Сбывшаяся мечта

Со вчерашнего дня все новостные ленты выходят с сообщением о том, что Макдональдс отмечает свое тридцатилетнее пребывание в России. И отмечает, как нужно полагать в меру своей щедрости: цены в этот день в первом Макдональдсе на Пушкинской площади будут как в те времена – 3 рубля за гамбургер. И это не случайное снижение цены до минимума. Это символичное празднование победы над советским народом и СССР.
Открылся Макдональдс в СССР 31 января 1990 года. В день открытия его посетили 30 тысяч еще советских граждан. И эта цифра по сей день остается рекордной.

Не знаю как для кого, а для меня это скорбное событие. Совсем как библейский эпизод с Исавом и Иаковом.
За чечевичную похлебку старший сын Авраама Исав продал своему брату Исааку право первородства. Не сам Исаак додумался до такой хитрости: заставить брата голодать, а потом предложить голодному неравный обмен - плошку чечевицы на первородство. Придумала эту хитрость многоопытная мать, любившая Исаака за красоту, и не любившая волосатого и некрасивого Исава.
Проходят тысячелетия, но подоплека Библейских событий остается неизменной. Какую бы главу вы ни взяли из этой книги книг, вы обязательно найдете основными движущими приемами и мотивом всех поступков ее прославленных героев расчет, хитрость, обман, изворотливость ради успеха, власти и богатства.
Даже сам Бог посылает двум братьям испытания с расчетом: принять жертву у одного и отвергнуть жертву другого из-за приятности запаха. Это ли не наиболее справедливая оценка? Не труд, не усилия, затраченные на производство плодов, не принимаются в расчет, а только приятность и собственное благорасположения. И еще требуют смиряться с несправедливостью, не бунтовать и не восставать.
Исмаил, Исаак и Исав, Руфь, наученная свекровью, как заполучить богатого вдовца в мужья, даже юный Давид, победивший хитростью, а не ловкостью или силой в честном бою, даже Моисей и Эсфирь - все, чтобы вы ни читали, учат вас как побеждать наивность, простоту и доверчивость расчетом, хитростью, а если нужно, то и обманом. Ведь в конце-то концов старому Аврааму подсунули баранью шкуру, которой был накрыт Исаак, чтобы полуслепой старец подумал, что благословляет волосатого, буйногривого Исава.
К чему эти отступления в день юбилея Макдональдса?
Да уж очень точно совпадает все с действиями тех, кто с момента перестройки обманывал, хитрил, пропагандируя свободу и американские ценности, а позднее даже не постеснялся голодного пайка и дефицита, чтобы представить во всей красе американскую мечту: Макдональдс.
И народ воспринял этот дешевый фаст-фуд как исполнение самой заветной мечты и открывшейся дороги к свободе и американскому образу жизни.
Страшно подумать, но очереди в Макдональдс стояли огромные даже летом, когда вроде бы все должны были насытиться и привыкнуть.
Но СССР –это не тогдашняя Москва. Не для Москвы Макдональдс стал символом чечевичной похлебки Исава, а для всего Союза на тот момент еще братских республик.
Печальная дата, печальное событие. Знак Макдональдса – это знак продажи своего первородства советскими людьми.
Но для некоторых это знаменательное событие.
Каждый раз, посещая Москву, я совершаю обязательный ритуал. Сажусь в метро и отправляюсь на Пушкинскую. И вот что я думаю. Рекорды мира и другие достижения случаются и уходят. На смену им приходят другие, чтобы со временем уступить место новым. А вот шестым посетителем первого ресторана McDonald’s в СССР я останусь навсегда. Только вдумайтесь в это: НА-ВСЕГ-ДА!!! Так же как навсегда первый космонавт Юрий Гагарин, а первый человек на земле Адам.
Нет, ничто не учит дураков истине. Так этот любитель Макдональдса и останется для самого себя героем по продаже себя в рабство еде.
Поклонники американской мечты так до сих пор и не поняли, что эта самая мечта, воплощенная в заводах Форта, в мультфильмах Уолта Диснея и в фаст– фуде Макдональдса есть квинтэссенция капитализма, заточенного на обезличивание и уничтожение труда как высшей мотивации человека, на уничтожении духовной и морально-нравственной составляющей человеческой мысли, превращение всего богатства человеческой души в один сплошной экшн, и создание фаст-фуда ради убого примитивного насыщения без остановки.
Макдональдс можно считать идеалом капиталистического потребительства, как главной цели капитализма.
Не будем говорить об СССР и советских гражданах в простоте душевной не понявших, что есть истина, а что мираж, прикидывающийся истиной. Возьмем те блага, которые Макдональдс принес самим американцам.
.."Макдональдсы" есть в школах, на кораблях, в больницах.
...В 1970-м американцы тратили на эту еду 6 млрд долларов в год, в 2001-м — больше 110 млрд. Это больше, чем на высшее образование, компьютеры, автомобили. Больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку вместе взятые.
...В любой день, сегодня и вчера, четверть взрослой Америки обедает в фастфуде. От фастфуда никуда не деться, вне зависимости от того, ешь ты там дважды в день, избегаешь этого или вообще ни разу не кусал от гамбургера, как многие в Украине.
..."МД" сегодня отвечает за 90% новых рабочих мест в год. Каждый год компания нанимает миллион человек. Но у самого крупного работодателя - самая низкая зарплата. Хуже только у иммигрантов на полях.
...Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки каждую неделю.
...Каждый восьмой рабочий США когда-то работал в "Макдональдсе".
..."МД" потребляет свинины, говядины и картофеля больше всех в США, курицы — немного меньше, чем фастфуд "Кентукки фрайед чикен".
...На рекламу "МД" тратит больше всех марок в мире.
...Специально для "Макдональдса" выведена порода кур с огромной грудью, "Мистер МД". Из белого мяса грудки делается популярное блюдо в меню, "Чикен Макнаггетс". Это изменило всю индустрию производства курятины. Курицу стали продавать не целиком, как 20 лет назад, а нарезанной на куски.
...Золотые арки "Макдональдса", по мнению психолога Луиса Ческина, — фрейдистский символ. Это "пара огромных грудей" матушки Макдональдс...
...96% американских дошкольников сразу узнают клоуна Рональда Макдональда. Выше процент узнавания только у Санта-Клауса.
Сейчас в "Макдональдсах" США 8000 игровых площадок, в "Бюргер Кингах" — 2000. "Площадки приводят детей, дети — родителей, родители — деньги". Каждый месяц сюда приходят 90% всех американских отпрысков. Кроме площадок и клоуна их привлекают игрушками, которые вместе с гамбургером и колой входят в набор "Хэппи милз" - "Счастливая еда". Игрушки выпускают сериями после выхода очередного мультика или фильма, их хочется собрать в коллекцию... Мягких зверей "Бини бэби", набитых шариками, за 10 дней в 1997-м продали 100 миллионов!
В результате современный ребенок объедается гамбургерами и пьет в три раза больше колы, чем 30 лет назад. В Америке колу пьют даже 2-летние малыши. (Сегодня тактику Крока переняли множество компаний, осознав, что дети — беспроигрышная категория покупателей, на которую терзаемые чувством вины занятые родители тратят все больше денег.)
По большому счету, вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит детей и кормится ими одновременно: главной рабочей силой этих кафе являются старшеклассники.
Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. В 1958 в "МД" появилась первая инструкция о 75 страницах, в деталях описывающая порядок всех действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, и ее называют "библией Макдональдса".
Эксцентричный японский миллиардер Ден Фуджита притащил "Макдональдс" в свою страну со словами: "Если мы будем есть гамбургеры и картошку тысячу лет, мы станем выше, наша кожа побелеет, и из брюнетов мы превратимся в блондинов".
На самом деле и японцы, и все прочие клиенты "Макдональдса" всего за несколько лет превращаются в толстяков. 54 миллиона американцев страдают ожирением, 6 миллионов супержирны — они весят больше нормы на 100 фунтов (45 кг). Ни одна нация в истории не толстела так быстро.
А порции фастфуда все растут. Сеть "Венди" предлагает "трехпалубный" гамбургер. "Бюргер Кинг" - бутерброд "Великий американец". "Харди" - "Монстра". "Макдональдс" - бигмаки. Потребление газировки выросло в 4 раза. Если в 50-х типичный заказ колы был равен 230 г, теперь "детская" порция — 340 г, а взрослая — 900. Люди подсели на жир и сахар.
В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и овощной диетой толстых раньше почти не было - сегодня они стали как все.
Из книги Эрика Шлоссера, которого за нападки на любимую во всем мире еду называли и называют экономическим невеждой, болваном и фашистом
Это о Макдональдсе. Но то же самое можно сказать о потребительской индустрии всего капитализма. Для нее нет людей, а есть только бизнес и ничего кроме бизнеса.
Сейчас в Америке развернули борьбу с фаст-фудом и многие штаты запрещают использование ее в школьных столовых.
Мир пытается бороться с фаст-фудом и Макдональдсом. Но он должен бороться прежде всего с неумеренным потребительством. Ведь еда – это замещение негатива и стрессов в человеческой психике. Чем больше и увлечение человек интересуется едой, кафе, ресторанами и прежде всего фаст-фудом, тем больше у него проблем в его духовно-нравственной сфере, тем скучнее и бесперспективнее его жизнь, лишенная цели и будущего.
Есть в наших ТЦ фуд-корты с бысро приготовленной едой, своего рода фаст-фуд. Но среди массы предложений, от греческой или восточной кухни до наших российских блинов и борщей пользуется популярностью по- прежнему только Макдональдс. Только там стоят неизменные очереди, и только там питается наша молодежь.

Молодежь не ходит в столовые, русскую кухню с презрением третирует как «советские» привычки и даже пишет посты о том, что наши блюда удивляют иностранцев и кажутся им невкусными.
Ничего удивительного. Каждый народ имеет свою кухню. Вряд ли такая уж изысканная еда в Польше или Чехии, принимая во внимание их капустный бигус или кнедлики, а в Литве и Белоруссии – цепелины.
Дело в том, что сместились общие представления о традициях, самобытной культуре, соответствующей климату и условиям жизни.
Мерилом вкуса стал Макдональдс. Только его имеют в виду, когда отказываются от своей традиционной кухни. Только он стал олицетворением продвинутости, удобства и образа жизни.
Биг-мак из Макдональдса даже обращен в своеобразный золотой стандарт. Именно по его стоимости в странах мира определяют уровень жизни и ВВП на душу населения. Еда, превратившая человека в приложение к самой себе. Мы потеряли не только СССР. Мы потеряли самоидентификацию. Так что юбилей Макдональдса нужно отмечать именно как встроенность России в капиталистический менталитет общемирового масштаба.
