ansari75

Category:

КАКИЕ ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ БЫЛИ ПОПУЛЯРНЫ НА РУСИ?

Зимой, чтобы быстро согреться и защититься от простуды, пили горячий сбитень на меду с травами и пряностями.Чай появился на Руси только в XVI–XVII веках. До этого горячее питье готовили из лесных и луговых трав, добавляли в него свежие и сушеные ягоды, фрукты, мед. Такие сборы не только утоляли жажду и согревали в холод, но и помогали лечить простуду, успокаивали, укрепляли сердце и желудок. В каждой крестьянской семье хранились запасы трав. Летом их собирали и сушили, а потом заваривали, смешивая в нужных пропорциях. Самыми популярными ингредиентами горячих напитков долгое время были листья брусники, малины и смородины, зверобой, душица, вереск. К ним добавляли сушеные ягоды шиповника, бузины, рябины.

На Руси и за ее пределами особенно славился напиток из листьев кипрея. Это растение заготавливали в июле, в пору его цветения. Собранные листья слегка подвяливали в тени, затем скручивали и катали между ладонями, пока они не темнели. Такие заготовки выдерживали в тепле около 12 часов, а затем сушили в печи. Кипрей заваривали в чистом виде, смешивали с другими травами или добавляли в напиток мед, который в старину был намного дешевле сахара. Иностранные купцы тоже высоко ценили кипрей и закупали его на Руси тысячами пудов, чтобы продать в своих странах. Позже такой напиток, а затем и саму траву стали называть иван-чаем.

Зимой, чтобы быстро согреться и защититься от простуды, пили горячий сбитень на меду с травами и пряностями. Этот напиток впервые упоминается в летописях XII–XIII веков — в те времена его также называли «переваром». Первый письменный рецепт сбитня встречается в «Домострое» — литературном памятнике XVI века.

Сбитень готовили в сосудах, похожих на самовары. Мед разводили горячей водой, затем кипятили с травами и пряностями: душицей, мятой, кардамоном, корицей, гвоздикой. На ярмарках и уличных гуляньях этот напиток можно было купить у торговцев-сбитенщиков, которые носили его в специальных баклагах, обернутых тканью. Разливали сбитень в стаканчики с загнутыми наружу краями, которые помогали не обжигаться.

Богданов-Бельский Сбитенщик
Богданов-Бельский Сбитенщик

В середине XIX века в России стала популярна комическая опера Якова Княжнина «Сбитенщик». В одной из арий главный герой пел:
Вот сбитень! Вот горячий!
Кто сбитню моего?
Все кушают его:
И воин, и подьячий,
Лакей и скороход,
И весь честной народ!
Чай в России стали пить в XVII веке. По одной из версий, в 1618 году китайские послы преподнесли несколько ящиков чайного листа царю Михаилу Федоровичу. Однако само название этого напитка встречается в рукописях лишь с середины XVII столетия.

Сначала чай был дорогим, и позволить себе его могли только обеспеченные люди. Но в 1727 году Россия и Китай заключили договор о беспошлинной пограничной торговле. Русские купцы покупали чай в приграничном городе Кяхта и везли его в разные уголки своей страны. Цены при беспошлинной торговле снизились, напиток стал доступен и для небогатых людей. Особенно его полюбили в Сибири, Москве и Поволжье.

Перов Чаепитие в Мытищах
Перов Чаепитие в Мытищах

Другие города, строго преданные дедовским обычаям, нескоро знакомились с роскошью, довольствовались сбитнем, отваром мяты, липового цвета или другой какой скромной доморощенной травы с медом. Петербург пробавлялся кофеем, а Москва деятельно пристращалась к чаю.Иван Кокорев. «Очерки о Москве»

Первое упоминание кофе в отечественных документах датируется 1665 годом. Тогда придворный врач Алексея Михайловича Сэмюэль Коллинз прописал царю этот напиток от головных болей, насморка и проблем с пищеварением.

Маковский К. В каирской кофейне
Маковский К. В каирской кофейне

 А настоящую моду на кофе ввел Петр I

Путь ароматного напитка на столы россиян занял более века. В официальных российских документах кофе был впервые упомянут в 1665 году, когда его прописали царю Алексею Михайловичу как «изрядное лекарство против надмений (вздутия живота. — Прим. ред.), насморков и главоболений». Уже в XIX веке «кофей кушали» пушкинский Онегин и Наполеон, каким его описал Лев Толстой в «Войне и мире». В немецкую кофейню Рошке, что стояла на пути из Железноводска в Пятигорск, любил захаживать Михаил Лермонтов: здесь поэт пил кофе перед смертельной дуэлью с Николаем Мартыновым.

Кофе проник в нашу страну одновременно с Запада и Востока, таким образом, параллельно складывались две кофейные традиции. Европейскую моду на кофе ввел Петр I, пристрастившийся к этому напитку в Голландии во время Великого посольства 1697 года. 

Во время путешествия в Голландию император жил в доме торговца кофе Николааса Витсена, который был губернатором Амстердама. Там император и познакомился с ароматным напитком, а затем велел подавать его на своих ассамблеях. К середине XVIII столетия кофе стал популярен в русском высшем свете.

С 1718 года без кофе не обходились ассамблеи — дворянские балы. Высшие слои российского общества следовали новой традиции без особого энтузиазма: кофе был дорогим и горьким! В 1724 году по указу Петра в столице открыли трактиры для иностранцев, где подавали в том числе кофе. Первая кофейня появилась в Петербурге в 1740 году. Кофейные дома держали выходцы из Германии, Англии, Голландии и других стран Европы. По западному обычаю напиток заваривали в медных или жестяных кофейниках, фильтровали и пили либо без добавок (по-немецки), либо с медом, шоколадом или сахаром, непременно украшая взбитыми сливками (по-венски). Большими поклонницами кофе были императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II.

По мере того как в состав России входили Приазовье, Крым, Кавказ, западное побережье Каспия, о кофе узнавали донские и кубанские казаки, служившие на границе. Среди их военных трофеев оказывались мешки с кофейными зернами и джезвы для варки кофе, переименованные русскими в «турки». «На кофий», который пили ровно в полдень, казачки приглашали подруг и родственниц. Кофе по-турецки подавали с каймаком — густыми жирными сливками — или со специями: кардамоном и черным перцем. Пили такой кофе с гущей, не фильтруя. На Дону и Кубани это был такой же незыблемый ритуал, как пятичасовой чай на берегах Темзы. А вот уральские казаки, среди которых было много староверов, отказывались от «басурманского пойла». Собиратель фольклора Владимир Даль записал старообрядческие пословицы: «Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи», «Картошка проклята, чай двою проклят, табак да кофе трою», «Кто кофе пьет, того Бог (или: гром) убьет», «Кто пьет чай, отчаявается от Бога; кто пьет кофе — налагает ков на Христа».

Среди широкого населения империи кофе распространился в XIX столетии. На то, что к этому времени напиток «обрусел», указывает факт появления самоваров-кофейников. В 1820-е годы в России стали производить двухсекционные самовары с отдельными емкостями для кофе и чая. В целях экономии в напиток добавляли цикорий. В бедных городских домах, желая следовать моде, варили «кофе» из поджаренной ячменной муки, измельченных в порошок желудей, свеклы, семян груши, арбузных корок и даже корней одуванчика.


Геннадий Шаройкин. Чай с травами. 2018Частное собрание

 Ирина Кирилина,

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic