Анна (ansari75) wrote,
Анна
ansari75

"Человек - это звучит гордо"

Когда-то я поверила тому, что стихотворение «Прощай, немытая Россия» не может принадлежать перу Лермонтова, такого страстного патриота и русского дворянина. Но вот незадача, чем дальше развивается наше общество по пути «возврата к истокам, к России, которую мы потеряли», чем глубже внедряется у нас капитализм и нелицеприятное отношение богатых к бедным, тем чаще мне хочется повторить именно это стихотворение. Особенно разителен контраст, когда возвращаешься в свою «новую» Россию после заграничной поездки. Тогда, хоть действие и является обратным: не прощай, а здравствуй «немытая Россия», все же душевное состояние вполне соответствует тексту.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Написал эти строки Лермонтов или кто другой, но они искренни и соответствуют моменту того душевного состояния, когда нет уже сил терпеть чужие хамство, заносчивость, снобизм и собственное бесправие. Это состояние переполненных горечью чувств, а не философские умозаключения. И для Лермонтова нет ничего позорного в этих строках. Не ненависть к Родине, а усталость от убожества жизни заставили автора излить свою горечь.
Почему именно пребывание заграницей рождает во мне подобное состояние души? Ведь многие русские с удовольствием ругают чужие страны, чужой образ жизни, ведут за границей себя еще более по хамски, чем на родине и при этом считают, что раз у них есть деньги, чтобы жить в их отелях, то значит они имеют право не уважать обслуживающий персонал, ставить в вину любую оплошность и устраивать скандал из-за плохо убранного, как им кажется, номера или еды. Но в чужой стране русское хамство и бескультурье проходят стороной. Таких русских только жаль, как маленьких капризных и глупых детей. Другое дело, когда возвращаешься домой и видишь это хамство, неприязнь, озлобленность, грубость повсеместно: и в транспорте, и на дорогах, и в учреждениях.
В чем же, собственно, различие между людьми чужих стран и нами? В том, что там живет единый народ, и каждый представитель его уважает другого, любит свою страну и гордится ею. Другое дело мы. Здесь в отношениях людей друг с другом нет ничего, что позволило бы именовать их народом. Это просто малокультурное, распущенное вседозволенностью, а потому по-хамски грубое население. Постоянно одни с презрением именуют других «совками», «быдлом», свою родину «этой страной» и не чают, как бы ее покинуть ради жирного куска даже в качестве прислуги, но у чужих, а не у своих «совков» и «быдла». Есть и патриоты, которые гордятся своим православием и надменно противопоставляют себя всем тем, кто, по их мнению, безбожник и атеист. Разделение идет не только по социальному статусу, а уже чисто психологически, по разнице взглядов, культуре, манере поведения, по одежде, квартире, машине. Это не народ, это население, которое не способно питать уважение и любовь к самим себе и своим соотечественникам.
Как, откуда народилось это племя холопов и холуев? Разве это Россия? Разве это моя Родина, культурой и историей которой я всегда восторгаюсь, чей язык считаю наиболее совершенным, выразительным и ярким?
Пребывание заграницей всегда вселяло в меня гордость за мою великую страну СССР. Где бы я ни была, о ней говорили с уважением, а я всегда ощущала защиту со стороны своего государства. Возвращение домой никогда не омрачало мою душу, а возможность иметь доступ к огромной великой культуре, трудиться по призванию являлись контрастом с теми странами, где население жило лишь обыденными потребностями быта. Ради советского образования, ради русского языка и русской культуры можно было оставить любую, самую тихую и спокойную страну.
И что я нахожу теперь? Вместо глубины и яркой значимости фраз, слышу примитивный сленг, мат, который вдруг оказывается самым выразительным эмоциональным лексиконом. Зачем искать метафоры, сравнения, синонимы, если просто можно послать на три буквы и тем самым полностью себя выразить! Молодежный сленг соответствующий словарному запасу Людоедки Эллочки превращается в нормы устной речи для всех. Но ведь есть фраза: « от избытка сердца говорят уста», следовательно, каков язык, таково и сердце человека. Если выразитель этого сердца мат или пятьдесят слов из словаря людоедов племени Тумба- Юмба, то можно понять, кто перед тобой и уж не надеяться на взаимное чувство братской любви или уважение.
Во всех властных кабинетах, от министерств до местных районных администраций полнейший непрофессионализм. Вместо науки – торсионные поля, телегония, экстрасенсорика и новая хронология. В ЖЭУ, РЭУ и прочих коммунальных службах только сбор денег и хамство с безответственностью.
Откуда же возникло это псевдо русское государство мещан и обывателей?
Я открываю М.Е. Салтыкова-Щедрина. Да-да, именно его, столь нелюбезного новой элите. И что читаю? А читаю о начальной фазе формирования этого хамского отношения к собственному народу:
«Нормальное отношение помещика того времени к окружающей крепостной среде определялось словом «гневаться». Несравненно в более горьком положении была женская прислуга, и в особенности сенные девушки, которые на тогдашнем циническом языке назывались «девками».
Отсюда эпитеты, которыми так усердно награждали дворовых: лежебоки, дармоеды, хлебогады» .
И все они, дворовые крепостные, именовались «хамами и хамками».
Это был период крепостного права. Но освобождение крестьян в 1861 году, по сути, мало что изменило в состоянии русской народной массы. Вместо помещика объявился купец Чумазый.
«Русский крестьянин, который так терпеливо вынес на своих плечах иго крепостного права, мечтал, что с наступлением момента освобождения он поживет в мире и тишине и во всяком благом поспешении; но он ошибся в своих скромных надеждах: кабала словно приросла к нему. Чумазый преподнес ее ему на новоселье в новой форме, но с содержанием горшим против старой. Обставленный кабаком, лавочкой и грошовой кассой ссуд, он обмеривает, обвешивает, обсчитывает, доводит питание мужика до минимума и в заключение взывает к властям об укрощении людей, взволнованных его же неправдами. Поле деревенского кулака не нуждается в наемных рабочих: мужик обработает его не за деньги, а за процент или в благодарность за „одолжение“. Вот он, дом кулака! вон он высится тесовой крышей над почерневшими хижинами односельцев; издалека видно, куда скрылся паук и откуда он денно и нощно стелет свою паутину.
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына. Таков современный чумазый. Повторяю то, что я уже сказал в предыдущей главе: русский чумазый перенял от своего западного собрата его алчность и жалкую страсть к внешним отличиям, но не усвоил себе ни его подготовки, ни трудолюбия. Либо пан, либо пропал, – говорит он себе, и ежели легкая нажива не удается ему, то он не особенно ропщет, попадая вместо хором в навозную кучу.»
Хамство, наглость, жажда скорого обогащения вернулись к нам вместе с новыми рыночными отношениями. 70 лет Советской власти оказались слишком коротким сроком, чтобы вытравить кулацкий дух стяжательства и наживы из одних, а из униженных рабов сделать подлинно свободных граждан. Все, о чем так горько сожалели русские писатели и публицисты, возродилось в новой России с прежней неудержимой силой.
Мы не только не умеем относиться друг к другу с уважением, сохранять честность в предпринимательской деятельности, не обирать сограждан и не считать их «совками» или «быдлом», но мы не умеем понимать, что нужно нашей стране для развития. Мы не способны отстаивать собственные интересы и интересы страны. Последние выборы показали, что мы не можем даже отстоять свое право выбирать и быть избранным во власть ради будущего блага страны, а не по корыстным расчетам.
Тысячу раз был прав И. С. Тургенев, когда вложил в уста одного их героев романа «Дым» следующую фразу:
-«привычки рабства слишком глубоко в нас внедрились… Нам во всем и всюду нужен барин; барином этим бывает большею частью живой субъект, иногда какое-нибудь так называемое направление над нами власть возымеет (православие вкупе с патриотизмом, например – А.Г). Почему, в силу каких резонов мы записываемся в кабалу, это дело темное…Но главное дело, чтоб был у нас барин. Чисто холопы! И гордость холопская и холопское уничижение. Новый барин народился - старого долой! То был Яков, а теперь Сидор; в ухо Якова, в ноги Сидору!»
Разве не так мы ведем себя по отношению к нашему недавнему прошлому? Был Советский Союз, были герои того времени, положившие жизни свои и силы свои на процветание Отечества. Сменилась власть и – в ухо прежних героев, чтобы ни памяти, ни духу от них не осталось. Холопская благодарность. Холопский менталитет.
Стал барин со свечкой в храме, и тут же все осознали себя православными. Надели крестики, выстроились со свечками рядком, а когда и как перекреститься, не знают. Что такое православие и что оно значит им не интересно. А интересно деньги на храмы пилить и законы об оскорблении религиозных чувств издавать. Ну, иногда можно в прорубь окунуться, к мощам приложиться, бизнес на пасхальных куличах сделать. Главное, что власть одобряет.
А вот к своим согражданам с уважением относиться, любить свою страну и чувствовать ее именно СВОЕЙ родиной, а не «ЭТОЙ страной» власти не учат. Значит можно презирать всех, кто показался тебе «совком», считать народ «быдлом», переименовывать улицы и переулки, поливать грязью свое прошлое, хамить официантам и продавцам, стюардессам в самолетах и водителям на дорогах, не считая их людьми, и при этом обижаться, что они тебе не улыбаются во все 32 зуба. А еще можно учить врачей и учителей как лечить или учить, не считаясь с их профессионализмом, знаниями и трудом. Это ж не оскорбление религиозных чувств, тюрьма или штраф за это не вменят. Значит «быдло» перетерпит.
Вот такие печальные мысли навеяло мне возвращение на Родину. Хотелось бы верить, что прав Горький: «Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо уважать человека». Да, Запад усвоил слова о человеке. И только мы, потупив глазки, решили забыть и Горького, и слова его героя. Даже улицу переименовали. И теперь фильм «По семейным обстоятельствам» приобрел некоторое инопланетное состояние. Время идет, и все меньше надежд остается на то, что в своей стране мы будем все-таки единым народом, а не «совками» и «быдлом».
Tags: Россия, Салтыков -Щедрин, Тургенев, заграница, крепостное право
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments