроились в очередь, чтобы целовать святыню. И будут стоять до 17 марта, когда мощи отправятся обратно в Израиль.

В первый день поклонения, 10 марта, Казанский собор был заполнен верующими, жаждущими прильнуть губами к стеклу на поверхности ковчежца. К четвергу очередь немного поредела. В середине рабочего дня я насчитала человек шестьсот. Мужчины и женщины, с детьми за ручку и в колясках, больше пожилых, чем молодых.

— У нас вера, понимаете? — втолковывала мне пожилая дама в берете ручной вязки. — Всё по вере. Вы считаете, что опасно? А бог-то разве даст нам здесь заразиться? Я думаю — нет. Не даст, не даст. Стойте спокойно.

Мы и причащаемся из одной ложки все. А там и туберкулезные могут быть, и даже СПИД.

Но всё по вере, всё по вере. Если вы верите, что Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, всё у вас будет нормально.

— Нет никакого вируса, — подключилась молодая женщина рядом. — Не-ту. Для нас, для верующих. Вы — как знаете. Если боитесь, может, вам и не надо здесь стоять.

Ковчежец с останками надо поцеловать и, перекрестившись, быстро отойти, чтобы то же самое мог проделать следующий в очереди. И следующий. И следующий. Рядом с мощами все это время стоит волонтер. Он протирает тряпочкой поцелованное стекло — иногда. На такие беспрецедентные меры безопасности Казанский собор пошел из-за коронавируса.

Нашим православным можно было бы рассказать о великом Лиссабонском землетрясении 1755 года, когда в День всех святых во время торжественной службы во всех храмах города произошло масштабное землетрясение с пожаром и наводнением, но они подобные события истолковывают лишь в качестве наказания.

Бог решил испытать веру не только лиссабонцев, но и других народов, заставив многих сомневаться в Его любви к человечеству, дав толчок не вере и покаянию, а атеизму и новым философским течениям, в частности Просвещению.

Говорят же: пути Господни неисповедимы. Вдруг Бог решит испытать наших фанатиков православных? Но, похоже, им нет дела ни до кого. Они из той же категории, что и все себялюбцы и внемлют не голосу разума, а собственной иллюзии.

Где уж нам до единства взглядов и ответственности друг перед другом. Мы не то что войну теперь никакую не выиграем, мы самих себя защитить не сможем.

Даже либеральная Европа дает нам пример гораздо более ответственного поведения, чем все наши граждане, светские или православные. 

К примеру, в Португалии, менее всего зараженной стране, власти еще в начале марта стали принимать тихие незаметные, но необходимые меры. Во всех общественных местах стоят бутылки-дозаторы с алкогольным гелем для рук, повсюду промываются полы с хлоркой, в музеях все поверхности и особенно пластиковые путеводители протираются спиртом. Тихо, незаметно, но делают все. У нас даже в аэропорту не моют полы не то чтобы хлоркой, вообще никаким антисептиком. Грязь повсюду. О спиртовых гелях с дозатором даже в поликлиниках нет речи. Одни только пустые призывы и обещания дать больничный всем, кто останется дома.

А как наши граждане останутся на 14 дней дома, если по больничному, даже выданному, они получат только треть заработка?

В блогах возмущаются тем, что им запрещают ехать в страны Европы, в которые они купили путевки. Это их право ехать или нет. И если им говорят о том, что кроме личных интересов есть общественные, то они отвечают, что вы просто думаете только о себе, потому что боитесь.

Вброшен ли коронавирус в общество намерено, явился ли своеобразным решением очередного глобального кризиса капитализма, который в предшествующие периоды разрешался только мировыми войнами, заговор ли это ВОЗ и фармокомпаний, преувеличена ли опасность заболевания, уже неважно. Главное, что выявила эта пандемия так это то, что мир оказался не готов к вызовам времени. Человечество явило себя не в лучшем свете и иного смысла у него кроме собственных удовольствий, похоже, нет.

Все деньги и средства всех государств утекают в сферу развлечений, удовольствий, ресторанного и туристического бизнеса. А здравоохранение, образование, разработка защиты населения от катастроф любого масштаба не интересуют никого.

Смертность в Италии объясняют наличием большого количества стариков, будто старость априори предназначена на вымирание без всякого лечения и надежды на выздоровление. Такое впечатление, что в Китае или Японии население все до сорока лет. 

Нет, причина, конечно, не в возрасте, а в отсутствии этой самой медицины для большинства европейского населения. 

Китай смог в несколько дней построить новый госпиталь, снабдить население масками и больницы аппаратурой вентиляции легких. А в Европе нет ни больничных коек, ни масок, ни аппаратуры. 

Как сообщает РБК, Китай предоставит Италии гуманитарную помощь для борьбы с новым типом коронавируса. Об этом заявил министр иностранных дел КНР Ван И в телефонном разговоре с главой МИД Италии Луиджи Ди Майо, передает «Синьхуа».
 

«Несмотря на то, что на данный момент Китай пока все еще сам испытывает серьезную нужду в медицинских средствах, мы, преодолевая все трудности, выделим Италии маски и другие медицинские средства, а также нарастим поставки тех материалов и оборудования, в которых Италия остро нуждается», — сказал Ван И. Он добавил, что в случае необходимости Китай готов послать группу медицинских специалистов для оказания Италии помощи в борьбе с эпидемией.

Цивилизация индивидуализма и свободы удовольствий и потребления в  праздности не способна обеспечить своим гражданам благополучного будущего.

Впрочем, испытания учат людей терпению, самоограничению и дисциплине.


 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic