ansari75

Categories:

Холуйская справедливость

Расхищению греческих сокровищ нашлось историческое оправдание

Дмитрий Бовырин

Евросоюз потребует от отколовшейся от него Великобритании вернуть Греции сокровища Акрополя, некогда вывезенные лордом Элгином и охраняемые теперь в стенах Британского музея. В этих довольно щекотливых тяжбах принято симпатизировать Греции. Но у британцев «своя правда», которую в России довольно легко понять.

Седьмой граф Элгин оставил после себя дурную славу, но это неизменная планида тех, кто попал на зуб писателям национального значения. Тайный советник Дондуков-Корсаков не был таким уж «дундуком», как представлялось молодому Пушкину, но Пушкин «наше всё», ему веры больше, а английский поэт лорд Байрон и вовсе породил в образованных кругах Европы своего рода культ имени себя – его прижизненную популярность нужно сравнивать не с другими поэтами, а, допустим, с «Битлз».

К графу Элгину лорд Байрон был беспощаден: «Но кто же, кто к святилищу Афины / Последним руку жадную простер? / Кто расхищал бесценные руины, / Кто самый злой и самый низкий вор? / Пусть Англия, стыдясь, опустит взор!».

Меж тем Элгин, судя по всему, руководствовался самыми добрыми намерениями, когда вывозил в Британию мраморную роскошь Афинского акрополя и другие монументальные произведения эллинского искусства. В ту пору все древнегреческое было в Европе ультрамодным, а граф, как сказали бы сейчас, оказался настоящим фанатом античных форм, вложившим немалые деньги в их поиски и раскопки.

________________

Дальше речь идет о том, нужно ли, можно ли возвращать награбленное. Ведь в случае с Эглиным все было по закону, куплено, заверено султаном и печатями. А то, что вывезено из оккупированной страны, то есть украдено у народа этой страны вначале оккупантами турками, а потом по сговору англичанами, не имеет значения. При таком подходе разграбленная Африка должна оставаться на веки колонией Европы, что, впрочем, и происходит под разными соусами.

Но мы же теперь очень заботимся о наших богатых представителях элиты. Нужно в меру хамски полить грязью под видом иронии и Пушкина, и Байрона. Как же, один князя дундуком обозвал, а другой за какую-то свободу и независимость греков выступал.

А вот князь заседал в Академии наук, не потому что по выражению Пушкина имел ж., по аристократическому своему достоинству, что не всегда совпадает с умом, но зато всегда должно быть уважаемо.

Воровству всегда можно найти оправдания:

«Произведения искусства, ныне относимые к бесценным, тогда подвергались риску уничтожения. Османская оккупация и подавление национальной культуры в известном смысле опростили греков – тысячелетний мрамор служил декорациями пастбищ и материалом для строительства домов бедноты. В свою очередь, турецкие власти были не заинтересованы в сохранении наследия бунтующих греков – особенно статуй, кариатид и метопов, поскольку ислам запрещает изображения людей и животных.»

Конечно, если учесть, что в Греции все-таки проживало христианское население и церквей было гораздо больше, чем мечетей, то тогда и в самом деле, нужно было и на греков распространить мусульманский запрет на изображения.

«После Второй мировой войны и взятия Берлина эта уникальная коллекция оказалась в СССР. Согласно официальной версии, которой очень хочется верить, она была передана советской комендатуре во избежание разграбления или гибели в пожарах.»

Похоже, что именно ради этой фразу и писалась вся статья. Еще раз сравнить СССР с лордом Эглином, которым руководил только нездоровый азарт кладоискателя и советским менталитетом защитника и справедливого охранителя того, что ценно для всего человечества, а не для собственной коллекции.

Ведь  сохраненная и реставрированная коллекция Дрезденской галереи была тогда же советским государством возвращена Германии, в чем мы убеждаемся, посещая сейчас Дрезден и знаменитый Цвингер, восстановленный тоже благодаря Советскому Союзу.

Да и весь тон статьи говорит о том, что уж очень не хочется автору писать о справедливости и считать воровство воровством. Ведь и нас кое-что касается.

«Память о Византии, православная вера, исторические связи, неформальный статус Афин, как «троянского коня России в ЕС» (так зубоскалит либеральная пресса) – все это дает нам повод «болеть» в этом споре именно за греков. За британцев сам лорд Байрон «не болел», а русским солидарности с Лондоном и вовсе взять неоткуда.

Но на самом деле нам гораздо проще поставить себя на место британцев, а не греков.И хотя наше всё Александр Пушкин был однозначно солидарен с Байроном по греческому вопросу, рациональные соображения на международной арене обычно перевешивают этические.»

Но как говорили древние: есть мера в вещах, иными словами, есть обстоятельства, которые доказывают честность и благородство одних и подлость или лживость других.

Что касается претензий других стран к РФ, а это Германия, которая все никак не забудет, что часть ее культурных ценностей была оставлена в СССР в качестве возмещения причиненных фашистами разрушений и уничтожения наших культурных ценностей на территории нашей страны в результате фашистской агрессии, и Украина, которая никак не может смириться с тем, что являлась и является, если не де юре, то хотя бы де факто по культуре и общности жизни частью России, то причина этих претензий в нашей собственной политике по дискредитации и оболганию СССР.

Пожинаем заслуженные плоды.

Для того, чтобы не возникало подобных претензий нужно не Пушкина с Байроном высмеивать и не защищать лорда Эглина, рисуя его не стяжателем и фанатиком — коллекционером, а чуть ли не спасителем греческих античных сокровищ, а честно признать, что Советский Союз никогда не выступал в роли лорда Эглина.

Но признать это, значит вновь считать себя наследниками СССР, а это теперь не в тренде. Вот и пишутся статьи с иронией и сарказмом вместо честности, с передергиванием фактов и попыткой сравнять всех в подлости и меркантильности.

Не понимает человек, что РФ оказалась на уровне Британии в вопросах об украденных культурных ценностях только по той причине, что мы сами себя поставили на ее уровень, забыв и причины, и неопоримое право, который имел Советский Союз. 

Лорд Эглин вывозил для себя и ради себя, пользуясь зависимостью порабощенных греков от султана. СССР получил все в результате возмещения ущерба во время Второй мировой войны, не будучи сам агрессором и зачинщиком войны.

Это разные вещи. И уж если не хочется нынешней РФ что-то кому-то возвращать, то нужно не британцев понимать и не лорда Эгины выставлять благодетелем, а быть гражданином не только РФ, но и СССР хотя бы в качестве наследника.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic